Рейтинг фильма | |
![]() |
6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вы чье, старичье? |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Пичул |
сценарий: | Василий Пичул |
видеооператор: | Вреж Петросян |
художник: | Николай Емельянов |
жанры: | драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
34 мин |
Дорог. Точнее — путей развития культуры. Малозаметная из-за незначительности (на тот момент) его творца. Поворот пройденный сообществом незаметно для себя — поэтому и достопримечателен этот фильм, как некий ориентир для отсчёта нового этапа представления действительности в кинокартинах СССР.
Новизна и этапность этого фильма — это конечно — «чернушность» в изображении действительности, когда окружающая реальность подана через призму мировоззрения людей успешных в той жизни — лидеров мнений, по современному выражаясь. Никогда по времени до этого фильма подобная «эстетика» в работах кинематографистов Союза мне не встречалась — возможно элементы, да, были — но цельно сформированная картина бытия — впервые. И Елена Майорова с Алексеем Жарковым как предвестники нового «экстра-реализма» вполне заслуженно и символично участвуют в этом фильме — все дальнейшие их персонажи в других картинах (особенно Майоровой) удачно вписывались в контекст нового реализма культуры. Ну, а Жарков вообще символ эпохи — от «Парада планет» до «Имитатора».
Что же транслировали на тот момент лидеры мнений в общество, к чему вели? Жить «как все» — что в их понимании подразумевалось, как жить как все «успешные» в той жизни люди: слесари с СТО, директора и продавцы магазинов и овощебаз, секретари различных парт. организаций и т. д. Причём любыми доступными способами — отсюда прекрасные образы полу-подленьких мещан, словно пришедших из картин 20х годов, великолепно отыгранные Верой Ивлевой и Валерием Носиком.
И что же, скажет пытливый зритель — разве не такая жизнь и была — «чернушной», и достижение Пичула, как режиссёра, как раз в открытии глаз зрителям об их истинном бытии? Но тут в идеологическую борьбу с «экстра-реализмом» вступает соц-реализм. Это когда не личностно-рациональные, а по простому — жлобско-хапужные, мотивы являются первичными в поведении и действиях людей, а морально-этически сложные — казалось бы иррациональные — как отказ от повышенной военной пенсии, как привечание на своих скудных «квадратах» — «чужого» старика. «Чужой» в кавычках — ведь для носителей этих идей все не чужие и всё своё. Вот от столкновения таких разных подходов в обществе в тот конкретный момент и пошла «развилка» развития — и авторы очень точно и главное образно и понятно смогли эти сплетения смыслов показать в своей картине.
И финал — отличный от финалов в дальнейших фильмах — только подчёркивает переходность данного фильма на стыке идейных смыслов.
8 из 10
19 марта 2020