Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек на полустанке |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Панин |
сценаристы: | Арнольд Витоль, Олег Николаев, Василий Панин |
видеооператоры: | Анатолий Климачев, Игорь Слабневич |
композитор: | Исаак Шварц |
художник: | Михаил Карташов |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 декабря 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
На главную роль своего дебютного полнометражного фильма Василий Панин пригласил «глыбу» советского кино Николая Крючкова — одного из любимейших актёров СССР. Историю для персонажа гениального актёра написал сценарист Арнольд Витоль, имевший за плечами целый ряд ярких и прокатно успешных картин. Витоль прописал «производственную составляющую» ленты, а за лирическую линию отвечали дебютанты-сценаристы Панин и Николаев. Первая сюжетная линия о путевом обходчике ветеране Великой Отечественной войны Прохоре Тимофеевиче Афанасьеве глубока и содержательна. Роль прописана так, что полностью раскрывает многогранный талант Крючкова. Помимо основной сюжетной линии Витоль добавил и ретроспекции, характеризующие Прохора Тимофеевича ещё с одной стороны — однолюба, не захотевшего заново устраивать свою жизнь после гибели жены Стеши.
В копилку достоинств следует отнести и рассказ приёмного сына Фёдора Таранина (Александр Фатюшин) о военном прошлом своего отца. И короткие «статичные сцены», в которых герой Крючкова замирает, внутренним взором заглядывая в свою далёкую юность. Что же касается лирической составляющей, то здесь даже не провис в сценарии, а зияющая дыра. Совершенно непонятно, почему финальный хронометраж оказался всего 65 минут! Полчаса экранного времени позволяли полностью раскрыть взаимоотношения Фёдора и Надежды (Елена Цыплакова), а не ограничиваться парой-тройкой сцен, в которой героя Фатюшина вывели чересчур эмоциональным и вспыльчивым. Надежда, только что пережившая непростое расставание с отцом Проши, ищет новые ориентиры для будущей жизни. Она думает не столько о себе, сколько о сыне. А для этого ей нужен надёжный спутник жизни, на которого можно положиться во всём.
Ничего этого в Фёдоре нет. Откровенный эгоизм и самовлюблённость. На вопрос отца « - Она хоть тебя любит?» он безапелляционно заявляет: « - А чего её спрашивать!» На таких «паритетных началах» совместную жизнь не строят. Единственным утешением для зрителя опять становится Прохор Тимофеевич. Вот человек, в котором неизрасходованная любовь к Стеше способна обогреть и защитить от всех житейских напастей и Надежду, и её сына Прошу! Без малейшей доли преувеличения весь фильм держится на многоплановой игре Николая Крючкова. Замени его другим актёром — что станет с картиной? Может быть именно на это и рассчитывал режиссёр, надеясь, что все кинематографические огрехи и сценарные не стыковки с лихвой перекроет актёрский талант Николая Афанасьевича Крючкова, незадолго до съёмок фильма получившего звание «Герой Социалистического Труда».
24 января 2023