Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Карантин |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Фрэз |
сценарий: | Галина Щербакова |
видеооператор: | Андрей Кириллов |
композитор: | Алексей Рыбников |
художник: | Ольга Кравченя |
монтаж: | Янина Боголепова |
жанры: | комедия, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 августа 1983 г. |
на DVD: | 29 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Этот фильм, если смотреть его не в режиме «ути-пути как всё мило на экране» — является диагнозом всей семейной политике позднего СССР и постсоветского режима.
Главный персонаж ленты по сути не нужен своим родителям — им нужна их работа и сопутствующие ей плюшки. Детей же они «сделали» для «себя-любимых», чтобы было всё «как у людей». Мамаша часто повторяет в фильме типичную яжматерьскую мантру: -«Это МОЙ ребёнок!». Но по хронометражу этого не наблюдается. Страх потерять работу и отстать в погоне за карьерными достижениями преобладает над всем остальным в психике таких недо-родителей.
Это, в принципе, образ всего поколения дефективных родителей 1960—1980х гг., реально уклонявшихся от своей первичной этической обязанности перед ребёнком: быть рядом с ним и давать ему свою ласку и заботу, воспитывать его, учить его ЖИТЬ. Все эти обязанности такие, гкхм, родители успешно сбрасывали на детсады, школы, ВУЗы. Очень удобно, т. к. «у нас дела поважнее, а детьми государство должно заниматься!». Потом такие дети вырастают и не ставят — абсолютно заслуженно — своих родителей ни во что, не уважают их: не за что! У нас стало очень модно требовать от детей преклонения перед собой после «подвига» под названием зачатие-вынашивание-рождение. Вопрос к таким родителям: неужели вы считаете, что за отработанную вами простейшую биологическую функцию дети должны пред вами танцевать на цыпочках?
Вот мы и получили поколения, воспитанные зомбирующей пионерско-комсомольской ахинеей. Где были эти якобы вбивавшиеся в головы десятков миллионов пионеров и комсомольцев принципы, когда СССР дал трещину? Психика таких индивидов легко переобулась в те рекламные агитки на тему «свидание с Америкой» и полетела кайфовать и искать рыбные места — «бабки нужно делать, бабки!». А возле них плакали ни в чём «не повинные» родители, у которых помимо святой этической обязанности перед детьми были дела поважнее. Вот и полились — особенно после 1991го — вопли этих безответственных перед своими детьми шестидесятников и семидесятников на тему: — «Аааа, мы кишкиии тянулиии, а ониии неблагодарныыыеее!»» — «В кого же они такие стааалиии!». Как говорится: получите, распишитесь! Расплата за безответственность справедлива и безжалостна.
Так что фильм совсем не комедия. Это, скорее, документальная лента, снятая в забавной и наивной деликатной обёртке, своего рода набат. И преодоления кризиса семьи в постсоветской РФ не предвидится в ближайшие годы, т. к. обстановка, запечатлённая в фильме только ухудшилась и продолжает ухудшаться несмотря на все «подачки» молодым семьям, которым ни родные, ни система образования, ни государство не дали ничего для того, чтобы они могли стать Любящими и заботливыми, чуткими родителями своих уже родившихся и будущих детей… Отдельные «островки» в океане такой негативной статистики реально дефективных семей проблемы не разрешат.
21 августа 2021
«Карантин» Ильи Фрэза, в отличие от «Я купил папу» и тем более «Вам и не снилось», не вызывает желания пустить в нужном месте сентиментальную слезу. Возможно, это одна из причин, по которой фильм получил меньше восторженных отзывов — но можно ли считать комедийную оболочку недостатком? Этот вопрос возник не на пустом месте.
Проблема отсутствия свободного времени у родителей-воспитателей-нянек-друзей показана в нарочито утрированной форме — пока детский сад на карантине огородился замками и заборами, за девочкой некому присмотреть: все работают, дела находятся даже у прадедушки с прабабушкой, поэтому временные опекуны сливают мелкую из рук в руки, находя себе занятия поважнее. Ребёнка подобрали тоже не шёлкового: девчушка с милым личиком на протяжении фильма держит нужный градус озорства и качественно шкодит — на то они и дети.
Есть ли мораль у этой картины? Сидите с детьми, когда в садах карантины! Но не всё так просто: кино иллюстрирует массовый переход жителей СССР от деревенского уклада жизни к городскому с неизбежной рефлексией, которую можно заметить и в других работах режиссёра. Ведь в деревне Дом — альфа и омега, замкнутая экосистема, в которой и родители, и дети по умолчанию ответственны за каждый поступок. Тогда как при городском быте за развитие детей отвечают садики и школы, за безопасность — милиция и полиция, домом управляют коммунальные службы, и вот уже взрослые, вроде бы занятые по уши, становятся безответственнее собственных детей. Хотя это ещё цветочки: знал бы Илья Фрэз, что лет через пятьдесят вся ответственность перейдёт в руки автоматике, а основной целью жизни взрослого человека станет самолюбование и развлекуха, наверняка снял бы драму уровня «Вам и не снилось!».
