Феномен
Phenomena
6.9
6.7
1984, ужасы, криминал, детектив
Италия, Швейцария, 1 ч 55 мин
18+

В ролях: Дженнифер Коннелли, Дария Николоди, Далила Ди Ладзаро, Патрик Бошо, Дональд Плезенс
и другие
Красавицу-студентку Дженнифер Корвино родители отправили в престижный женский пансион в Швейцарии. Вскоре выясняется, что девушка - сомнамбула, гуляющая по ночам, в то время как кто-то убивает её подруг с неподдающейся описанию жестокостью. Весьма странный биолог, изучающий трупных червей и насекомых, берётся помочь полиции в определении времени убийств...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Феномен

английское название:

Phenomena

год: 1984
страны:
Италия, Швейцария
слоган: «A nightmare ALIVE!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Романо Альбани
композиторы: ,
художники: Маурицио Гарроне, Нэлло Джорджетти, Лучиано Спадони, Умберто Турко, Джорджо Армани, Марина Малавази, Патриция Массаия
монтаж:
жанры: ужасы, криминал, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3800000
Дата выхода
Мировая премьера: 31 января 1985 г.
на DVD: 21 августа 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, криминал, детектив

Постеры фильма «Феномен», 1984

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Феномен», 1984

Отличный хоррор на вечерок

Очень крутой бодренький олдскульный триллер с закрытой школой-пансионом, темой насекомых (причем здесь они исключительно классные товарищи) и неожиданной развязкой.

«Феномен» — это прямо таки пример отличного хоррора на вечерок, и вот почему:

- напряжение, саспенс, динамика

- интересные персонажи и занятные детали

- хороший баланс всяких мерзких штук

- шикосный саундтрек: Iron Maiden, Motorhead и иже с ними

- вызывает приятную ностальгию

В этом кино нет какой-то сложной морали или двойного дна. «Феномен» — классненький фильм для развлечения и разбавления всяких серьезных и «умных» картин.

Он очень легкий и вместе с этим, как я уже говорила, прекрасно держит внимание и градус напряжения в кадре.

У «Феномена» есть своя офигенная ретро-атмосфера. Да, сейчас хоррор переживает этакий ренессанс, выдавая нам подчас прямо таки шедевральные картины (чего только итальянский же «Синьор Дьявол» стоит), однако… таких кино, как «Феномен», уже не снять…

14 марта 2021

Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Вельзевул!

Феномен

Каким бы не был психопатом Ардженто (а «Феномен» явно претендует на звание самого сумасшедшего фильма Дарио), мужик все-таки верит в добро. Еще он походу очень сильно любит животных. Иначе как объяснить тот факт, что один из героев фильма — шимпанзе! Да-да, настоящая обезьяна, которая хорошенько так влияет на сюжет.

«Феномен» — это первая работа Ардженто на английском языке. На главную роль утвердили совсем юную Дженнифер Коннелли, малышка попала в лапы безумца Ардженто после самого Серджио Леоне. Да-да, актриса с детства снималась у именитых постановщиков.

Откровенно говоря — молодая Коннелли чертовски симпатичная и обаятельная особа, но играет не слишком ярко, в некоторых сценах заметно волнение. Зато на втором плане можно лицезреть ветерана хоррора — маэстро Дональда Плезенса (охотился за Майклом Майерсом на Хэллоуин, если вдруг забыли).

Что касается сценария — «Феномен» слегка напоминает «Суспирию». Я уж не знаю, оглядывался ли Ардженто назад или нет, судите сами — в «Суспирии» молодая девушка приезжала в балетную школу, в «Феномене» героиня останавливается в женском пансионате. В обоих фильмах — Ардженто гнет мистическую прослойку (в «Суспирии» ведьмовство, в «Феномене» героиня управляет насекомыми, особый дар).

Хотя внешне они друг от друга отличаются, естественно. Большинство выбирает «Суспирию», но я вам могу сказать точно (без спойлеров, не бойтесь) — у «Феномена» круче финал. «Суспирия» закончилась как-то простенько и быстренько (писал об этом в рецензии на саму «Суспирию»), а вот в «Феномене» — челюсть подбирал с пола, настолько здесь ядреная и даже мерзопакостная концовка. Б-р-р, Ардженто без тормозов (в хорошем смысле).

Советую заценить. Единственная просьба — постарайтесь забыть про реал. Не загоняйте «Феномен» в какие-то рамки, пожалуйста, начнете ведь задавать абсолютно ненужные (фильму) вопросы — зачем взрослый мужик отправил девчонку (в напарниках с мухой) искать маньяка, например. Не надо, а-хи-хи.

Это сейчас Ардженто утонул в трешаке, а в 80-ые годы он мог еще порадовать. «Феномен» подтверждает мои слова. Просто нужно настроиться.

P.S.

По поводу музыки — Goblin, Iron Maiden, Motorhead. Шикарно!

7,5 из 10

6 августа 2020

Логика в фильме где?

Буду пожалуй обсуждать фильм с логической моральной точки зрения.

В начале фильма нам показывают девушку, которая опоздала на автобус и в тот же час была убита. Мы переносимся на несколько месяцев вперед, и что мы видим?

Поступки персонажей весьма глупые, странные и нелогичные в фильме. Они вроде бы в курсе, что поблизости гуляет маньяк, чуть ли не ежедневно происходят пропажи и убийства, но этим клоунам вздумалось, на ночь глядя, идти на улицу. О мотивах маньяка нам тоже ничего неизвестно. Зачем он так жестоко убивает девушек? Зрителю вроде бы дают намек из-за чего он озлобился, но зачем нам его жалеть? Ответственность за свои поступки несёт только он сам!

Теперь к морали. Надо быть добрым, отзывчивым и помогать друзьям (в данном случае насекомые), и тогда они не останутся в долгу. Также, из положительных черт, мы наблюдаем хорошее отношение к старшим, профессора и главной героини, но также мы видим чуть ли не бочку дёгтя со стороны других персонажей.

1-е. Наблюдается сцена курения одной из подруг героини и весьма тихая реакция учителей на это.

2-е. Сцены с участием секса, развлекательного влечения к противоположному полу, той же подруги, и как эта «сладкая парочка» разговаривает друг с другом напрягает.

3-е. Неуважение к учителям. Если вы посмотрели фильм, думаю всё понятно.

4-е. Отрицательный образ семьи. Сын-маньяк, всех режет, а мать не пытается его исправить, а наоборот помогает в этом, пытается отравить главную героиню. Показано просто по-демонически.

6 из 10

И то с натяжкой, ради Clock Tower, которая превосходит этот фильм.

26 февраля 2018

Последний великий джалло Ардженто и последний великий джалло всего итальянского кино. Как у всякого истинного художника, у Ардженто немало мотивов, образов и даже тем, которые проходят через всё его творчество. В «Феномене» же, благодаря мистической составляющей, наиболее наглядно проявилась тема человека и окружающего мира. Дженнифер (её играет будущий лауреат Оскара Дженнифер Коннелли, до этого отлично себя показавшая у самого Серджио Леоне в «Однажды в Америке») имеет способность общаться с насекомыми. А ещё она лунатик, а потому живёт между сном и реальностью.

Ардженто уже начиная со знаменитого пролога настраивает зрителя не просто на страшную сказку, а на рок-фантазию. Помимо «Goblin» и Клаудио Симонетти, здесь звучат «Iron Maiden» и Билл Уаймэн. И всё это дополняется мрачным цветовым решением и суровой горной природой Швейцарии.

Ардженто великолепно противопоставляет жизнь и смерть, рай и ад на примере не только главной героини и маньяка, но и насекомых, которые их сопровождают. Дженнифер сопровождает всё летающее. Словно не только бабочки символизируют душу человека, но и всё способное отрываться от земли. Маньяк же живёт в окружении червяков и личинок. Да и сам облик маньяка резко контрастирует с одухотворённой красотой американки ирландско-норвежско-еврейского происхождения. Словно демон вышел из ада, чтобы убивать людей.

Примечательно, что в отличие от американских триллеров, в джалло Ардженто почти никогда не бывает противостояния героя и злодея. Да герои Ардженто и не способны на это. Зато способна природа или, шире, рок. Сколько арджетовских финалов представляет собой гибель маньяка в результате РОКового стечения обстоятельств! Вот и финал «Феномена» (украденный позднее режиссёром 6 части «Пятницы 13») представляет собой даже не столько возмездие, сколько очищение матери-природы от зла. Ибо зло противно жизни, а потому не случайно сопоставляется с образами смерти.

Помимо 14-летней Дженнифер Коннелли, достойно играющей главную роль, нельзя не отметить Дарию Николоди, создавшую один из лучших образов в кинематографе Ардженто, а также Дональда Плезенса. «Феномен» один из последних великих фильмов ужасов и в его фильмографии.

9 из 10

20 июня 2017

A (very confusing) nightmare ALIVE!

Ух, даже не знаю, с чего начать… Этот фильм одновременно так плох и так хорош, что я до сих пор не могу определиться со своим отношением к нему.

Начну, наверное, с хорошего.

