Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Небывальщина |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Овчаров |
сценаристы: | Сергей Овчаров, Вячеслав Шишков |
продюсер: | Виктор Извеков |
видеооператор: | Валерий Федосов |
композитор: | Игорь Мациевский |
художник: | Виктор Амельченков |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 июня 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Фильм удивляет не столько своеобразной постановкой и материалом, ставшим основой сценария, сколько самим фактом своего существования. Удивительно, что во времена, когда вместо России была невнятная РСФСР, выходит полнометражный фильм, целиком выстроенный на русском фольклоре. А уж вероятность появления такого фильма сегодня, не выше вероятности встретить в каком нибудь городе «Золотого кольца» магнитик, сделанный местными жителями, а не мастерами из китайских провинций.
Эстетика ярмарочного балагана, лубочного рассказа, потешек для взрослых — со всеми этими направлениями можно познакомиться благодаря великолепной работе сценариста и режиссера С. Овчарова. К традиционной фигуре простака, условного Иванушки-дурачка, добавлены еще два персонажа: неугомонный Бобырь — русский Икар и конечно богатырь (куда же на Руси без них) — Солдат. Герои странствуют по фантасмагоричному миру из поговорок и прибауток, народных песен и обрядов, по миру, который должен быть родным и знакомым любому человеку, считающему себя коренным жителем нашей страны.
Интересная деталь: в эпизодах можно увидеть будущих «Лицедеев» во главе со Славой Полуниным.
14 февраля 2021
Эх, раз-люли моя малина!
Фильм просто находка для народного патриота, выезжающего за МКАД только транзитом в Лондоны и Парижи. Русский человек в «Небывальщине» — это нечто в домотканой косоворотке, небольшого ума, не умеющее ни руками мастерить, ни на базаре торговать. Дом у него дрыном подпёрт, жену охаживает залётный молодец, а ему одна печаль — реки молочные с кисельными берегами найти.
Сергей Овчаров в своем фольклорном наброске нарисовал триединую душу русича. Образ первый: увалень-дурачок Незнам (Александр Кузнецов). Лежал ребятинушка — лоб здоровый на печи, ни грамоте, ни ремеслу не обучен. Пристроила мать Незнамушку к дивчине кустодиевских размеров под бочок (Нина Усатова), да и тут промашка вышла, что делать с этим богатством тоже бугай светловолосый не ведает. Получил в плечи батогом, и отправился куда глаза глядят, брагу пить да русалок разгульных тискать учиться.
Образ второй: служивый (Алексей Булдаков). Шомпола и пули свист будят в русском человеке храбрость да смекалку. Каких-то два с половиной десятка лет лихой службы — и можно чертей в аду гонять да кашу из топора варить. Только нету дома родного, и вьётся дорожка походная без конца, а так ничего.
Образ третий: Бобыль (Сергей Бехтерев). Широка натура русская, тесно ей на земле, в бескрайнее небо хочется. Но университетов мужик не заканчивал, поэтому варганит что есть из подручных материалов — крылья из тряпья, воздушный шар из коровьей шкуры, ракету — из бочек для засолки огурцов. С аналогичным примитивным результатом. И селянин его лупцует, и молодухи отворачиваются, но когда-нибудь вольной птицей поднимется мечтатель вверх, правда ведь?
Несмотря на то, что нескладушки и нелепицы снять полным метром невозможно, Сергей Овчаров таки создал любопытное кино. Фольклорная психоделика завораживает. Минимальные декорации умело вплетены в ржано-березовую рамку, актерский ансамбль с удовольствием растворяется в частушечной игре. Так что желающим поплескаться в озере русской сказки будет комфортно.
Правда, таких желающих немного. Овчарова хвалят именитые кинокритики, дают премии на «Кинотавре», в Берлине и Выборге. Но обычный зритель к режиссеру прохладен. Читаем байку Филатова, ходим на спектакль «Вишневый сад», изучаем в школе Лескова и Салтыкова-Щедрина, и, конечно, любим русские народные сказки. А вот экранизации Сергея Михайловича идут туго.
В том числе и гротескный лубок «Небывальщина», который практически неизвестен массовому киноману разного возраста. Хотя вещь безусловно талантлива, если согласиться с клюквенным вектором развития русского человека.
19 мая 2010
Удивительно читать заметки, подобные предыдущей, о шедеврах кинематографа. Оказывается, ничего интересного в «Небывальщине» нет! Один Булдаков. И еще это, оказывается, комедия. Нудная, правда. Смотреть, конечно, не стоит.
Дорогой читатель! Увидеть этот фильм — маленькое счастье, подарок судьбы, радость приобщения к искрометному таланту. Таланту абсолютно уникальному, появившемуся в нашей стране не иначе как благодаря высшему промыслу, чудом выжившему и сохранившему верность настоящему искусству и сегодня.
«Небывальщиной» восхищались Тарковский и Панфилов, Сокуров и Герман, Иоселиани и Авербах… Русские корни, фольклорная культура, основы национальной психологии — об этом Овчаров начал говорить с первого своего фильма, во времена, максимально этим темам неблагоприятствующие, за что был гоним, терзаем, лишен работы. До Овчарова подобным в советском кинематографе занимался только Александр Медведкин, снявший в 1934 году «Счастье», оригинальнейший фильм, причудливо совместивший пропаганду о колхозном эдеме и фольклорные мотивы. Фильм получился настолько поразительным с художественной точки зрения, что во Франции организовалось даже общество почитателей Александра Медведкина, просуществовавшее два десятка лет.
«Небывальщина» Овчарова не комедия. Это кинофреска. Кинофреска по изобразительному ряду, притча по сюжету, фольклорный театр по исполнительскому мастерству. Конечно, читать этот фильм по-настоящему сможет подготовленный зритель, однако это произведение настолько ярко гуманистическое и светлое, что и без киноподготовки эффект «Небывальщины» может глубоко затронуть зрителя, лишь бы душа смотрящего была открыта для любви и света.
«Небывальщина» в ряду лучших отечественных фильмов последних трех десятилетий двадцатого века. Наряду с «Зеркалом» Тарковского, «Проверкой на дорогах» Германа, «Объяснением в любви» Авербаха, «Листопадом» Иоселиани, «Мелодиями Верийского квартала» Шенгелая и еще несколькими шедеврами. Первый полнометражный фильм Сергея Овчарова насегда встал в ряд золотых, подлинно золотых шедевров нашего кино. «И ныне пребывают три: Овчаров, Герман, Сокуров. Но Овчаров из них выше.»
10 из 10
15 января 2010
«Небывальщина» С. Овчарова — фильм о российской душе, которая показывается на примере нескольких персонажей, главным образом Незнама и девушек, его окружающих. Также два характернейших персонажа — солдат (а некогда в России служили 25 лет) и изобретатель — человек, которому, как Задорнов любит говорить, трудно направить свою бурлящую энергию по какому-то вектору и хочется приложить свою соображаловку.
Если он вам кажется почти бессмысленным и бессюжетным, вспомните строки «Умом Россию не понять» — отключите ум и включите юмор. Что оригинально — это один из немногих советских фильмов, в котором своеобразие цветовой гаммы призвано создать у зрителя определённое настроение.
По правде сказать, эта «комедия» очень нудная и смешно там только в паре моментов, так что, сожалея о потраченном на её просмотр времени, вы спросите: а зачем же её смотреть? Причина может быть только одна — посмотреть на молодого и полного сил А. Булдакова, ведь больше в «Небывальщине» практически ничего интересного нет, можете мне поверить.
2 из 10
13 декабря 2009