Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Соучастники |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Инна Туманян |
сценаристы: | Александр Шпеер, Инна Туманян |
видеооператор: | Валерий Гинзбург |
композитор: | Евгений Геворгян |
художники: | Виктор Сафронов, Тамара Горшенина |
монтаж: | Лидия Жучкова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
СССР, начало 80-х годов XX века
Сергей Александрович (Леонид Филатов) – следователь. Честный, ответственный, сопереживающий человек. Искренне желает помочь вышедшему на свободу заключённому, оказывает ему поддержку, заботится о его судьбе
Толя (Сергей Колтаков) – бывший заключённый. Парень из неблагополучной семьи, попавший в плохую компанию. Образования нет, стремления и целей в жизни нет. Не привык к хорошему обращению, романтичный и добрый, жертва обстоятельств и среды, пишет стихи
Сестра Толи (Наталья Вилькина) – очень обеспеченная женщина с большими связями. Всего добилась сама, живёт новой жизнью, не желая вспоминать о детстве и семье
Это удивительно эмоциональная история, которая во мне засела надолго. Поразительно, как Филатов может вложить столько души в человека такой профессии, а ведь он не раз играл именно работников милиции. Казалось бы, что там такого: человек на службе, выполняет работу, ответственный и работящий. Но нет, глаза – зеркало души, и это о Леониде Алексеевиче в этом амплуа и в этой, собственно, картине: сколько мыслей во взгляде, сколько чувств, сколько эмоций и мудрости! Впрочем, я увлеклась… дифирамбы Филатову я могу петь бесконечно.
В картине затрагиваются важные темы, о которых люди, не столкнувшиеся с этими проблемами, задумываются мало: адаптация заключенных после выхода на свободу, влияние среды на становление личности (впрочем, об этой теме многие задумываются, я думаю). Красной нитью здесь вплетена тема двойных стандартов: могут ли люди, совершившие в прошлом преступление, но сегодня являющиеся уважаемыми членами общества, рассчитывать на прощение, снисхождение и избежание наказания? К сожалению, эта проблема и сегодня часто актуальна.
Поразила судьба сестры Толи, во время её монолога ком в горле стоял. И открытием для меня стал Сергей Колтаков, исполнивший главную роль. Восхитительная игра! В общем, я очень рекомендую этот фильм любителям советского кино, очень стоящая картина. Без динамики, без хитрых сюжетных ходов, но просто превосходная психологическая драма.
9 июля 2023
Степень артистизма и манерности Леонида Филатова не характерна для среднестатистического гражданина СССР, и это заметно в каждом фильме с его участием; вот и в «Соучастниках» он играет простого советского работника прокуратуры, но одевается и ведёт себя, как завсегдатай вечеринок Карла Отто Лагерфельда. Но кино, конечно, не об этом, а о противоречивой человеческой натуре.
Группа друзей-товарищей во времена романтической юности зарезала и утопила своего ровесника, сумев выдать всё за несчастный случай. Спустя 30 лет, когда ребята вытянулись, возмужали и, более того, поседели, труп всплыл, и теперь всей компании, почтенным отцам семейств и ударникам соцтруда, придётся долго шить рукавицы в окрестностях Магадана.
Но позвольте, эти люди в своём нынешнем состоянии — ленивые старые мешки, которые с трудом доползают от холодильника до телевизора и никакой опасности для общества уже давно не представляют. Гуманно ли наказывать их за преступление, совершённое десятки лет назад под влиянием подростковых гормонов? Над этим интереснейшим вопросом и предлагается поразмышлять неравнодушному зрителю.
20 декабря 2018
Следователь прокуратуры Хлебников приходит к сестре одного из своих подопечных Анатолия Трегубенко, чтобы рассказать его историю и… возможно, устроить его судьбу.
Вообще-то классическая история перевоспитания преступников грозила остаться таковой, если бы не две фантастические актерские работы. Как ни странно, но первой из них стоит назвать Сергея Колтакова — актера, которому не слишком повезло с судьбой — он попал со своим типажом в период перестройки, потому, видимо, и не сыграв всех ролей, которые мог бы. Тем интереснее наблюдать за такими актёрскими шедеврами, как Анатолий Трегубенко. Рецидивист с фатальным невезением, всегда натянутыми как струна гитары нервами, эмоциональностью на грани всегдашнего срыва, но и талантом поэта и обострённым при этом чувством совести… Сыграть неприкаянного, который не знает людей и которого не хотят знать люди, а совесть соединяет его с кем-то явно не из мира сего — настоящий подвиг. И нужен был кто-то, кто задаст вопрос: а откуда взялся этот Анатолий?
И им оказывается следователь, а не близкие родственники. Почему? Потому что преступник в советском обществе — это прокаженный. И никак иначе. А с такими могут обращаться только врачи и лечить, как в древности, словом. Вот Хлебников (Леонид Филатов) сначала и задаёт вопрос самому себе: Почему Анатолий сознался в убийстве 10-летней давности? И ведь не от обиды за сломанную судьбу… И ведь соучастники его в большинстве оказываются не столь совестливы… Почему? Советская мораль даёт здесь трещину… Кто-то держится за карьеру, кто-то — за сроки давности, кто-то — за семью и детей… Хотя кое-кто понимает справедливость наказания. Но, думается, что соучастники здесь не те, кто присутствовал при случайном в общем-то убийстве, хотя жизнь человека все равно оборвалась не там и не так, а те, вернее, тот, кто соучаствовал в судьбе Толи. Вот и приходится тянуть эту лямку доверия и участия… И это совсем другая роль Филатова, нежели Экипаж, Забытая мелодия или Грачи. Штучная…
Странно, что после смены репрессивной вроде бы системы на более гуманистическую, такие фильмы почти исчезли. Поэтому Соучастники до сих пор являются хоть и реликтом, но живым.
8 декабря 2017
Замечательно поставленный фильм Инны Туманян, блестящие актерские работы Ледонида Филатова, Сергея Колтакова и Натальи Вилькиной. Можно сказать, что картина в целом была недооценена зрителем, но ее довольно часто показывают по телевидению.
Очень интересно показаны советские судебная и уголовно-исполнительная системы. Здесь мы не увидим судебные процессы и следствие, но есть ощущение, что зритель переживает все стадии через которые проходят герои. Очень четко проработана глубина характеров и драматизм, с которым развивается сюжет.
Во многих голливудских фильмах схожей тематики угадываются заимствования из «Соучастников». Достаточно взглянуть на сцены допроса свидетелей. Очень похожие кадры и диалоги можно увидеть в бесчетных американских судебных драмах или детективах. Конечно, остается только предполагать, является ли это совпадением или нет. На тот момент в США было снято довольно много подобных картин.
8 из 10
13 октября 2009