Идея просто безумно интересная и — прошу обратить внимание — необычная для ужастика. Вообще говоря, фильм тем и привлёк меня, что режиссёр при создании фильма зачитывался «Энтомологией и судебной медициной». Более того, он пошёл дальше и коснулся темы коммуникации у общественных насекомых, даже умело вплёл её в сюжет. Проблема в том, что он не сумел впоследствии воспользоваться ею так, чтобы это было интересно. Я имею в виду, там можно было так разойтись, было столько предпосылок, чтобы развить эту тему и сделать её ключевой! Но режиссёр предпочёл почему-то отбросить все свои козыри и сосредоточиться на том, чтобы вызвать у зрителя отвращение (ну, ещё жалость к невероятной красоты главной героине). И очень жаль.

Не стану спорить, что сюжет, в принципе, довольно увлекательный, интересно следить за ходом событий, но.. Но здесь слишком много «но». Вот давайте по порядку. Почему абсолютное большинство поступков всех героев картины настолько глупые и ничем не обоснованные? Они будто марионетки, которые совершают напрочь лишённые логики действия, только лишь чтобы оправдать какие-то сюжетные ходы. Диалоги прописаны так ужасно, что это просто смешно. Герои перескакивают с одной темы на другую, будто роботы, у которых ограниченное количество фраз на каждую из них. Серьёзно, сценарист вообще человек, слышал когда-нибудь разговор живых людей? Честное слово, диалоги у Шьямалана более правдоподобны, чем здесь (боже, фильм, ты заставил меня только что почти похвалить сценаристские навыки Шьямалана, что ж ты творишь!).

Далее. Музыка. Признаю, саундтрек (ведущая тема) очень неплох для тех годов, он яркий и запоминающийся, он тревожный и, можно сказать, атмосферный. Но что касается всей остальной части музыкального сопровождения — оно просто ужасно! Абсолютно неуместный метал в сцене выноса трупа (wtf?) и куче других также не предполагающих такой музыки моментах; другие мелодии (также плохо подобранные к настроению сцен) обрываются на полуаккорде.

Можно ещё много чего сказать о минусах этого фильма, но я хочу остановиться ещё только на двух наиболее важных из оставшихся.

Первое: я не то чтобы эксперт в монтаже, но в этом фильме он, как бы помягче сказать, отвратительный и отвлекающий?.. Сравнить с тем же «Хэллоуином», снятым намного раньше, или «Кошмаром на улице Вязов», это же просто небо и земля. Он не просто невыдающийся, он действительно кривой и будто тыкающий зрителю в лицо — да, вот на это надо обратить внимание! а на это не надо! ты туда не смотри, ты сюда смотри! Ну и масса лишних сцен, не знаю даже, к чему это отнести, к сюжетным недочётам или непродуманному монтажу.

И второе: актёрская игра. Её нет. Нет, вру, мне понравилась игра энтомолога. И в принципе, это единственный симпатичный мне персонаж в этом фильме, если забыть про его слегка вводящую в конфуз реплику о возбуждающемся на девочку жуке. Так вот, игра, как бы так выразиться, чтобы не проспойлерить, злотворца (ух ты, такое слово и правда существует) с первых кадров кричит «я зло, я чистое зло! не смейте предположить, что кто-либо другой в этой картине может занять место главного антагониста!», даже в последние минуты фильма (когда его личность как злодея ещё не раскрыта) он каждым своим действием и словом выдаёт себя, даже моя улитка в страхе унесла бы свою несчастную ногу от этой чертовщины. И тут мы подходим к главному провалу этого фильма, а именно — к исполнительнице главной героини. Тут даже не о чем особо рассуждать, молодая Дженнифер Коннели, безусловно, очень красива, но она здесь абсолютное бревно. И это обидно, на самом деле, потому что этот персонаж мог бы, при должном исполнении, выйти интересным и живым. Опять же, если убрать несуразные поступки, реплики и так далее.

Не буду оценивать этот фильм, и рецензия не отрицательная, поскольку, несмотря на все недостатки, в этом фильме есть что-то, что заставило меня к нему проникнуться. Впрочем, советовать к просмотру всё же не буду, если вам дорого ваше время. Только в случае, если вам по душе фильмы, при просмотре которых не уверен, смешно ли тебе, или грустно, или неловко, или всё сразу.

3 июня 2017

Феномен необъяснимых поступков

Я пересмотрел много фильмов ужасов, но к сожалению многие из них меня разочаровали наличием двух главных проблем:

1) Множество резких появлений всякой дряни в кадре с громким звуковым сопровождением (по факту это можно назвать скримерами). Когда весь ужас фильма строится только на таких скримерах, а не на соответствующей атмосфере и интересном мрачном сюжете, этот фильм можно смело относить к киномусору.

2) Нелогичные, не поддающиеся никакому объяснению действия персонажей. Бывает, что на протяжении всего фильма возникает куча вопросов, типа «Зачем она одна полезла в подвал без какого-либо оружия?», «Почему нельзя добить или хотя бы связать потерявшего сознание маньяка вместо того, чтобы спотыкаясь, бежать в тёмный лес?» и так далее. Это кстати не только к ужасам относится, но почему-то чаще всего именно в этом жанре персонажи ведут себя как идиоты, совсем не думающие головой.

Что же касается Феномена, тут к счастью первая проблема отсутствует (в те годы видимо ещё не умели делать качественные скримеры). Напротив, я могу отметить неплохо созданную жутковатую атмосферу. Саундтреки подобраны неплохо, разве что я не совсем понял, зачем здесь нужен был хеви-метал (раза 3 или 4 он прозвучал, причём не во время драки пьяных байкеров, а просто так). Ну да ладно, это не так важно. А вот вторая проблема тут налицо. Весь фильм главная героиня и окружающие её люди творили непонятно что. На протяжении просмотра у меня складывалось впечатление, что это трэш-камеди-ужасы по типу Живой Мертвечины. Местами я смеялся (например когда обезьянка найденным в мусорке скальпелем кого-то убивала). Хотя стоит отметить, что сюжет в этом фильме есть и он неплох и необычен, именно он вытягивает этот фильм со дна.

Я не люблю придираться к актёрскому составу и актёрской игре, но тут она просто ужасна. Главная героиня безусловно симпатичная, но все её эмоции выглядят почти одинаково (вспоминается шутка про Кристен Стюарт из Сумерек). Такое чувство, что по сценарию она всё время находится под какими-то веществами. Исполнение остальных ролей тоже оставляет желать лучшего (повеселило выражение лица умирающего мужичка, а девушка в начале фильма кричит так, как будто не от маньяка убегает, а услышала смешную историю и не может успокоиться).

Итак, фильм можно назвать неплохим за его интересный сюжет и атмосферу, но тупые действия персонажей (особенно главной героини) и отвратительная актёрская игра портят всю картину. Поэтому 5 из 10. И то с натяжкой.

5 февраля 2017

Wind of change

Не являясь знатоком и поклонником направления «джалло», ухватился за желание посмотреть первый англоязычный фильм «малоизвестного» отца «великой» Азии Ардженто. «Феномен» с ангелоподобной Дженнифер Коннели и неожиданно зубодробительным саундтреком. Также галопом нужно отметить словно сошедшую с полотен Марио Сальери Далилу Ди Лаззаро в роли жгучей директрисы пансионата, сообразительного шимпанзе (знакомый Адриано Челентано) да проникающий «во все щели» выразительный ужас.

Если значение слова «джалло» дошло до меня правильно, то рассматриваемый фильм в качестве первого урока отлично представил мир характерного поджанра ужасов. Чудное переплетение детектива, триллера, мистицизма, хоррора в один большой клубок позволило разглядеть интересную интерпретацию всепоглощающего страха. В «Феномене» он порой так далёк, но и в то же время близок. Первой деталью, что я подметил в самом начале, был ветер. Ветер — не как поток воздуха, несущий долгожданную прохладу вспотевшему телу, а как безудержное дыхание приближающегося маньяка.

Забавным показалось сравнение девственно чистой Дженнифер с самим Вельзевулом, Повелителем мух. Даже в таком дорогом и респектабельном заведении нашлись свои придурки, которым лишь бы найти изгоя. Кстати, будь фильм слэшером, можно было бы с радостью избавиться от них всех. Но в рамках джалло протагонист не должен отвлекаться на ерунду, поэтому своеобразное расследование дела приводит девушку в казалось бы знатное тупиковое местечко, однако сделанное открытие может шокировать даже бывалых хладнокровных ребят.

В последние 30 минут происходит много чего, поэтому раскрытие всех тайн конкретно бьет обухом по голове. Главный страшный аттракцион как раз будет ждать зрителя в концовке. Напугает не только его появление, но и активные действия по отношению к Дженнифер. Честно, давненько не приходилось ощущать в сознании подобный ужас: причудливое сочетание сюра с действительностью. Разумно предполагать, что во время поимки преступника с поличным он должен ощущать страх, но в случае «Феномена» всё происходит абсолютно иначе.

