Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Завещание |
английское название: |
Testament |
год: | 1983 |
страна: |
США
|
слоган: | «It happened in an instant. The televisions went blank, the radios - silent. The cities were gone, the future abandoned. And the only thing they have left to hold onto, is the people they love.» |
режиссер: | Линн Литман |
сценаристы: | Джон Сейкрет Янг, Кэрол Амен |
продюсеры: | Линн Литман, Андреа Азимов, Джонатан Бернштейн |
видеооператор: | Стивен Б. Постер |
композитор: | Джеймс Хорнер |
художники: | Линда Перл, Джули Уайсс, Вальдемар Калиновски, Дэвид Николс |
монтаж: | Сюзанн Петтит |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $2 044 892 |
Мировые сборы: | $2 044 892 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 ноября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Семейство Хэмлин живет тихой, спокойной жизнью в маленьком калифорнийском городке Хэмлин. Их будний день протекал, как обычно: отец семьи, Том, позвонил из Сан-Франциско и сообщил, что возвращается с работы, а его жена Кэрол, сидевшая дома с детьми, занималась своими привычными делами. Но внезапно телепередачи прерываются экстренным сообщением — в Нью-Йорке и на Восточном побережье взорвались ядерные бомбы. Жителей городка ослепляет яркая вспышка и с этого момента для людей начинается совсем новая жизнь, полная горя, лишений, смертей и отчаянных попыток выжить.
Посмотрев эту картину, изначально задумывавшуюся в рамках проекта сериал-антологии «Американский театр» службы телевещания PBS, легендарный критик Роджер Эберт поставил ей аж 4 звезды и написал, что смотрел фильм два раза и каждый раз при этом плакал. Наверное, атмосфера холодной войны пополам с известной любовью штатовских зрителей к теме семейных ценностей сыграла свою роль в начале 1980-х, но «Завещание» не только не растрогало, более того, оставило ощущение крайнего недоумения ввиду откровенно наивного сценария и сухой, телевизионной манеры режиссуры Линн Литман, удостоенной в свое время «Оскара» за лучшую документальную короткометражку («Сочти наши дни»).
Уже с начала фильма заметно, что «Завещание» не преследует тему жести, свойственную постапокалиптическому кино, которая будет продемонстрирована в вышедшей в том же году теледраме «На следующий день», его основная цель — показать трагедию простых людей, столкнувшихся с подобными глобальными событиями, в которой нет спецэффектных взрывов, масштабных сцен или каких-то иных отличительных черт темы ядерной войны. Вот только Литтман настолько далеко абстрагируется от демонстрации роковых событий, что, собственно, теряет всю атмосферу глобального коллапса, на фоне которого и должны развиваться конфликты и драматические ситуации. Здесь практически полностью отсутствует ощущение наступившего конца света, а то, что продемонстрировано, выглядит инфантильно и даже примитивно — хаос представлен скисшим молоком, отключением электричества и парой-тройкой очередей за бензином, в домах царит почти полный порядок, а герои продолжают вести себя как ни в чем не бывало, ну разве что к финалу становятся чуток неопрятными. Главным штрихом, намекающим нам на то, что источником неприятностей персонажей выступает все же ядерный взрыв, становится череда смертей, случающихся настолько неожиданно, насколько и рутинно, когда люди на экране внезапно начинают умирать как мухи без каких-либо проявлений лучевой болезни до этого.
Эффекта «Тани Савичевой», когда человек настолько свыкается с происходящим вокруг кошмаром, что систематическая гибель близких становится безэмоциональным конвейером, картине тоже достичь не получается ввиду вышеописанных причин, так как Литтман всячески старается избегать сурового драматизма и обстоятельно прописанных деталей. Откровенным мелодраматизмом на грани манипуляции кино, впрочем, не брезгует — за это отвечает парочка в исполнении молодых (и пока неизвестных) Кевина Костнера и Ребекки ДеМорней и мальчик с синдромом Дауна, сын местного работника автосервиса и по совместительству этнического японца. А вот кого действительно можно похвалить, так это Джейн Александер, создавшую тонкий, теплый и душевный образ женщины-матери, справедливо номинированную на «Оскар» и единственно выгодно смотрящуюся на фоне остального каста, по большей части, довольно блеклого.
23 сентября 2020
Один из самых моих любимых жанров в кино — постапокалипсис. На «Завещание» наткнулся чисто случайно и ожидал увидеть на экране более-менее неплохую историю, но к великому сожалению даже минимальные ожидания не оправдались.
Что-же из себя представляет этот фильм? Прежде всего это по детски наивный сюжет. Какие-то непонятные атомные бомбы, неизвестно кем сброшенные на восточное побережье США — то ли это русские, то ли китайцы, то ли южноамериканские радикалы. До конца фильма ответ так и останется неизвестен. Да вот в принципе и всё. Что сказать, весьма насущная проблема для США образца начала 80-х годов.
Весь фильм представляет из себя своеобразную утомительную хронику смертей и похорон. Он просто переполнен депрессивностью и кажется как-будто специально снят для порчи настроения. Несмотря на то, что создатели вероятно хотели сделать напор на трагедию человеческих судеб, выжать из зрителя слезу — навряд ли им это удастся так как все происходящее на экране не вызывает ничего, кроме утомления. В фильме не хватает масштабности трагедии, создается впечатление что весь «апокалипсис» заключается в отсутствии электричества или молока в пакетах.
Игра актеров безликая, натянутая, театрализованная. Им не удалось воплотить на экране ни трагичность, ни отчаяние. Известных актеров в «Завещании» тоже не найти. Молодой Костнер в эпизодической роли никак не спасает ситуацию.
В итоге — откровенно слабый фильм даже для 1983 г. Не рекомендую тратить на него полтора часа своего времени, как это сделал я, ожидая увидеть чего-то новенького.
5 из 10
20 июля 2011
Потрясающий по своему накалу фильм. Не верьте обозначенному синопсису, это всего лишь описание пролога. Сам фильм стоится вокруг жизни семьи, пытающейся выжить в вымирающем городе.
Подобно Льву Толстому в произведении «Война и мир», Литман попыталась показать масштабную катастрофу через боль простых людей, оставленных, потерянных, не знающих, что еще есть там, за горизонтом. Смерть или жизнь. После взрыва ядерной бомбы город начинает превращаться в кладбище. Заражено все: вода, пища, земля. Матери вынуждены давать детям молоко, зная, что оно отравляет их. Но иначе дети погибнут от голода.
Сила фильма не в прекрасном, продуманном сюжете. Даже не в слаженной, крепкой режиссуре. Главная сила фильма — в превосходной актерской игре. Потрясающе играют актеры дети. Изнеможенные, умирающие, держащиеся из последних сил раджи друг друга. Очень глубоки даже второстепенные роли. Чувствуешь боль каждого, чья история показана в декорациях мертвого города. Но правит бал Джейн Александр. В ней все: буря эмоций в одной слезе, нервный срыв в одной фразе, психическое истощение в одном действии. Повествование ведется от первого лица, в виде отрывков из дневника героини. Когда закадровый голос зачитывает хроники происходящего в семье, к горлу подкатывает ком. Спокойный, мелодичный голос передает всю ту боль, которую испытывает мать, наблюдая за страданиями ребенка, но не имеющая возможности помочь, облегчить страдания.
Все происходящее в фильме подводит нас к логическому финалу. Но и он не однозначен. Он неожиданен и ожидаем одновременно. Весь то эмоциональный накал, который усиливается по ходу повествования, выливается в потрясающую финальную сцену и финальный диалог.
10 из 10
17 апреля 2010