Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Таежный моряк |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Мирский |
сценарий: | Борис Медовой |
видеооператор: | Геннадий Трубников |
композитор: | Михаил Зив |
художник: | Вячеслав Панфилов |
монтаж: | Луиза Садовская |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 4 мин |
Последний фильм в кинокарьере Льва Соломновича Мирского получился очень личным, словно напутствие будущим поколениям. Борис Борисович Медовой — журналист, публицист, драматург — на основе повести Валерия Поволяева «Таёжный моряк» написал сценарий о простых советских людях, которые никогда не теряют присутствия духа и всегда могут рассчитывать на поддержку своих товарищей. Раньше это называли «соцреализмом», а сегодня всё воспринимается несколько иначе, — как зарисовка вроде бы недалёкого по времени, но безвозвратно ушедшего прошлого.
Фильм напоминает скорее киноновеллу, чем «производственную драму», потому что режиссёр делает акцент не столько на сложность и опасность работы на Севере, сколько на взаимоотношения людей, благодаря стараниям которых обживаются ранее недоступные места. Конфликта, как такового, в картине нет. Да и любовного треугольника тоже. Просто есть три самобытных и неординарных человека: начальник строительного участка Игорь Максимович Ростовцев (Борис Невзоров), комендант посёлка строителей Люба (Светлана Дирина) и механик-газовик Гена Морозов (Михаил Васьков).
Каждый персонаж интересен по-своему. Красавец-мужчина Игорь Максимович легко и раскованно чувствует себя в обществе молодых девушек. Жена с сыном далеко, а красавица Люба — вот она, всегда рядом, всегда под рукой. «Фронтовая жена», что называется. Люба, благосклонно принимает знаки внимания своего начальника, наверное, в душе теша себя надеждой, что Ростовцев разведётся с супругой и вот тогда… «Таёжный моряк» Гена Морозов — полная противоположность начальственному и самонадеянному Ростовцеву. Открытый и честный, он не любит скрытности и недомолвок. Он весь на виду: хотите, принимайте — какой уж есть.
Честно говоря, симпатии сразу на его стороне, потому что не кичится, не бравирует, не учит жизни, как это делает Ростовцев: «Очнись, парень, не по тебе рыбка!», или «Мужчина, если он, конечно, мужчина, никогда не допустит жалости к себе со стороны женщины». При этом, Ростовцев не прочь уколоть нового знакомого, называя его «опереточный морячок». В таком способе борьбы за внимание девушки есть что-то липкое, грязное. Всем своим поведением он словно оправдывает поговорку: «Сам ни гам, и другому не дам!» — дескать, жениться — не женюсь, но и другим здесь делать нечего.
В этой ситуации Люба повела себя очень достойно. И хотя ничего она «таёжному моряку» не обещала, всё же обычные любовные притязания начальника в какой-то момент ей показались, если не оскорбительными, то уж точно — неприятными. Переоценка ценностей произошла после появления Гены Морозова — чужого человека очень быстро ставшего не безразличным. И хотя у картины, что называется «открытый финал», зритель прекрасно понимает и по поведению Гены, и по ответной реакции Любы, что мороз и туман кончились, проглянуло солнце, а с ним пришла и надежда…
7 января 2016