Осознаю, что творение Дарио Ардженто может вызвать положительные ощущения не у всех. Для кого-то бред, для второго наивно, третьему скучно. Я сам ожидал увидеть активное использование членистоногих тварей, ибо маленькие насекомые вызывают трепет, но, к сожалению, они остались на втором плане. При этом грех жаловаться на такой фильм, который сочетает яркий хэви-метал с напряженными сценами. Поразительно непредсказуемый «Феномен» отлично подойдет для пугливой девушки и её храброго бойдруга. Будем!

8 из 10

18 июля 2016

Natura маниакальная

На дворе год 1984 от Р. Х. Жанр под названием «джалло» существует уже несколько десятилетий, но переживает не лучшие времена. Его родоначальник и основатель Марио Бава отправился в мир иной, завещав своему сыну Ламберто и другу Дарио развиваться и совершенствоваться в заданном направлении, что они успешно и делали на протяжении всей оставшейся жизни. Но удерживать планку, сохранять чистоту традиций «джалло» оказалось не просто. Дело в том, что все оригинальные авторские идеи, стилистические приемы, онтологические понятия жанра стали постепенно растворяться в мутном мареве общего котла кинематографа. И что много хуже основные, формообразующие наработки «джалло» перекочевали в супер-популярное направление ужастиков под названием «слешеры». В восьмидесятые годы «слешеры» неизменно срывали кассу (в 1983 году на данный жанр пришлось 60% всех кассовых сборов), а кинотеатры оказались забиты всевозможными маньяками и затоплены океанами крови. Проблема заключается в том, что далеко не все картины этого направления отличаются высоким качеством. Такие фильмы как «Хэллоуин» Карпентера или «Одет для убийства» де Пальмы являются скорее исключением, чем правилом. В основном, публику развлекали абсолютно второсортными, халтурными картинами. Как мне кажется, радикальный стилистический аристократизм «джалло» убил (причем жестоко и изощренно) выхолощенный формализм «слешеров».

Но несмотря на довольно сложные обстоятельства в течение всего восьмого десятилетия Дарио Ардженто продолжает регулярно выпускать новые картины, продолжая удивлять публику своей неиссякаемой творческой энергетикой. Но быть оригинальным получается уже не всегда. Скажем, рассматриваемая лента в дискурсивном отношении полностью идентична легендарной картине режиссера «Суспирия» (1977), хоть и кардинально отличается от последней визуальным решением.

Молодая, привлекательная девушка Дженнифер переезжает из США в женский пансионат им. Вагнера (любимый прием режиссера с противопоставлением высоких культур Старого и поп-культуры Нового света), затерянный в широких просторах Швейцарии, где орудует серийный маньяк, вырезающий молоденьких девочек. Одной из его жертв становится единственная подруга героини…Похоже, убийца и на Дженнифер положил глаз, но это обстоятельство совершенного никого не интересует. Понимая всю безысходность своего положения она решает сама выйти на след преступника. В этом трудном деле ей помогает профессор-энтомологии МакГрегор, желающий отомстить убийце за смерть любимой ученицы, и собственные феноменальные способности понимать язык природы

Из-за скудного нарративного наполнения и бледных персонажей в картинах данного направления обычно можно наблюдать абсолютную аритмичность повествования. После невероятно живых, красочных и насыщенных murder-сцен следует ужасно тягостные, скучные и убийственно ненатуральные диалоги, карикатурные эмоции героев и попытки вернуться в русло рассказываемой истории. В рассматриваемом фильме ситуацию спасает четырнадцатилетняя(!) Дженнифер Коннелли, которая уже в своем первом фильме, показывает блистательные актерские способности. Она создает очень пластичного, органичного и целостного персонажа, полностью располагает к себе зрителя, заставляя сопереживать своей героине. Весь фильм ей удается удерживаться на, свойственном для ее возраста, стыке невинной, но возбуждающей чувственности подростка и латентной сексуальности взрослой женщины. Коннели, на мой взгляд, является самой главной находкой для фильма Дарио Ардженто, который в «Суспирии» крайне неудачно использовал для той же роли почти тридцатилетнюю(!), заумную и а-сексуальную Джессику Харпер.

Однако, сюжет, в данном случае — не главное. Нужно рассмотреть на чем же зиждется философия «джалло»? В первую очередь на убийстве и хаосе, как первопринципах всего сущего. Страстью к насилию и уничтожению проникнуто все — от скрытых, неосознанных человеческих влечений до стихийных сил природы. В данном фильме акт убийства становится уже «поливидовым» признаком существования — его совершают все представители человечества (мужчина, женщина, ребенок), чистые стихии, насекомые и животные (причем, только применительно к первым понятие «убийства» можно трактовать однозначно). Зло, как таковое, в «джалло» имперсонально, вневременно и всеядно. Несмотря на тот факт, что главная героиня остается жить, утверждая таким образом принцип неубиваемой витальности и «вечной» женственности, создатели намеренно оставляют пространство для вопрошания, давая понять, что проиграна битва, но не война, ведь насилие и смерть являются если и не основополагающей, то уж точно, как минимум, неотъемлемой частью нашего существования.

Но самым захватывающим и эффектным приемом «джалло» всегда были визионерские находки, зачастую колоссально превосходящие прочие аспекты картины и поднимающие общее впечатление от фильма до заоблачных высот. В этом отношении «Феномен» не является исключением — каждое из его визуальных решений можно разбирать по отдельности. Во-первых, Ардженто полностью сменил колористику кричаще-алых цветов «Кроваво-красного» и «Суспирии» на мягкие, глубокие зеленые полутона со значительными вкраплениями белого цвета (символа невинности, поэтому Дженнифер носит только белые платья). Во-вторых, антураж городского пейзажа с богатым архитектурным ансамблем уступил место первозданным полям и лугам. Визуальная же репрезентация природы оригинально базируется на контрасте — воздушные, невесомые общие планы великолепных пейзажей, цветущих полей, могучих лесов порождают воодушевленное лирическое настроение… Которое тут же разрушается крупными планами внутренней жизни «праматери». Вся эта величественная красота питается смертью и гниением. Почва для небесного роста образуется в результате непрестанной работы миллиардов червей, жуков и опарышей (предельное выражение низших инстинктов в природе), поедающих убитые кем-то и когда-то (уже неважно) мертвые тела, превращая последние в живительную пищу. Ардженто намеренно смакует крупные планы этой «грязной работенки», вызывая у зрителя реакцию отвращения, резко контрастирующую с идиллическим чувством восприятия красоты (интересно, что тот же прием будет использован Линчем в первой сцене «Синего бархата»). Уже эта визуальное решение полнее, чем любой сюжетный ход, выражает общее идейное содержание и основную онтологическую установку «джалло». Далее, режиссер не довольствуется тем фактом, что девственная Дженнифер, подобно непорочной Еве еще не вкусившей плода, едина с природой только по сценарию, он выражает это и чисто технически, поэтому модальность взгляда на происходящее становится еще более инвариантной. К стандартному субъективному восприятию (глазами маньяка, жертвы), объективному (свидетеля, Бога) добавляется квази-субъективное видение мира животными и насекомыми, которое обеспечивается применением специальных линз и светофильтров.

Не менее интересно и музыкальное сопровождение фильма, выдержанное в стиле тяжелого рока и heavy metal (звучат треки групп Motorhead, Iron Maiden и Goblinа основного композитора Ардженто). Поначалу это звуковое решение выглядит непривычно и обескураживающе (кстати, оно идет в разрез с основными композиционными оформлениями слешеров, сравните, например, с музыкой из «Хэллоуина») и только ближе к концу понимаешь насколько же оно важно для создания ядреной, мощной, втягивающей в себя без остатка атмосферы. Только такой звук и может вполне выразить паническое, безумное состояние жертвы, приговоренной к смерти от рук маньяка.

В общем и целом, следует сказать, что «Феномен» — очень качественная картина Ардженто, в которой ему, хоть и не без труда, удается выдерживать довольно ровный ритм на протяжении девяносто минут хронометража, чтобы в последние полчаса взорваться кровавой буффонадой, безумной фантасмагорией, по своему эмоциональному и визуально-эстетическому наполнению оставляющей далеко позади неблагодарных, незаконнорожденных пасынков из слешера.

18 ноября 2015

Сумбур

Смотреть Дарио и его киношедевры мне рекомендовала подружка, любительница итальянского негламурного хорора. Мне была дана гарантия, что после Ардженто я поврежусь рассудком, мой мир рухнет, чтоб потом восстановится в новом виде, а я перестану быть прежним. Чтоб основательно разобрать себе крышу, я выбрал «Феномен», потому что он был тепло принят критиками и зрителями. Проверенное средство изменения сознания, значит. Я с энтузиазмом принялся за просмотр и, режьте на части, ничего не понял в этом сумбурном и трешовом зрелище.

А началось-то как обещающе! Девушка отстает от автобуса и оказывается где-то в глуши. Уже расслабляешься. Вот и началось, сейчас все случится как надо, по-хардкору. Но нет, ее убивают, а дальше закручивается какой-то неудобоваримый трешак.