А получился приятный лёгкий фильм для семейного просмотра. По-моему, добрый режиссёр пожалел своих зрителей:)
7 из 10
19 октября 2020
Такого ли уж детского?
Спроси случайного прохожего на улице: «Какие вы знаете фильмы Ильи Фрэза по сценарию Галины Щербаковой?» — уверен, что 99% из тех, кому знакомы эти фамилии, ответят: «`Вам и не снилось…», а что, у них ещё какие-то фильмы есть?» Выводы делают сами себя, так что не буду развивать эту мысль. Вернусь к ней в конце рецензии.
Обратная ситуация. Спроси случайного зрителя, смотревшего «Карантин»: «Вы знаете, что это фильм Ильи Фрэза по сценарию Галины Щербаковой?» (читай: «От создателей «Вам и не снилось…`») Тут я затрудняюсь назвать цифры, но тоже думаю, найдётся немало тех, кто этому удивится. Ладно, не о том речь.
Перефразирую модный неофразеологизм и через весь отзыв пропущу его лейтмотивом: фильм смешной, а ситуация страшная.
Вопрос совместного времяпрепровождения родителей со своими детьми как центральная фабула фильма закрыт — об этом всё сказано в самом фильме и в других немногочисленных рецензиях, так что я даже касаться его не буду. Да, всё это обыграно легко, незатейливо и комично. И ситуация, вообще-то, обыденная — кто не сталкивался с таким хотя бы раз в жизни? Здесь нет ничего постыдного. Дело не в этом.
Пойдём по хронологии фильма.
Моложавые бабушка с дедушкой в исполнении гениальных Юрия Богатырёва и Светланы Немоляевой… Вообще, актёрский состав здесь мощнейший, такие мэтры! Даже в крохотных эпизодах: Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Соловей. К вопросу о том, с чего я начал рецензию… Гхм. Отвлёкся. Извините. Так вот, про дедушку с бабушкой: линия со Славиком и тётей Полиной вроде весёлой должна бы выглядеть, и она правда очень веселит! Но стоит хоть на секунду поставить себя на место любого из персонажей фильма, сразу становится не до смеха. Легкомысленная бабушка и подкаблучник-дедушка — эпизод смешной, а ситуация страшная!
Сколько раз Маша терялась? Как она подметала улицу, со шлангом баловалась. Дворник, конечно, придурошный (в комедийном смысле), но когда он проснулся, а Маши нет… Идёт буффонада: поиск Маши под известную всем музыкальную лирику Алексея Рыбникова (о музыке, кстати, потом тоже скажу отдельно). А теперь себя на месте этого дворника вообразите! Потом в зоопарке ещё под конец самый фильма, где Маша ушла от бестолковой бабушки и опять потерялась — тут злые языки вообще могли бы упрекнуть эту сцену в противоестественности! Я, конечно, прекрасно знаю, что такое гротеск, и всё же хоть на секунду на реальную жизнь если спроецировать — фильм смешной, а ситуация страшная!
Эпизодик с обсуждением второго ребёнка и диссертацией… К этому я непредвзято не могу относиться, потому что я сам аспирант. Это сейчас диссертация существует в цифре, а тогда — мне, зрителю из XXI века, не удастся представить, каких трудов стоило написать диссертацию от руки, набрать на машинке! И я улыбаюсь искренне над вот этим вот «Весело! Весело! Дома скандал!..» — но стоит представить себя на месте матери бедной… Фильм смешной, а ситуация страшная!
Теперь к вопросу о воспитании (нельзя без этого). Просто пересказываю сюжет фильма: Маша сломала телефон и дверной звонок, а мама её взяла на руки и стала ей книжку читать. Не надо упрекать меня в провокациях, повторяю: я просто пересказал сценарий. И просто напомню ещё, что девчонка наделала в квартире у Фёклы-портнихи, потому что он в данном контексте тоже уместен. Может, со мной кто и не согласится, но тоже здесь фильм смешной, а ситуация страшная.
Добрый одинокий Петрович-старик, сценка с его участием, сказка… Потом как колготки он штопал ей, что матери стало стыдно… Лучше не представляйте себя на месте старичка этого! Эпизод нисколько не смешной, а ситуация страшная!
Ну и под конец о драматургии, всё-таки я искушённый зритель… Вот что мне видится: фильм вполне можно (и даже нужно) было закончить сразу же после телефонного звонка! Трубка кладётся, дальше по очереди идут крупным планом лица папы, мамы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки — и Маши, как финальный аккорд. Конец.
