Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Год спокойного солнца |
английское название: |
Rok spokojnego slonca |
год: | 1984 |
страны: |
Польша,
США,
Германия (ФРГ),
Италия
|
слоган: | «No matter what you've lived trough or what you've lost.. love is possible.» |
режиссер: | Кшиштоф Занусси |
сценарий: | Кшиштоф Занусси |
продюсеры: | Хартвиг Шмидт, Регина Циглер, Майкл Бёме, Михал Щербиц |
видеооператор: | Славомир Идзяк |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Януш Сосновский, Магдалена Беджицка |
монтаж: | Марек Денис |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1985 г. |
на DVD: | 21 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Цена свободы, цена счастья. Очень высокая, и где взять силы, мужество, знают очень немногие.
Сразу после окончания Второй Мировой войны уже немолодой военный приезжает в Польшу, чтобы расследовать смерть группы американских лётчиков. Он влюбляется в женщину, которая заботится о своей матери, на их пути всё, и разные культуры, и разный язык, и сложнейшая ситуация, а связывает только мечта, надежда на лучшую жизнь.
Кино захватывает с первой минуты, когда играет красивая музыка и по дороге едет поезд, когда смотришь на американского солдата, который чувствует, его миссия в Европе ещё не завершена. Тонкое, умное, настоящее кино Кшиштофа Занусси.
10 из 10
18 февраля 2013
Этот «негромкий» фильм может показаться медлительным и скучным. Но в него стоит всмотреться. Он неярок, нетороплив, не изобилует неожиданностями, — он похож на жизнь. Жизнь очень трудную, грустную, скудную, не спешащую оправдывать надежды на послевоенное счастье — действие этой картины происходит в Польше в первом послевоенном году.
Однажды случилось читать, что зима 44—45 годов оказалась очень тяжелым и депрессивным временем для Франции, — периодом отчасти более тяжелым, чем годы оккупации. Страна слишком долго жила надеждой на окончание войны, на освобождение, и казалось, что надо только дождаться, дожить, доползти до этого далекого дня, — и все наладится. А — не наладилось. Наладилось, но далеко не сразу. А что-то оказалось сломанным и убитым навсегда. И у людей кончились силы и опустились руки. Голодная зима, никуда не девшаяся нищета, не вернувшиеся из лагерей родные — все это служило поводом к отчаянию, на грани которого удавалось держаться раньше.
Герои «Года спокойного солнца» сталкиваются с чем-то подобным. На земле наступил мир, а в их душах его нет. И вдобавок оба они — полячка и американец — немолоды, и в их возрасте особенно сложно продолжать жить надеждой, смотреть в будущее, чего-то ждать. Уже нет сил ждать. А продолжать жить как-то надо…
Это фильм о том, как двух раненых жизнью людей как-то почти случайно прибило друг к другу, и о том, как вдруг оказалось, что самое главное все-таки не убиваемо в людях — потребность в любви, и готовность к ней, даже в очень не юном возрасте, и способность на жертвенность, нежность и благородство. Среди руин, среди нерешаемых проблем, жестокости, страданий, мерзости расцветает, назло всему, застенчивая, но подлинная любовь.
Но счастье в реальности этого фильма — лишь обреченная, робкая мечта. Спокойная грустная безнадежность разлита в этом фильме, снятом в осенних коричневых и серых тонах, освещенных неярким не греющим солнцем. Счастливый конец был бы неправдой в этом фильме. Его и не будет… Обстоятельства окажутся сильнее, и собственное благородство героини Майи Коморовской встанет на пути к счастью, к которому героям фильма пришлось бы пробиваться, сметая все и всех на своем пути, а они — оба — не такие, они так не могут и так не хотят.
Свои и чужие трагедии стоят между ними, и правда этого фильма — в частности, в том, что через такие завалы действительно не перешагнуть. Для преодоления этих завалов нужна была бы молодость, веселая, наглая, упрямая в своей вере в счастье, нужны были бы спокойная уверенность, убитая войной, или цинизм, которого в персонажах Занусси изначально не было и нет. И получается, что единственное, что осталось им на пепелище, — собственная порядочность и чистота. Это — из того немногого, что тоже так и не было убито. Это — то, за что они держатся. И в этом парадоксальное сочетание залога и невозможности счастья — невозможности счастья сейчас, обещания мира в душе — когда-нибудь в будущем…
9 из 10
30 января 2012
Такие фильмы, как хорошие книги, посмотришь и поставишь на полку, чтобы когда придёт время, взяться за него ещё раз. Абсолютно такая же степень погружения в сюжет, как и в литературе. Ритм киноленты не спешен и в то же время насыщен событиями.
Один из лучших фильмов Кшиштофа Занусси и 80-х годов в целом(а они, как известно были достаточно скупы на произведения искусства, подобные этому). Вообще Европейское кино- это конечно штучный товар(если это не поделка под Голливуд), а штучный товар всегда доступен единицам. И всё же хотелось бы, чтобы как можно больше людей посмотрели эту ленту.
Если по всему миру были сняты тысячи фильмов о войне, то кинематограф восточной Европы во многом сосредоточился на последствиях войны(«Пепел и алмаз»- Анджея Вайды, «Смерть зовётся Энгельхен» — Яна Кадора и Элмара Клоса, «Повозка в Вену»-Карела Кахини). Им(как и нам кстати) досталось не только вернуться с войны, но вернуться на пепелище. Вот и главные герои фильма- это люди без ближайшего будущего и ещё не известно, когда было сложнее выживать во время войны или же после. Представьте ведь в процессе войны была ещё надежда, что дом твой не разрушен, что близкий не убит(ты просто этого не знал), а после Победы, реальность вставала миллионами похоронок и руинами Родины. Всё начать заново, а каково- это, когда ты всё потерял…
Режиссёр наводнил фильм жирными образами, один эпизод, как ксёндз толчёт в ступе заледеневшую святую воду, как бы символизирует оледеневшие сердца людей. Но персонажи Майи Коморовской и Скотта Уилсона не такие. Хоть их вид и выглядит достаточно обречённым, у них осталось то самое человеческое желание помочь ближнему. Поэтому они и потянулись друг к другу, не понимая(она- полячка, он- американец) слов, но разговаривая взглядами(он проникновенно-добрым, она — затравленно-мудрым).
Что может слово… чувства герои раскрывают интонациями, нюансами пластики тела(лёгкими прикосновениями), широкими поступками. Можно долго любоваться красотой, ничем неприметного, а даже грубоватого, лица Коморовской, или верить этим ясным слезящимся глазам Уилсона, читая в их образах искалеченные, но не сломленные души.
И никогда не поздно сделать, то что должен- ведь на это дана целая жизнь. А тяга к счастью, как и тяга к свободе — у человека врождённая.
8 из 10
25 августа 2010