Повествование невнятно. Что в этом фильме ради чего, зачем началось и почему так закончилось. Почему лунатизм ГГ, вовлеченный в расследования убийств, такой картинный? С метаниями по кровати и яркими галлюцинациями, во время которых Дженифер видит картины преступлений? Зачем ей при таком неслабом даре эти ручные пчелы? Почему она так по-киношному встречается с профессором-любителем насекомых? В каждом эпизоде есть что-то наивное.

Сцены, где нам показывают сомнамбулические состояния героини, кажутся кадрами из какого-то старого рок-клипа. Я не могу определить, хорошо это или плохо.

«Проходные» эпизоды непришейны. Для чего нужны какие-то подружки ГГ и насмехающиеся над ней соседки по пансиону, если они ничего не добавляют к повествованию? Сама жизнь девушки в пансионе показана мертво и бутафорски. Нет ощущения того, что это все по-настоящему. Собственно, отсутствие в фильме реалистичности и оттолкнуло меня. Первый раз смотря хорор подумал, что в этом кино все не как у людей. А без реалистичности нет и остроты, и сюрреалистичности. Есть трешовость, но это спорное качество.

Насекомые в фильме будто бы отдельная тема. Не пойму, в чем Дарио «нагнул систему». Эти в общем интересные божьи твари давно частые персонажи фильмов, когда отрицательные, когда положительные. Есть целые поэмы о их жизни, например, художественно-документальный «Мирокосмос». В разных фильмах разного достоинства они помогают распутывать преступления, узнавать мистические тайны, помогают героям гадать над разными сюжетными затруднениями и т. д. Хотя меня могут осадить тем, что Дарио де первый и в деле демонстрации необычного взгляда на насекомых один из лучших. Я не знаю. Мне не удалось почувствовать в этом рассказе никакой силы. Вообще конструкция «красивая девушка понимает язык зверей» не ожила в руках режиссера, оставшись, чем кажется, а именно какой-то частью фантазий маленьких девочек. Только у тех обычно понимают язык единорогов, а героиня Дарио Ардженте — язык насекомых.

Ближе к концу фильм расходится и смотреть его становится интересней, где-то ты даже начинаешь бояться, хотя конец как всегда «открытый».

Еще раз повторю, я не увидел ничего, что смогло меня задеть и уж тем более что-то во мне повредить. Я по-просту ничего не понял.

И вот ценители уже готовят гнилые помидоры, потому что я не прав и к зрелищу не подготовлен. Де зрелище не для простых глаз, чтоб понять, нужно иметь настрой, много специальных знаний и вообще иметь особый внутренний склад. Такое случается. Как с олениной в клюквенном сладком соусе: ешь и не понимаешь, кто додумался добавить приторный соус к мясу, воняющему псиной. Но люди ценят. И, наверное, не просто так.

19 апреля 2015

Отмеченная насекомыми

Главная героиня — 14 летняя девочка по имени Дженнифер — отправляется в Европу в специальный пансионат для проведения учёбы. Однако та местность, где она живёт, славится многочисленными жестокими убийствами молодых девушек. К тому же Джениффер не совсем обычный девушка — у неё редкий дар, благодаря чему она способна общаться и гармонировать с насекомыми, а ещё она страдает лунатизмом. В дальнейшем всё это перемешивается в настоящую игру на выживание, так как в один прекрасный момент Дженнифер сама того не желая становится свидетельницей убийства.

Картина Дарио Ардженто начинается как обычный среднестатестический молодёжный слэшер. Вот вам первое закадровое убийство, вот вам представленные главные герои, и вот уже зритель начинает гадать как дальше всё будет происходить, кто станет следующей жертвой, когда он понимает, что начало является обманчивым, что режиссёр таким нехитрым способом заставляет зрителя наблюдать за жизнью непростой девушки. Наблюдать и восхищаться.

Я не знаю ещё подобных картин, где столько мерзкие моменты убийства могут быть поданы действительно неприятно и шокирующе. Я думаю, тут немалую роль играет тот факт, что убийцу как такового в кадре и не показывают — ни рук, ни ног, лишь преследующая очередную жертву кинокамера. А потом взмах, и жестокое убийство. Становится действительно неприятно, а каждую жертву (хоть её характер нам и не раскрывали) становится по-настоящему жаль. Немалую роль тут играет чарующая, и я бы сказал, необычная атмосфера. Мрачная, захватывающая, безрадостная, словно ты ощущаешь себя в постоянной опасности даже в окружении кого-либо. И особняком все этого служит по своему прекрасная главная героиня и её дар, показанный в чудесном виде. Я даже не погрешу, назвав «Феномен» Тёмной Сказкой, где добро в лице юной особы противостоит злым силам.

Как я уже сказал ранее, фильм не о том, чем кажется на первый взгляд. Центральным персонажем тут становится главная героиня, которая за короткое время в Европе успевается набраться отнюдь не положительных впечатлении. Режиссёр ничего не упускает, всё, что с ней происходит, что относится и не относится к общему сюжету, всё показывается. Многие подумают, что такой ход лишний, но на деле это не так. Все её приключения, будь то мимолётное катание с неизвестными парнями, или постоянные стычки со сверстницами показаны очень и очень интересно, и как бы отвлекают нас от общей канвы. Вряд ли кому понравится такой ход, но как по мне, он служит одной из основ атмосферы.

Посмотревший фильм задаст вопрос: к чему всё это? Зачем нам показывают жизнь школьницы, зачем нам знать, что она управляет мухами и другими насекомыми, зачем под конец сделали довольно неожиданный твист с обезьянкой? Ответ прост — чтобы завлечь зрителя. Да, финал предсказуем, но и по своему необычен. Да, есть недочёты по поводу происхождения маньяка и его мотивов, за которые действительно обидно. Но Ардженто своей необычностью удалось завлечь меня на 2 часа, а этим не каждый фильм может похвастаться.

Что касается спецэффектов, то тут к сожалению видим печальный результат. Для 84 года тогда они казались устрашимыми, сейчас они уже не воспринимаются как должное, хотя внешний облик маленького чудовища действительно внушает ужас.

«Феномен» — по своему феноменальный фильм. Удивительная смесь прекрасного и не прекрасного, ужасного и не ужасного, этакая сказка, которую не стоит читать маленьким детям.

8 из 10

2 февраля 2015

Я, вообще говоря, итальянцев не очень люблю. Не по душе мне их привычная неторопливость и размеренность в развитии сюжета, долгие крупные планы в кульминационных сценах, пронзительно кричащие (или громко сопящие) жертвы, нарочито медленно отползающие от преследователя, музыкальное сопровождение в духе «пум пум пум пум пум ААА», и многое другое. Перечисленные черты, по-моему, наличествуют во всех фильмах от Бавы до Фульчи, что мне доводилось видеть. Короче, трудно мне не уснуть при просмотре (Седьмые врата ада с четвёртой попытки только посмотрел от начала до конца — представляете, с четвёртой!).

А вот Феномен мне понравился. Давненько, правда, смотрел, но очень хорошо помню два впечатления — глубокое омерзение от сцены «Дженнифер Коннели в луже с разлагающейся человечинкой» и как я вздрогнул при виде гадкой твари, когда её первый раз показали нам. Обе сцены — несомненная удача создателей фильма. Собсно, ради этого только фильм и стоит смотреть. Всё остальное — шаблонный итальянский слэшак (они называют «джалло» — понтуются). Увы, приходится признать, час мы спим, а в последние 15 минут получаем удовольствие. К счастью, признаём — оно того стоит. Удивил и саундтрек, между делом.

А Дженнифер Коннели потом снимется в невыносимо опопсовевшем «Реквиеме по мечте» — самом популярном в массах саундтреке для какого-нибудь тревожно-грустного видео.

6 апреля 2014

Это мог бы получиться прекрасный атмосферный фильм, если бы не хэви металл, прущий изо всех щелей, когда нужно и ненужно. Похоже, режиссер — сам любитель металла, не устоял понавставлять песни любимых групп, но черт возьми! слушал бы он их дома, в фильме все эти треки — как вставные зубы.

Много, на мой взгляд, лишний сцен, без которых фильм бы только выиграл. В итоге — безвкусно навалено все в двухчасовую кровавую ФЕНОМЕНальную кучу. К кульминации уже даже не смешно — столько всего происходит с Дж. Коннели за 5—7 минут экранного времени.

Справедливости ради нужно отметить, что достойные моменты есть, их много, не зря разработчики игры Clock Tower вдохновлялись именно этим фильмом.

19 октября 2013

Сон разума рождает чудовищ

Притаившийся среди тихой умиротворенной природы женский пансион в Цюрихе готов принять в свои обьятия новых учениц, еще не успевших опериться птенцов, готовых к новым открытиям в этом суматошном мире. Кажется, что лес вокруг дышит неким ощущением неизведанного, потустороннего и мы будто входим в мир снов. Сны, впрочем, для Дженнифер Корвино являются больной темой, но она даже не догадывается, что ее сомнамбулические проявления приведут к ужасающему кошмару.

