Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тепло родного дома |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геннадий Карюк |
сценарий: | Василий Решетников |
видеооператор: | Виктор Крутин |
композитор: | Валерий Зубков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
На мой взгляд формат в 2 серии оказался для фильма не верным. Режиссёр хотел изобразить село в свете реформ, разрабатываемых в 1983—1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова, которые позже вылились в масштабные перемены в стране, известные как «Перестройка». Однако, «производственная часть» в фильме выглядит фрагментарно: то здесь кусочек покажут, то там. Нужно было либо увеличивать хронометраж, расширяя рамки «производственной темы», либо снимать картину исключительно про судьбы трёх сестёр. Колхозно-производственная тематика сама по себе в те годы мало кого интересовала, а вот межличностные отношения — напротив. Эта тема никогда не устаревает, приобретая со временем дополнительную глубину. Если рассматривать именно этот аспект фильма, то он в полной мере удался благодаря яркому актёрскому коллективу.
Для семейной жизни готовых сценариев нет и никогда не будет. В каждой эпохе, в каждом отрезке времени мужчина и женщина, выбирая спутника жизни, вновь и вновь наступают на одни и те же «грабли». Это сказано не с осуждением, а спониманием того, что жизнь не стоит на месте, и дети никогда не повторяют родителей, когда приходит их время «брачных танцев». Дети одного отца, родные сёстры Вера, Надя и Люба, — очень разные. Вера — волевой, целеустремлённый человек. Надя — спокойная, рассудительная, трудолюбивая. Люба — весёлая, игривая, чуточку взбалмошная. Типы характеров определяют не только жизненную позицию, но и выбор того, с кем девушки готовы прожить всю свою жизнь. У Любы (Ольга Сирина) уже есть жених. Они дружат 5 лет (3 — школа, 2 — армия). Миша (Вячеслав Баранов) предлагиет «узаконить» их отношения, но Люба ещё не готова к семейной жизни. Ей хочется веселья, праздника, да и жизнь в деревне её совсем не устраивает.
У Нади (Екатерина Васильева) тоже вроде как есть «парень» Паша (Владимир Юрьев). «Вроде как» — потому что Паша 3 года «вкалывал» на Севере, «поддерживая» любовные отношения в письмах. Впрочем, любовными они, по всей видимости, никогда не были, иначе бы он не погнался «за длинным рублём». Надя — самая эмоционально выдержанная из сестёр. Свои душевные предпочтения она не выставляет напоказ. Её взаимотношения с Митей (Фёдор Сухов) изображены скупо, немногословно, но именно в этом залог возможного их счастья. Отношения Веры с новым председателем колхоза Иваном Кужелем (Александр Парра) — камень преткновения картины. Подобный треуголник не раз обыгрывался в деревенских фильмах. Ничего нового в этом плане режиссёр не показал, ограничившись констатацией: «старая любовь не ржавеет».
При всей симпатии к Вере, как зритель, я целиком на стороне Анны (Ольга Науменко). Силком мужика никто в семью, словно телка в стойло, не тянул. Если женился — с достоинством и уважением относись к матери своего ребёнка. Тем более, что теперь ты, как председатель, на виду у всех. Однако Иван Кужель ведёт себя словно школьник, что как-то не вяжется с деревенской жизнью, когда «не успеешь чихнуть, как вся деревня уже знает, что ты заболел». Удивила работа оператора Виктора Крутина. Непонятно, почему мастер своего дела выбрал здесь именно такой способ съёмки: сквозь штакетины забора, быстрое перемещение камеры с одного лица на другое. Такая съёмка хороша для детектива, но не для «размеренной мелодрамы». А вот музыка Валерия Зубкова хороша. Именно она сгладила многие «шероховатости» фильма.
«Улетели листья с тополей, повторилась в мире неизбежность… Не жалей ты листья, не жалей, а жалей любовь мою и нежность! Пусть деревья голые стоят, не кляни ты шумные метели! Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели?» («Улетели листья» Н. Рубцов)
12 февраля 2018