Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 4.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дагобер |
английское название: |
Le bon roi Dagobert |
год: | 1984 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Дино Ризи |
сценаристы: | Адженоре Инкроччи, Дино Ризи, Жерар Браш |
продюсеры: | Маноло Болоньини, Жорж Дибман, Claude Baks, Эммануэль Шлюмберже, Ренцо Росселлини |
видеооператор: | Армандо Наннуцци |
композиторы: | Гуидо Де Анджелис, Маурицио Де Анджелис |
художники: | Раффаэлла Леоне, Габриэлла Пескуччи, Данте Ферретти, Франческа Ло Скьяво |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 августа 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
1984 год в Италии был ознаменован выходом на экраны сразу двух фильмов в стиле площадных комедий. Марио Моничелли снял «Бертольдо, Бертольдино и Какашка» (Bertoldo, Bertoldino e… Cacasenno), а Дино Ризи — «Дагобера». Обе истории базируются на народных фантазиях о рыцарях седой старины, в обеих сыграл Уго Тоньяцци.
Начало VII века. Караван короля франков и гедониста Дагобера попадает в засаду, устроенную разбойниками. Выживают лишь Дагобер, служанка из его свиты и монах Отариус. Дагобер в честь чудесного спасения дает обед совершить паломничество в Рим к Папе. На этом пути его ждут новые опасности, соблазны, интриги и многочисленные пикантные приключения.
Имя Дагобер в переводе с франкского означает «Блистающий, как день». В исторических хрониках Дагобер I преподносится благочестивым правителем, который хотел мира и справедливости. Но не стоит искать в фильме исторической правды. Дино Ризи (как и Моничелли) сделал ставку на народную молву. Поэтому его король получился весёлым любителем простых жизненных радостей.
И шутки тоже в основном «народные». Говорят, во Франции есть песенка о «штанах короля Дагобера», а в ней куплет о том, как однажды король надел штаны наизнанку, а когда прилюдно переодевался, то все заметили, что его величество не очень любит мыться. Смешно? Вот такой весь фильм.
6 из 10
2 июля 2018
Я часто люблю рассказывать о своем увлечении коллекционированием исторических фильмов. И, традиционно заходит разговор о том, что такое хорошее историческое кино. Ведь снять исторически достоверный во всех отношениях фильм технически едва ли возможно, хоть британские кинематографисты и достигли на этом поприще невиданных успехов. Но ведь всегда найдется специалист в периоде, который скривит нос, и скажет, что все в этом фильме неправда. И будет прав — ведь за всеми мелочами не углядишь. Вот помните советский фильм «Даниил Галицкий»? Из всех глупостей этого фильма в память врезалась казалось бы мелочь — князь носит шапку из нутрии. Понятно, что до открытия Юной Америки мех этого зверя на голове любого жителя Старого Света жуткий анахронизм. Они что, в костюмерной княжеской шапки из бобра не нашли?!
Я раз за разом повторяю выведенную больше 10 лет назад формулу: Хороший исторический фильм, это такой фильм, просматривая который историк перестает чувствовать себя историком. И в таком случае вопрос достоверности, да и самой историчности фильма, вообще не имеет значения. И любимейший мною пример такого фильма это «Славный (Добрый) король Дагобер / Le bon roi Dagobert» (1984) с Колюшем.
Во всех отношениях чудный фильм, не идущий ни в какое сравнение с костюмированным уродцем 1963 года с Фернанделем в главной роли (да простят меня почитатели гения этого великого французского комика!). Да, Колюш как актер на три головы ниже, но причем это к самому фильму! Да и роль Колюшу удалась!
В целом, как и все фильмы Колюша, это не просто комедия, но пародия. В этот раз пародия на историю в целом, написанная со знанием предмета, и новейших на тот момент течений в историографии. Объяснюсь. Первая часть фильма, конечно, это прекрасно костюмированная комедия на нравы эпохи, предшествующей ленивым королям. Фильм 1963 года подает нам эпоху Дагобера І (608—639) в декорациях и костюмах XV века, иллюстрируя не королевство Франков начала VII века, но поздний патриархальный миф о справедливом и мудром правлении идеального короля, каким он виделся в эпоху Столетней войны. Конечно же, в фильме 1984 года полно анахронизмов. Прежде всего, речь идет о нападении аваров в самом начале фильма — авары на западные королевства стали нападать уже после смерти последнего из самостоятельно правивших королей из династии Меровингов. Но все остальное, особенно сам кочующий двор, подано с такой высокой достоверностью, что эти кадры фильма прекрасно можно использовать как иллюстрацию в школе или ВУЗе.
А вот сам Дагобер в исполнении Колюша мало поход на сусальный идеал мифа, созданного церковными историками. Это пьяница и развратник, бесконечно далекий от трудов по заботам о своем государстве. Вопреки церковным дифирамбам, и реальный Дагобер был многоженцем, впрочем, во всем остальном действительно являлся сильным королем, знал латынь, военное дело, и увлекался ремеслами. Откуда же такая подмена? И тут вступает в силу то, что историки называют историей альтернативной.
История с заключением «Вечного мира» между Дагобером I и византийским императором Ираклием сценаристами была превращена в увлекательнейшее (и полностью неисторическое) путешествие короля франков в Рим, где Папа пытается выступить посредником между ним и императором, навязывая брак с дочерью Ираклия. Но и сам Папа, оказывается, был подменен, и король, не столько благодаря своей мудрости, сколько удаче, традиционно сопутствующей пьяницам и лентяям, раскрывает этот заговор, и спасает единственно истинного Папу. Однако, на обратном пути сам король франков в результате византийского заговора погибает, и его подменяют на его бывшего духовника, который, несомненно, и соответствует тому идеалу доброго короля, которым служит во французской истории фигура Дагобера І.
И еще один маленький штришок. Во время Великой Французской революции в конце XVIII века была написана смешная песенка, посвященная королю Дагоберу, который был так близорук, что одевал штаны на голову. Конечно, в образе Дагобера в этой песенке толпа высмеивала неуклюжего Людовика XVI, но в значительной степени, в фильме мы видим короля из песенки, нежели короля из церковной хроники. Вот та эта, казалось бы, незамысловатая комедия поднимает важный для историка вопрос о соответствии истории написанной истории реальной. Ну как не влюбиться в такой фильм!
9 из 10
3 сентября 2013