На протяжении долгих лет режиссерской и продюсерской карьеры Дарио Ардженто оставался верен своему стилю, создав в итоге целый культ своих картин, разодранных впоследствии другими режиссерами на цитаты. Не оказался исключением из этого правила и фильм ужасов 1984 года «Феномен», ставший одной из наиболее известных работ Ардженто 80-х годов. «Феномен» — это сочетание классического джиалло-хоррора со всеми присущими ему элементами, начиная от зрелищных сцен убийств девушек и заканчивая мощно закрученной детективной фабулой, и классического же рассказа с готическим привкусом, придавшем фильму налет странного сна, в котором так долго блуждает Дженнифер Корвино, прекрасно воплощенная на экране тогда еще молодой и невинной Дженнифер Коннелли, создавшей весьма необычный образ героини хоррора. Также превосходно сыграли своих героев Дария Николоди, Патрик Бошо и Дональд Плезенс.

Оператор Романо Альбани снял фильм в мрачной и вместе с тем стильной манере, насыщая кадры как натуралистичными сценами, так и столь красивыми, что некоторые кадры вполне достойны висеть в картинной галерее, являясь примером цельности и эстетической завершенности.

Прекрасным дополнением к фильму стало и музыкальное сопровждение, созданное Саймоном Босуэллом и группой «Гоблин», с которой Дарио Ардженто сотрудничал неоднократно и музыка которой стала одной из визиток творчества режиссера. В этом фильме саундтрек тоже превосходен, идеально сочетаясь с картинкой и создавая один из важнейших для любого качественного хоррора элементов — атмосферу.

Я рекомендую этот великолепный фильм всем поклонникам фильмов ужасов, трэша и ценителям творчества Дарио Ардженто.

10 из 10

19 февраля 2013

Тело Дженнифер

Девица изменившимся лицом бежит пруду. Устоявшийся штамп из романтической новеллы? Может быть. Особенно если вы считаете, что бегущий за ней монстр-убийца — это тоже романтично. Да и пруд на поверку оказывается бассейном, в котором месяцами разлагаются расчлененные трупы. Фрагменты тел изменились до неузнаваемости, вода приобрела ржаво-бурый оттенок, повсюду плавают волосы и ошметки кожи. Зато сверху на все это смотрит полная Луна, да и девица в белом платье черноволоса и миловидна, как принцесса из детской сказки. Дарио Ардженто балансирует на острие ножа — с одной стороны романтика, с другой — липкий, тошнотворный ужас. Поэзия могильных червей и гниющих голов. Баллада, написанная кровью. Если влюбленный хочет подарить девушке свое сердце, он со всеми натуралистичными подробностями вырежет его из груди, а затем бездыханный упадет у ее ног.

Дженнифер обладает живым воображением и ходит во сне. Страна Чудес ждет ее, надо лишь следовать за мясной мухой-саркофагой, питающейся падалью, и с особым удовольствием — человечинкой. Королева Червей рубит головы с поразительным энтузиазмом и не прибегает для этого к услугам палача. В безумном чаепитии участвуют сумасшедший Профессор и Мартовский Шимпанзе с опасной бритвой в руках. Где-то написано «Съешь меня», и это яд, а птица Додо — обезображенный убийца. И если настоящая Алиса смогла проснуться, то Дженнифер, оказывается, не спит…

Древние греки верили, что бабочка — символ души человека. Они вообще были идеалистами. Потому что у некоторых души остаются отвратительным гусеницам. К тому же бабочки так хрупки и недолговечны. Сожмешь кулак посильнее, сломаешь, сдуешь с руки разноцветную пыль… Красиво. С гусеницей так не получится. Поэтому так интересно охотиться за чистыми, невинными душами. Заставлять их проходить через ад, гниющую воду, блевотину и кровь. Не нужно бояться крайностей, не нужно закрывать глаза, это действительно красиво. Больная муза режиссера, его танцующая змея завораживают и пугают одновременно. На цветах зла не собирают мед пчелы, ибо они засижены мухами, а земля под ними удобрена трупами. Ты знаешь, что тебе нравятся эти мертвые цветы, и от этого немного стыдно. Наверное, это даже отчасти извращение, что ж, мама, мы все тяжело больны, мама, мы все сошли с ума. Вот идет наш психиатр, его зовут Дарио Ардженто, он сделает укол, и мы вновь увидим красочные сны, полные разрушительной красоты разложения…

6 июня 2012

Прекрасное в безобразном

Мир насекомых. Он настолько обширен и загадочен. Что мы знаем о нем? Умеют ли эти необычные беспозвоночные существа думать, принимать какие-то решения наперекор бессознательным инстинктам, что-то чувствовать и понимать? Многих людей пугает это монструозное царство противных шевелящихся лапок, тонких длинных усиков, непропорциональных слизких туловищ и «раздутых» страшных глаз, но только не Дженнифер, выделяющуюся своим пристрастием к членистоногим представителям живой природы. Главная героиня ведет зрителя на волшебную экскурсию, посвященную ползающе-летающим микроорганизмам, путешествие, позволяющее раскрыть невероятные возможности этих небесных созданий, переступить через брезгливость и отвращение, взглянув на безобразное с точки зрения прекрасного.

И ведь на удивление действенный эффект! Ты неожиданно разеваешь рот и поверить не можешь в то, что такая юная милая особа спокойно ловит залетевшую в машину громадную пчелу и начинает нежно гладить ее по мягкой шерстке, успокаивая заистерившую попутчицу. Воистину бесподобный образ прелестной непорочной девы, так душевно и трепетно относящейся к жужжащим «друзьям», что как-то непривычно воспринимается, и в то же время интригует до помешательства. Ее искренность и пронзительный добрый взгляд вкупе с твердостью и непоколебимостью не может не подкупать. Вскоре мисс Корвино осознает, что обладает настоящим даром — необъяснимой паранормальной взаимосвязью с насекомыми, который оборачивается для нее одновременно и проклятием. Этому свидетельствуют насмешки со стороны сверстниц и желание руководства элитной школы, в которой учится феноменальный подросток, упрятать несчастную в психушку.

«Феномен» — это какой-то уникальный чудодейственный сплав из мистики, триллера, детектива, брутального хоррора и фантастики. Ночные кошмары бродящей во сне героини под звуки бабахающих инструментальных мелодий сменяются метафоричными иллюзиями, моментально перетекающими в не менее суровую реальность, и снова растворяющимися в воображении, вводя зрителя в гедонистический ступор. Сцены жестких кровавых убийств переплетаются с умиротворяюще-угрожающими кадрами мрачной ночи, подозрительным шелестом листвы, холодным пронизывающим ветром, как будто приносящем в здешние пространства откуда-то издалека непобедимое зло, буквально насквозь протыкающее своих жертв металлической пикой.

В своем произведении Ардженто мастерски преподносит различного рода мерзости так искусно и, можно сказать, с примесью феноменальной магии, околдовывая зрителя, что наступает состояние безмолвно ликующего паралича. Хочется всматриваться в моменты ползания жирных трупных червяков, увеличенного изображения мечущейся в стеклянной коробке дрозофилы, или взбесившегося роя мух, летящего на помощь к своей повелительнице. Эстетично-изощренный стиль съемки с резкими изменениями происходящих событий завораживает, обеспечивая поток самых разнообразных эмоциональных потрясений и тревожных ассоциаций. Местами, правда, приходит ощущение затянувшегося спектакля с расследованиями-скитаниями и переизбытком электронной музыки, а также с нелогичными поступками героев и заторможенностью их реакции (к примеру, что надеялась сделать Дженнифер, поехав в одиночку исследовать место пропажи одной из жертв?). Но в целом, эти замечания не фатальны, т. к. «Феномен» больше привлекает именно своеобразным антуражем. Ближе к финалу медленно закипающая, как топленое масло на сковороде, атмосфера посредством грамотно нагнетающегося безумия заставляет мышцы сжиматься от нервного напряжения, выдавая зрителю один жуткий сюрприз за другим, фактически препарируя неподготовленное расслабленное сознание внезапной порцией ужаса, будто тебя только что сбросили с теплой комфортной постели в наполненную ледяной водой ванну.

Итог. Стильное, таинственное, оцепеняюще-волшебное кино, напоминающее старинное величественное древо, ветви которого изящно переплелись друг с другом и друг в друге, воплощая единую вдохновляющую композицию тошнотворного ужаса и эстетического превосходства. Даже людей, страдающих неизлечимой инсектофобией (как и, собственно, автор рецензии), просмотр данной ленты может на некоторое время заразить гипнотизирующей инсектоманией.

8 из 10

3 мая 2012

Повелительница мух

Волшебной красоты картинка, запутанный детективный сюжет с необычными персонажами — насекомыми и обезьяной, просто потрясающее музыкальное оформление, красивая и хрупкая Дженнифер… Вот те выразительные средства, при помощи которых Дарио Ардженто рассказывает нам на экране свою жутко — прекрасную сказку, где красота и отвращение переплетаются так тесно, что почти проникают друг в друга. Дженнифер, в исполнении юной американки Дженнифер Коннелли — совсем как юная сказочная фея, которая любят всех насекомых и совершенно их не боится. Она любит их и может управлять ими. А насекомые любят её и стараются помогать ей, защищать её.

