Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Будущее – это женщина |
английское название: |
Il futuro è donna |
год: | 1984 |
страны: |
Италия,
Франция,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Марко Феррери |
сценаристы: | Марко Феррери, Пьера Дельи Эспости, Дачия Мараини |
продюсеры: | Лучиано Луна, Акилле Мандзотти, Эрвин С. Дитрих |
видеооператор: | Тонино Делли Колли |
художники: | Николетта Эрколе, Данте Ферретти |
монтаж: | Руджеро Мастроянни |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Будущее — это женщина» — одна из лучших картин Марко Феррери, картина магическая, поэтичная, наполненная метафорами и символами, утонченная, с неимоверной силой передающая ощущение эпохи 80-х.
Великолепные Ханна Шигулла и Орнелла Мути блистают в этой истории о времени и о женщине как первооснове бытия. Ханна играет очень искренне, импровизационно. С помощью еле заметных штрихов набрасывает портрет своей героини — женщины страстной, чувствительной, сильной и слабой, впитывающей в себя все состояния в различные моменты жизни.
На дискотеке Анна (Ханна Шигулла) встречает беременную Мальвину (Орнелла Мути). В этой точке может быть несколько трактовок дальнейших действий Анны. Приглашая Мальвину жить с ней и ее мужчиной, Анна с одной стороны видит в Мальвине воплощение женственности, материнства, самой себя, или той какой она хотела бы быть (не случайно в конце картины Мальвина оставляет рожденного ребенка Анне), и с другой стороны она желает быть с Мальвиной, влюбляясь в нее. Их взаимоотношения многогранны, это и отношения подруг, и отношения влюбленных, и отношения матери и дочери, и отношения женщины создающей и женщины сохраняющей.
Вспоминая прошлое Феррери, и его увлечение сюрреализмом (не зря в советской критике его называли последователем Луиса Бунюэля) можно предположить, что Мальвина это некое второе «Я» Анны, и тогда перед нами раскрывается еще один пласт этой киноистории.
Поскольку как считал Феррери, будущее это, несомненно, женщина, то и мужчине в этом повествовании отводиться роль «обслуги», т. е. лишь выполняющего любые прихоти хозяйки, мучающегося, слабого, который, в конце концов, гибнет, спасая Анну во время столпотворения на рок-концерте. Мужчина в фильме подавлен, как ребенок привязан к Анне, никакой самоценности не представляет, по профессии врач, но занимается перевозкой деревьев. В фильме «Будущее — это женщина» мужское начало уже сводится к полному нулю. Если в «Прощай, самец» и «Последняя женщина» мужчина еще пытается восстановить свое положение, самоопределиться, то в рассматриваемой картине он не более чем принадлежность, лишенная личностных черт.
В картине присутствуют две очень символичных сцены: сцена в кабинете Анны, когда она рассматривает кинокадры с Гретой Гарбо и сцена рождения ребенка на побережье океана, под покровом небес, солнце пробивается сквозь тучи, волны накатывают на берег, Мальвина говорит, что боится смерти и рождается ребенок. Первая сцена помогает передать характер Анны, ее желаний и устремлений. Вторая сцена конституирует фильм в целом, выводя проблематику на космический уровень.
Феррери погружает зрителя в мир женщины, в мир бездонного эротизма, высвечивая в реальности то сугубо женское, что делает мир бесконечным.
Картина снята очень красиво, цветовое и пространственное заполнение экрана, благодаря безукоризненной операторской работе Тонино Делли Колли придает картинке цельность и завершенность.
«Будущее — это женщина» — картина скорее не умопостигаемая, а чувственно воспринимаемая, это, прежде всего, набор ощущений, которые Феррери передает зрителю, зашифровывая основные подтексты, имплантируя их в эмоциональную ткань фильма.
24 июля 2016
Прослеживая линию творчества известного итальянского хулигана Марко Феррери, можно увидеть, что его ранние картины посвящены анализу мужского начала в современных жизненных условиях. Как выясняется мужественность не выдерживает испытания, и могучие короли джунглей оказываются повержены («Прощай, самец») и впоследствии превращаются в феминизированных отцов, добровольно лишившихся своего главного мужского достоинства («Последняя женщина»). Вполне логично предположить, что после столь неприятного эксперимента Феррери окончательно и бесповоротно обратится в «поисках убежища» к противоположному полу.
Действительно, последовавшие за этим фильмы «История Пьеры» и «Будущее-это женщина» настоящий гимн во славу прекрасной половины человечества. Режиссер с неприкрытым восхищением любуется замечательными актрисами — Ханной Шигулой, Орнеллой Мути (давней знакомой Феррери) и Изабелль Юппер. Каждый кадр несет в себе максимальный заряд нежности, почитания и любви. Огромную часть экранного времени персонажи просто обнимаются, целуются, кормят или нежно поглаживают друг друга, улыбаются, смеются. Словно любовь распирает их изнутри, и они уже просто не знают, как и каким еще способом ее выразить. Непостижимым образом и вы вступаете в эту волшебную землю Афродиты и следите за ласками героев с каким-то тайным чувством сопричастности и понимания, будто это ваши близкие или друзья, хотя отношения между персонажами с трудом вписываются в общепринятые рамки. Ведь их можно было бы охарактеризовать как L» amour a trois с половиной. Причем связующим звеном выступает именно половина, проект человека или его будущее.
Разберем подробнее каждого из персонажей.
1. Анна. Немолодая, но очень привлекательная женщина. Парадоксальным образом работа маркетологом в супермаркете не препятствует ее увлечению высоким искусством 20—30-х годов прошлого века (в первую очередь, конечно, кинематографа). С появлением в ее жизни героини Мути — красавицы по имени Мальвина, жизненные интересы резко перераспределяются. Внутри просыпается дремавший доселе материнский инстинкт и даже любовные утехи с безумно влюбленным в нее врачом (Гордоном) отходят на второй план.
2. Гордон — идеализированный мужчина. Его привязанность к Анне могла бы служить образцом для драматургов эпохи Ренессанса. Любовь Гордона выдерживает все испытания — он жертвует ради нее не только своей глубокой симпатией к Мальвине (выгоняя ее из дому по велению Анны), но, ни секунды не раздумывая, и собственной жизнью, защищая (как водится испокон веков) свою семью от враждебного мира.
3. Мальвина — женщина-мечта, женщина-загадка, женщина-воительница. Не имеющая ни прошлого, ни будущего, пленяющая всех окружающих (в т. ч. женщин) своей неземной красотой, грацией и детской непосредственностью. Подобно величайшей матери-природе она порождает, чтобы давать, ничего не требуя взамен. Так Анна получает от нее самый ценный из всех даров — ребенка.
Как прочие картины Феррери — эта изобилует символами и метафорами. Берег моря — любимейшее место режиссера (присутствует во всех фильмах!) вновь играет значительную роль. Как и всегда здесь зарождается новая жизнь, но на этот раз в буквальном смысле. Также присутствуют излюбленные символы в виде некой фигуры объекта. В «Прощай, самец» это был труп Кинг-Конга (поверженная мужественность), в «Семя человеческое» гниющая китовая туша (разлагающий мир), здесь же это огромные манекены бывших секс-символов (искусственность, неестественность).
Итак. Что вы не найдете в данном фильме — лихо закрученного сюжета, четко выявленного и представленного смысла, эротических сцен. Что вы найдете — глубокую метафоричность, поэзию каждого кадра, насыщенность картинки женственностью, нежностью, мягкостью, всепоглощающую любовь и привязанность персонажей друг к другу, которая втянет в свою воронку и вас.
7 октября 2014