Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Витя Глушаков — друг апачей |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геральд Бежанов |
сценаристы: | Геральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан |
видеооператор: | Сергей Зайцев |
композитор: | Владимир Рубашевский |
художник: | Валентин Поляков |
монтаж: | Л. Раева |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Умница, вундеркинд Витя Глушаков, знающий чуть ли не весь курс высшей математики и пишущий роман из жизни апачей, знакомится с проходимцем Аркадием. Под влиянием Вити Аркадий становится полезным членом общества.
В кино и литературе обычно пьяниц и проходимцев показывают в двух ипостасях: либо это трагедия, горе для окружающих, либо это комедия в конце которой персонаж, обладающий не самыми лучшими человеческими качествами перевоспитывается, берется за ум и раскаиваясь в содеянном, становится полезным членом общества. Исключение, возможно, только составит Остап Бендер, но он был великий комбинатор, в отличии от нашего героя, который промышляет в основном тем, что обманывает детей и старушек. Авторы фильма пошли по второму пути, надеясь, что создали смешной образ, рассчитывая на талант истинного мастера своего дела Леонида Куравлева. Ну что же, Куравлев свое дело знает, он-то выложился на все 100, но сценаристу тоже не мешало бы приложить усилие и создать добротный сценарий, а не выезжать на примитивном обмане детей и не завлекать юного зрителя сценами из жизни краснокожих.
5 из 10
26 сентября 2013
«С алкоголизмом нужно бороться» — незримо вещали совершенные в своей непогрешимости люди с плакатов, гневно отвергая предложенный потенциальным собутыльником стакан огненной воды. В советском кино искателей истины в вине перевоспитывали довольно часто, а учителя были самые необычные: от героини Надежды Румянцевой в «Неподдающихся» до шустрого пса Барбоса в «Пёс Барбос и необычный кросс». В фильме «Витя Глушаков — друг апачей» духовным гуру спивающегося героя Леонида Куравлева (которого так и хочется назвать «Афоней — 10 лет спустя») становится робкий школьник-мечтатель Витя, у которого и у самого есть проблемы в жизни: в школе безответно задирают местные булли, родители всегда неотложно заняты и времени на сына не находят. И помог этот самый Витя безбилетнику не самого приятного вида Аркадию в общественном транспорте, не став при этом произносить сакраментальную фразу «Не брат ты мне…» и тыкать игрушечным револьвером, а положив начало своеобразной дружбе, способной резко изменить жизнь обоих.
Фильм режиссера Геральда Бежанова чрезвычайно прост в своей морали, опираясь на одну из заповедей строителей светлого будущего: «Человек человеку — друг, товарищ и брат». Обращая внимание на авторов сценария: самого Бежанова, снявшего в 1985 году всесоюзный хит «Самая обаятельная и привлекательная» и Анатолия Эйрамджана, еще не ушедшего с головой в булькающий омут перестроечной чернухи, этой простоте и легкости не удивляешься. Эти люди тогда писали и снимали именно так — просто и душевно. Пьяница дядя Аркадий будет пытаться помочь Вите, пусть и весьма своеобразными методами, из которых самых безобидным будет перекручивание домашнего счетчика, или поход к директору, который отца Вити в глаза никогда не видел, но в конце концов научит и хорошим вещам. Несомненно и то, что и Вите удастся наставить пьяницу на путь истинный, ведь в таких историях и не бывает иначе. Кино в своем исполнении напоминает чуть более серьезную и растянутую на полтора часа серию журнала Ералаш, где мораль преподносится в подростково-фельетонной форме. Продолжая параллель с киножурналом Бориса Грачевского, можно сказать, что и это кино гораздо лучше смотрится в детстве, чем в зрелом возрасте, когда уже трудно поверить в подобное перерождение, имея перед глазами множество обратных примеров падения.
Плохими и неинтересными приключения Вити и Аркадия точно не назовешь, а постепенный уход в безвестность среди зрителя объяснить не сложно. Тут и неизбежная тень забытья, которая накрыла все остальные фильмы режиссера после выхода «Самой обаятельной и привлекательной», не самая высокая возрастная планка возможной аудитории, да и идеи перевоспитания в современном мире не в моде… А кино это стоит хотя бы того, чтобы если не посмотреть самому, то хотя бы показать растущему отпрыску, больно уж оно светлое и правильное.
6 из 10
25 августа 2013