Шелестящий ли это рой насекомых, огромной стрекочущей тучей накрывший здание школы имени Рихарда Вагнера (как налетевшие яростные валькирии). Или маленький светлячок, приведший её к потерянной убийцей черной перчатке (ну какое же джалло без черных перчаток!). Это и саркофагус, ведущий Дженнифер к месту захоронения трупов пропавших девушек, ставших жертвой маньяка — убийцы.

Девочка — феномен, которую слушаются насекомые, и насекомые, используя свои феноменальные для людей способности вместе ведут феноменальное расследование. Они пытаются вычислить личность маньяка, убивающего учениц школы при помощи длинной составной пики. У Дженнифер есть еще одна странность — она ходит во сне. Но не это самое страшное, а то, что во время этого сна она видит сцены убийства и идет туда, где это убийство происходит. Найти убийцу- это единственный способ рассчитаться с ним за то, что он убил её подругу и её друга — энтомолога. А так же единственная возможность спасти свою жизнь, ведь теперь неизвестный маньяк в черном плаще и шляпе охотится на неё.

У фильма несколько ложных финалов, не дающих расслабиться ни на секунду. Режиссер и оператор будут столько раз бросать вас из великолепия визуальной красоты картинки в ей же ошеломляющую мерзость, чередуя восхищение и отвращение, что почти перестаёшь понимать, когда одно переходит в другое. Это ощущаешь, например, в сцене, когда Дженнифер пытается выплыть из пылающего огненного кольца разлитого по воде бензина. Испытываешь страх и восхищение одновременно: страх за героиню и восхищение от операторской работы и подводных съемок.

Лучший фильм Ардженто, на мой взгляд. В нем все настолько точно выверено и сбалансированно, что выглядит единым монолитным шедевром, не рассыпаясь на составляющие: сюжет, картинку, музыку, актерскую игру, режиссерский замысел. Каждый добавляет свою краску в общую палитру, и общая картина обретает совершенную законченность.

В этом феноменальном расследовании невозможно предугадать, что будет дальше, кто скрывается под черным плащом убийцы, каков будет его следующий шаг, чем грешат, чего уж скрывать, многие фильмы жанра джалло. И, если знать его законы и его составляющие, убийцу можно вычислить самому еще до финала. В «Феномене» этого нет. Даже когда мы узнаем имя убийцы, нас ждет еще несколько сценарных твистов, так быстро сменяющих друг друга, что дух захватывает. Сюжет настолько непредсказуем, что фильм всецело завладевает вниманием с первых кадров и уже не отпускает тебя до самых финальных титров. В него действительно погружаешься с головой, не в состоянии оторваться от экрана. Ты наблюдаешь за полетом мух и копошением трупных червей в гниющей плоти так же внимательно, как и за взаимоотношениями Дженнифер с администрацией школы и ученицами, с профессором — энтомологом и обезьянкой Ингой, которая поставила, наконец, жирную точку во всей этой жуткой, загадочной и феноменальной истории.

10 из 10

19 февраля 2012

Мир насекомых Ардженто

Долго выбирал фильм для начала знакомства с творчеством маэстро ужасов Дарио Ардженто. Остановился на «Феномене» и «Суспирии». «Феномен» очаровал своей магией, атмосферностью, резкими порывами швейцарского ветра, шикарным музыкальным сопровождением, завораживающим миром насекомых и, конечно, изумительной ролью тогда молоденькой Дженнифер Коннелли. «Суспирия» оказалась весьма красочной картиной, но не вызвала и половины эмоций, отхваченных при просмотре «Феномена».

В чём же феномен «Феномена»?

Фильму нельзя приписать определённый жанр — это и ужасы, и триллер, и мистическое фэнтези, что добавляет ему колорита и наполненности. Сюжет имеет несколько очень грамотно выстроенных линий повествования. В центре его девочка, обладающая даром понимания и общения с насекомыми, помогающими ей раскрыть серию убийств и найти маньяка. В этом ей помогает и пожилой профессор, также увлечённый микромиром насекомых. Помимо своих необычных способностей Дженнифер подвержена лунатизму, ночным прогулкам, помогающим ей увидеть убийства. Особое внимание в картине уделено взаимосвязи, взаимопомощи и взаимопониманию мира насекомых, животных и людей. Насекомые и животные приходят на помощь человеку по первому зову, показывая преданность и готовность служить. Вообще, наличие в фильме маленькой девочки, управляющей насекомыми, окунает зрителя в атмосферу страшной сказки, в которой гармонично сочетаются невинность главной героини и мерзость царящего вокруг неё ужаса. Всё это наполняет удивительный саундтрек, где надо красивый и мелодичный, местами жёсткий и напряжённый, но везде яркий, таинственный и завораживающий.

Несмотря на подобное смешение жанров, сюжетных линий и разнообразие музыкального фона, фильм воспринимается единым спектаклем, системой, где всё работает друг на друга. Здесь нет излишней громоздкости, сбивающих с повествования подводных камней.

Ардженто создал блестящий визуальный шедевр, удивительно гармоничный и концентрированный действием настолько, что 2 часа экранного времени пролетают незаметно и стремительно, как полёт насекомого…

8 из 10

12 января 2012

Благословенная.

И пошла потихоньку принцесса,

Прямо к замку вышла из леса.

Вот такая легенда ужасная,

Вот такая принцесса прекрасная.

Как-то один из рецензентов на этом сайте написал: «ищите свои шедевры и любите их до конца». Так вот, кажется, что у Ардженто я таковой шедевр нашла.

Поскольку, пожалуй, «Феномен» не просто еще один яркий пример творчества сеньора Ардженто, это еще и набор абсолютных в гениальности своей кадров и сюжетных ходов.

По поводу операторской работы много распространяться не стану, картинка хороша настолько, что обычными человеческими словами ее описать трудно. Браво Романо Албани.

А вот то, что показалось крайне необычным, упомянуть стоит.

Прежде всего, внимания достойным оказывается сочетание невинности и мерзости в идеальнейшей пропорции.

Можно даже сказать, что фильм рассказывает нам с любовью о мерзопакости, одновременно объединяя и противопоставляя их.

Прекрасная девушка и богомерзкий убийца, насекомые летающие — олицетворение души, и насекомые ползающие — черви, пожиратели плоти. И слегка в стороне от всего этого — шимпанзе с бритвой, как возмездие, как Немесида с мечем.

Должно быть, «Феномен» и привлекает тем, что он двойственностью (как сама человеческая природа). С одной стороны, перед нами достаточно интригующий триллер про серийного убийцу. А с другой — притча, наполненная символами, или же страшная сказка про красавицу и чудовище, пропитанная поистине «красотой отвращения».

И если хоть когда-либо в искусстве уродливое было прекрасным, то «Феномен» наглядно это доказывает.

Так что, похоже настало время сказать: я люблю этот фильм.

9 из 10

26 октября 2011

Их огромное количество живет по всему свету. Их армия в миллионы раз больше, чем жителей планеты. Они повсюду, даже там, где человек не смог бы протянуть и двух минут. Кто-то их боится, кто-то просто презирает, кто-то восхищается и отводит им всю свою жизнь. Но как бы то ни было, они всегда будут рядом с нами, и никуда нам от этого не деться. Насекомые. Итак, «Феномен».

Перед нами один из лучших, на мой взгляд, фильмов великого и ужасного маэстро жанра джалло и хоррора в целом, Дарио Ардженто. История рассказывает о девушке по имени Дженнифер, приехавшей учиться в престижный Швейцарский колледж для девушек. Странные сновидения, возникшая вновь склонность к сомнамбулизму, знакомство с профессором Джоном МакГрегором, всю жизнь занимающимся изучением насекомых. Все эти события, казалось бы случайным образом произошедшие с Дженнифер открыли перед ней новый мир, полный страшных событий и неожиданных, в чем-то шокирующих развязок. Просто совпадение? Вряд ли. Завязку этой истории образуют, с одной стороны, способности Дженнифер управлять насекомыми и понимать их («Она Дьявол. Она повелевает мухами!»), и с другой — работа профессора МакГрегора в области применения опыта и знаний о мире насекомых в расследовании убийств и поиске пропавших жертв. И вот эти два феномена, объединившись, отправляют зрителя в мир ужаса и страха Дарио Ардженто.