Да-да-да, жанр не тот, формат другой, фильм не этот, конечно! Однако другой, такой же полузабытый фильм середины 1980-х годов «Воскресный папа», напомню, имеет открытый финал! Папу, кстати, играет там этот же самый артист, что и в «Карантине» — Юрий Дуванов. Но то — драма и фильм уж точно не для детей. И всё же его нельзя было не вспомнить здесь.
Что, кстати, характерно — благодаря «Ералашу», увертюрки Алексея Рыбникова из фильма «Карантин» знают все! Останови случайного прохожего на улице, дай послушать любую музыкальную тему — он узнает. «Да, — скажет любой человек, — знакомая мелодия, слышал». Спроси, из какого фильма — большинство впадёт в ступор, и только некоторые предположат нерешительно: «Из Ералаша?..»
Так я и возвращаюсь к тому, с чего начал рецензию. Я люблю этот не самый известный широкому зрителю фильм Ильи Фрэза по сценарию Галины Щербаковой гораздо-гораздо больше, чем культовый «Вам и не снилось…»!
10 из 10
17 июня 2019
Нашли этот фильм совершенно случайно. Описание здесь на Кинопоиске гласило: «Когда в детском саду объявили карантин, оказалось, что пятилетнюю Машу не у кого оставить, все заняты неотложными делами. Даже прабабушка и прадедушка тоже работают.
Поэтому Маша будет жить у родственников, друзей, коллег и случайных знакомых, а заодно, быть может, узнает много полезного, интересного и увлекательного.»
Помня, что в СССР снимали хорошее кино (или оно нам таким казалось), мы сели с мужем его смотреть. К концу фильма мы были сильно озадачены: как у 6 взрослых человек (мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка) нет времени на одного ребенка? Семья не отягощена материальными проблемами, все работают не столько ради денег, сколько ради карьеры и удовлетворения амбиций. Особенно неприятна была сцена, когда мама и папа по очереди просыпались раньше, чтобы сбежать на работу и не решать проблему пристроя ребенка. А у чужих людей находилось время, силы, желание сидеть с ребенком, заниматься им, радовать его, учить чему-то. Брошенный и не очень любимый ребенок среди толпы родственников. И в такой ситуации все уговаривают родить второго. Зачем?..
Нам с мужем как родителям двух детей стало очень неприятно. Хотелось легкого радостного фильма, а получилось грустное послевкусие…
Хочу думать, что не всем родителям дети в тягость…
11 декабря 2017
С течением времени многое, что казалось обыденным, становится более ярким и занимательным. Так и этот фильм, малоизвестный и непримечательный для тех лет, сейчас переоценивается и приобретает известность, особенно среди ностальгирующего поколения 70—80-х годов. Я например, нашел этот фильм случайно, знакомясь с творчеством композитора Рыбникова.
Фильм не заезжен и воспринимается свежо, хорошо чувствуется дух тех лет — попадаешь в ласковую, беззаботную волну настроения детства. Жанр комедия не очень подходит для определения этого фильма, в нем больше доброй иронии, чем комичности.
Сценарий с юморком, отличный актерский состав из авторитетов отечественного киноцеха, маленькая Лика Кремер в главной роли (которую очень забавно наблюдать в сравнении со взрослой). Ну, и наконец, две гениальные музыкальные темы «Мама я влюбился в девочку одну» и «Сны» написанные А. Рыбниковым — вот секрет этого кино.
8 из 10
10 декабря 2013
Фильм повествует о нескольких днях молодой советской семьи, где папа работает, мама учится в аспирантуре, дедушки и бабушки тоже не бездельничают на пенсии, а работают в своё удовольствие, а прабабушка любит повторять, что она никогда не сидела и не будет сидеть дома. И все было бы хорошо, если бы в садике не случился карантин…
Кто только не присматривал за Машей: и вахтерша у папы на работе, и студент, подметавший двор, у мамы в институте; дедушка и бабушка (живущие раздельно) поочереди брали её с собой на свидание. Конечно, может показаться странным, что на первом месте у всех стояла работа и личные дела, а вовсе не маленькая дочка и внучка. Но ведь большинство нас поступает также: начальник не захочет видить ребенка в офисе/на рабочем месте, а как обо мне подумают, если я буду каждый раз отпрашиваться и тд и тп.
Фильм очень позитивный и жизненный, в каждом кадре узнаешь моменты из свой жизни. Как мне знакома ситуация, когда приходится искать с кем оставить ребенка, или кто его заберет из садика. В такие минуты я вспоминаю этот фильм и становится веселее.
Рекомендую посмотреть его всем родителям, у которых ребенок ходит в садик. Уверена вы сами не раз бывали в подобных ситуациях.
10 из 10
27 октября 2011