В целом эта картина по стилистике своей похожа на другие работы Ардженто. Джалло, как профилирующий жанр в этой истории, изрядная доля мистики, выраженная в способностях Дженнифер и в странном ветре, который, являясь чуть ли не главным зачинщиком событий («… от него сходят с ума», «этот странный ветер Швейцарской Трансильвании»), изрядно пугает просто своим наличием и тайной своего происхождения. Есть и немного почти трэшевого триллера, в обилии выраженного кровавыми сценами расправы маньяка над своими жертвами, и неприятными (для неискушенного зрителя) кадрами, наглядно демонстрирующими строение человека. Правда, они были еще живы, когда их потрошили. Но в отличии от других его работ (хотя бы той же трилогии про ведьм «Суспирия», «Преисподняя» и «Мать слез») «Феномен» кажется более чистым и прекрасным, по-детски невинным. Во многом это заслуга очаровательной Дженнифер Конелли, привнесшей в этот фильм нотку девственной красоты и легкости. Ведь по сути своей ее героиня еще ребенок, только начинающий познавать окружающий мир во всех его проявлениях. Ее странные способности, влияние ветра, страх перед скрытой опасностью — зрителю вместе с ней предстоит пережить эти события на пути к финалу. Как актриса и просто как девушка она потрясающа. Добрых слов заслуживает и Дональд Плезенс в образе профессора Джона МакГрегора. Пусть его роль здесь во многом эпизодична, но он многое сделал для этого проекта, что выводит его в главные герои наравне с Дженнифер. Да и в целом Дональд Плезенс многое сделал для мирового кинематографа. Вечная ему память и уважение.

И музыка. Вот главная отличительная особенность картин Дарио Ардженто. И если все та же «Суспирия» или «Инферно» заключали в себе лишь по одной по настоящему классной и запоминающейся мелодии, то «Феномен» можно просто на сборники классики мировой музыки растаскивать. «Goblin», «Iron Maiden», «Motorhead» и многие другие. Композиции (треками их даже язык не поворачивается назвать) следовали по пятам за сюжетом, во многом подогревая события и заставляя зрителя просто вжаться в кресло. Порой замечал за собой, что в некоторых случаях я не сколько ждал следующего события в фильме, сколько музыки, сопровождающей его. Шикарно. Обязательно найду весь сборник.

10 из 10

2 июня 2011

Бааль-Зевув

Ночь. Покой и тишину нарушает только шелест листвы. Причудливые тени скользят по траве, рисуя самые невероятные узоры. Крик. Холодная вспышка света на лезвии ножа. Стон. И только «бессонных солнце» видит восторг в глазах убийцы.

Швейцария маленькая страна, где жизнь течет медленно и спокойно. Что может произойти в государстве, где на альпийских лугах пасутся упитанные буренки и делают лучший в мире шоколад? Разве есть в этой надежности место безумию и торжеству маньяка, поймавшего новую жертву? Есть говорит Ардженто своим фильмом «Феномен». Более того даже в самом спокойном и укромном уголке мира власть пусть и на время могут занять сумасшествие и необъяснимое. Как и в предыдущих своих работах, режиссер сочетает сразу несколько жанров и направлений, готовит пряный, горячий и тонкий коктейль из триллера, мистики и детектива, не забывая про каплю готики.

Первоначально сюжет напоминает «Суспирию», школа, тайна, юная героиня и, конечно же, убийства. Но постепенно фильм обретает исключительное звучание и идет собственной дорогой. Однако «Феномен» похож на первый фильм трилогии о «матерях мрака» еще и отсутствием лишних сюжетных нагромождений, оборванных концов и линий, которые никуда не ведут, как это часто бывает с итальянскими работами в жанре ужасов. Постановка в нем более гармонична, а садистские изыски поданы с изуверским очарованием и торжеством безумия.

«Феномен» Ардженто, как наполненная до краев чаша, в нем есть все от точной и строгой науки, до средневекового мистицизма, а грань между ними так же тонка, как пелена между сном и бодрствованием. Способности Дженнифер необъяснимы, феноменальны, в темные века ее окрестили бы ведьмой и сожгли на костре, так как человеку свойственно бояться того, чего он понять не в силах. Тоже самое происходит и в фильме. Ее красота, ее ум, ее болезнь и самое главное ее дар пробуждают в окружающих отторжение и неприязнь, которые находят выход в откровенной ненависти. Но у этого есть и обратная сторона — лунатизм. Как героиня готического романа Анны Радклиф, Дженнифер блуждает по закоулкам пансиона и становится свидетельницей убийства, что рождает за собой череду странных и страшных событий в ее судьбе.

Ардженто, как мастеру ярких образов и необычных решений постановки было нетрудно, создать целую серию пугающих, отвратительных до дрожи и в тоже время притягательных сцен. Начиная с уже помянутого сомнамбулического путешествия героини под «Iron Maiden» и заканчивая ямой с разлагающимися трупами, где Дженнифер еще предстоит искупаться. Последняя сцена вообще заслуживает отдельного места в списке самых лучших и страшных в истории ужасов. Не менее жуток, оказывается и человек, вернее существо, стоящее за преступлениями. Притом режиссер не слишком откровенничает со зрителем, не дает подсказок, не делает намеков, он ставит перед фактом, вот он — убийца радуйтесь и бойтесь, бегите прочь, и прячьтесь, иначе он доберется и до вас. В его преступнике нет изящества или определенной доли человечности способной пробудить если не сочувствие и понимание к личности маньяка, то болезненный интерес, только отвращение и страх. Убийца Ардженто — сама смерть, которая прекрасна и эротична только в романтических фильмах про красавцев вампиров, в «Феномена» эта дама сродни гниющей плоти и тонкому аромату выгребных ям с копошащимися в них белыми, слепыми червями.

Ночь. Тишину нарушает только тихий звук капающей воды, хотя нет, для воды тон слишком глух, жидкость вязкая и тягучая так может звучать только кровь, падающая тяжелыми каплями на равнодушный камень. Рассвет.

10 из 10

18 февраля 2011

Все начиналось с сомнений

Сидя на складе, где хранится реквизит и оборудование которое грузилось в грузовики, Дарио попросил Микеле Соави включить камеру и взять небольшое интервью, которое выглядело скорее как монолог, или еще лучше, как видеодневник. «Мы начинаем подготовку к моему новому фильму и меня сегодня День Рождения, но у меня плохое настроение, потому что я не уверен, получится ли у меня этот фильм». Дарио Ардженто в третий раз взялся снять мистическую картину с элементами джиалло. Это довольно личный фильм режиссера, поскольку управлять насекомыми была его детской мечтой. В отличии от Суспирии и Инферно, где использовались красные и синие цвета, и в отличии от Дрожи и Кроваво-красного — солнечно-ярких фильмов — он погружает нас во тьму мистики и загадок, как будто окунает нашу голову в ведро с копошащимися червями. Мы сразу догадываемся кто убийца, но режиссер медлит и медлит с разгадкой, нагнетая обстановку и заставляя нас ждать и мучится догадками. Фильм лучше смотреть после того, как вы ознакомились с вышеупомянутыми его фильмами. Только так можно проследить всю эволюцию ужаса.

10 февраля 2011

Фильм демонстрирующий бурное кипение нового взгляда на свое творчество, новых деталей и необычных решений: Ардженто мало того что прикрутил к фильму главного героя, не просто юного, а конкретно подростка, так еще и наполнил фильм готической мистикой, за которую было бы не стыдно даже мастеру Тиму Бертону, и в коем веке изобразил полицию, к которой вечно относится со скепсисом, в качестве действующей и реальной силы (участника сюжета). Впрочем, не обошлось и без минусов, в данном случае мало влияющих на шикарный саспенс и интересность фильма.

Девушка, обладающая мистическими способностями по призыву насекомых, прибывает в отдаленный швейцарский женский пансион, где «вернулся к жизни» почти забытый маньяк убийца, которого уже не могут найти восемь лет. Девушка имеющая еще в анамнезе и сомнамбулизм, непременно обязана окунуться во всю эту историю с головой, распутав ее вместе с ученым, занимающимся трупными насекомыми. Неслабый сюжет уже по описанию, а в развитие, да еще с выпадениями в снохождение, сделанными так, что достаточно сложно сориентироваться, еще интересней. Впрочем, Дарио не учел некоторую неопытность в готическом производстве, а потому, элементы этого стиля искусства, перемешанные с невесомой мистикой, которая и есть, в тоже время ее нет, оказываются несколько наивными. Кое-какие детали сжеваны в пользу уменьшения экранного времени (фильм и так достаточно длинный), а некоторые немного затянуты, к тому же трехслойная концовка немного досаждает своей настырностью.

С точки зрения съемок, фильм почти нуарный, без игры цветов, так хорошо освоенной Ардженто в позднем творчестве, по большей части ночью, с хорошими общими планами, но на мой взгляд не самыми впечатляющими операторскими ходами в закрытых помещениях. Сценарист кое-где перегибает палку с физическими воздействиями, не в их жестокости, а в их неправдоподобности, впрочем, узнав тайну фильма, вы все равно будете немного разочарованы. Зато восхищает очень уместно вставленный в фильм саундтрек с участием Iron Maiden с песней «Flash of the blade» словно специально созданной для этого фильма и великолепная задумка с ночным теплым ветром. Даже спецэффекты подтянуты до вменяемого уровня с этими тучами насекомых и горящей водой. А вот песню Motorhead вставили не в тему, жаль.

Актеры в основном типажные — какая роль, такой и подобран актер, а девушка, Дженнифер Коннели вообще очень удачно начинает свой кино-путь с волевой и красивой роли с которой полноценно справилась. Фрау Брюкнер, к сожалению слабовата, зато бесподобна обезьяна… да, да… посмотрите, поймете.

В сухом остатке: крепкая картина Ардженто с кучей новых элементов, которых раньше в его творчестве не встречалось с такой яркостью.

6 октября 2010

Прекрасное начало карьеры Дженнифер Коннелли

Что можно сказать? Фильм великолепный, в нем присутствует смесь жанров, а именно: джалло, хоррор, мистический триллер. Поэтому подойдет каждому любителю «ужастиков». Безупречная игра юной пятнадцатилетней актрисы, ее ангельское личико, тонкие черты фигуры не могут оставить равнодушным зрителя! Потрясающее музыкальное оформление фильма(когда слышишь музыку, то чувствуешь как дрожь пробегает по всему телу).

Нельзя не упомянуть о красивейших платьях и костюмах, которые специально разработал для фильма известный итальянский модельер Джорджио Армани! На мой взгляд, это один из лучших фильмов «Гроссмейстера» Дарио Ардженто: интригующий сюжет, неожиданная развязка, красивейшие съемки позволяют поставить высший балл!

10 из 10

28 августа 2010

Королева насекомых

«Феномен» не похож на обычные триллеры-детективы Ардженто, конечно, многие ключевые моменты остались, но претерпели некоторые изменения — образ убийцы, образ главного героя (в данном случае героини), детективная составляющая немного подавлена, да и атмосфера отличается. К тому же в картине присутствует ярко выраженная мистическая составляющая, мистику я, в общем-то, всегда приветствую, но то, как она была выражена в «Феномене» не очень пришлось по душе.

Дженнифер отправляют учиться в пансионат в Швейцарии, покуда ее знаменитый отец отсутствует на съемках. Вполне обычная девочка-подросток кажется на первый взгляд, но позже выясняется, что она ходит во сне, да к тому же очень симпатизирует насекомым, насекомые в свою очередь не остаются равнодушными и аналогично прекрасно относятся к девушке. Из-за этих двух факторов она становится объектом насмешек и быстро отделяется от общей компании. Все бы ничего, да только на территории орудует маньяк-убийца, особо тяготеющий к молоденьким девушкам, и успевший убить единственную подругу Дженнифер. Ее любимые насекомые потихоньку наводят ее на след убийцы, понемногу подкидывая различные догадки.

В «Феномене» намешано очень много всего — и монстр, и убийца, и злые соученики и директриса, и лунатизм, и необыкновенные способности. Тема насекомых, слава Богу, показана не мерзко, зато имеется шимпанзе с бритвой — вот вам и бррр. Но, несмотря на всю эту мешанину, снято так, что мешаниной кино не смотрится, все преподнесено довольно грамотно и в меру — очень размеренно и выдержанно. Как и большинство фильмов Ардженто «Феномен» хорош в визуальном плане, стильно, атмосферно, немного меланхолично. В большинстве своем действительно страшные сцены приходятся только на начало и конец, сам фильм протекает в довольно спокойном ручье, а концовка очень яркая, напряженная и впечатляющая.

Не назову «Феномен» одной из лучших работ Ардженто, но он является весьма интересным отходом от канона, где нельзя точно выделить главенствующий жанр или лидирующую линию повествования. Лично мне просмотр подпортила эта пресловутая обезьяна, общение с насекомыми и некоторая затянутость середины фильма, но концовку не похвалить не могу. Интересующимся творчеством Ардженто рекомендуется, а также поклонникам Дженнифер Коннелли, здесь она чудо как хороша.

7 из 10

2 июня 2010

Хорошая атмосфера хорошего фильма ужасов

Вобщем история о девушке, которая преехав в новую школу ходит ночью по улице, так как болеет лунатизмом, но ее болезнь «помогает» Джениффер познакомиться с профессонром, который изучает насекомых, а так как девченка сама в восторге от них, то они находят много общего и она начинает переодически приходить к профессору.

История настолько захватывающа, что ты не задумываешься серьезно над происходящим на экране и не видишь некоторых нелепых моментов. Захватывает прямо с первых кадров! Я, когда увидела в начале отрывающиеся цепи, сразу поняла, что передо мной история о монстре, кои я обожаю. Разочаровал в итоге сам монстр. Ну, можно закрыть на это глаза в силу того, что фильм старенький, хотя с другой стороны в «Нечто» и «Чудовище из корзины» — монстры были просто адски страшными.

Хочется еще отметить музыку — она не всегда была там к месту, вернее динамика музыки не соответствовала динамике сцены, но все равно Iron Maiden только подогревали страх, который все больше и больше растет на протяжении всего фильма.

Вижу в фильме только два недостатка — первый, это его название. Почему «Феномен»? Из-за необъяснимой силы девушки над насекомыми? Я думала, что феномен — это всякие призраки и духи. И я несказанно рада, что фильм не о них. Второй — это актеры, кроме, Коннелли все без исключения переигрывают, а сцены бесед профессора и Дженнифер не вызывают ничего, так как по сюжету они вроде как должны быть заинтересованы друг в друге, но на самом деле актеры то ли стесняются друг друга, то ли просто не могут играть вместе, но их беспомощность и тупое тараторивание фраз огорчают.

Я сама не могу поверить, но в конце как я себя ни пыталась сдержать, но я плакала. Только сейчас поняла почему — во-первых, всегда меня до глубины души трогали истории и фильмы о животных, и видя преданность обезьяны своему хозяину, а во-вторых, это ностальгия по одному из самых любимых фильмов «Лунатики».

8 из 10

8 мая 2009

«Нечто оковавшее и ПОРАЗИВШЕЕ до глубины души»

В данном фильме, который нисколько не похож на ранние работы Дарио Ардженто, представлена смесь жанров: классический хоррор, элементы джалло(всё-таки это представлено в каждом его фильме, и от этого он никогда не уходил), готика, и немного взято с Кинговской «Кэрри», с отношения к ней общества, только Дженнифер настоящая красавица, желающая всем любви и гармонии, а Кэрри была слабоумной и отомстившая всем в конце, вот такое вот небольшое сходство, НО Режиссёр «Кэрри», не добился такой атмосферы, как это сделал Ардженто.

Дженнифер Коннелли просто была создана играть эту роль, её ангельская внешность и актёрская игра для 15 лет это просто ПОРАЗИТЕЛЬНО!

В её детских чертах видна искренняя наивность, она выглядит настолько мило, и когда ты смотришь этот фильм, её качества так и хотят вырваться наружу! Это околдовало моё сознание от океана до моря, мысленно проходящие образы добра и красоты, да это прекрасная сила, которая делает всех нас свободными, жаль, что многие этого не замечают…

Для большинства такие люди изгои… Но они есть!

После этого фильма я просто влюбился в Коннелли… Невероятные силы в чистой душе, которые имеют цель, чтобы быть, и они пытаются вырваться наружу для гармонии, любви, свободы и чистоты!

Своё письмо я допишу после, а сейчас хочу кинуть текст песни «Phenomena» нашей группы.

Phenomena

She tries to create the Love and Harmony

The Beautiful Power only set her free

From ocean bewithing consciousness up to sea

The Inner force to Love and Harmony

She`s an outcast in elite society

But don`t believe your eyes and you will see

Amazing powers in pure soul, that have point to be

It tries to pull out for harmony and free (oh yeah, yeah)

Это отрывок припева…

С Уважением, Денис.

18 сентября 2008

Настоящее произведение искусств от Великого и Ужасного Дарио Ардженто. «Феномен» — это завораживающая смесь поэтичной мистической драмы о необъяснимой связи девочки и удивительного мира насекомых и жестокого, леденящего душу, местами тошнотворного слэшера о человеческом безумии.

Отлично подобранная музыка надолго остается в душе; очень красивая и мелодичная в умиротворяющих сценах и жесткий, бьющий по нервам рок в кровавых эпизодах. Нагнетание саспенса выше всяких похвал — в этом плане старенький «Феномен» даст форы многим современным страшилкам. И все же главное неоспоримое достоинство картины — удивительно гармоничное сочетание природно-человеческой лирики и «кровавой жатвы».

15 ноября 2006

Бесспорно, один из самых лучших и атмосферных фильмов Ардженто.

Самый его главный плюс — в современности обстановки, минимум надоевшей готики и макабра. Сцена с ребенком в конце — одна из самых шокирующих из виденных мной в фильмах.

Лет 10 назад при первом просмотре чуть было не уполз под кресло от нечеловеческой концентрации ужаса к финалу.

10 апреля 2006

Ужасы Феномен появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Дарио Ардженто. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дженнифер Коннелли, Дария Николоди, Далила Ди Ладзаро, Патрик Бошо, Дональд Плезенс, Фьоре Ардженто, Федерика Мастрояни, Фиоренца Тессари, Марио Донатоне, Франческа Оттавиани, Микеле Соави, Фауста Авелли, Marta Biuso, Sophie Bourchier, Паола Гроппер.

На фильм потрачено свыше 3800000. Производство стран Италия и Швейцария. Феномен — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.