Виадук
Viadukt
5.8
1982, драма, криминал
Венгрия, США, Германия (ФРГ), 1 ч 45 мин
В ролях: Армин Мюллер-Шталь, Ференц Бач, Анталь Лейзен, Тери Тордаи, Роберт Кольтаи
и другие
Ветеран Первой мировой войны Сильвестр Матушка испытывает неодолимую тягу к поездам. Но если другим нравится на поездах ездить, любоваться их мощью, наслаждаться скоростью, то Сильвестр мечтает о другом – ему хочется видеть груды разломанного железа, разорванные котлы паровоза, искореженные рельсы. Не будучи в силах противостоять этим видениям, Матушка начинает реализовывать их на практике.

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Виадук

английское название:

Viadukt

год: 1982
страны:
Венгрия, США, Германия (ФРГ)
слоган: «In 1931, one man held Europe hostage... He was THE TRAIN KILLER.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Тамаш Андор
композитор:
художники: Александр Траунер, Ференц Шёффер, Mihly Stt, Вильмош Надь, Юдит Шёффер, Росвита Мизел, Jlia Szaniszl, Паль Ловаш
монтаж: ,
жанры: драма, криминал
Дата выхода
Мировая премьера: 13 января 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Отзыв критика о фильме «Виадук», 1982

Убийца поездов

Маньяки бывают разные: кто-то бегает за жертвами с топором, кто-то крадется в ночи со спичками и бензином, кто-то устраивает засады со снайперской винтовкой и т. п. А скромному венгерскому бизнесмену Сильвестру Матушке нравилось пускать под откос поезда. Такое вот у него было невинное развлечение. И пусть его преступная карьера продлилась недолго, да и удачных диверсий удалось совершить всего две, но этого вполне хватило, чтобы войти в историю. Ведь конкурентов на этом поприще он просто не имел: белорусские партизаны и чеченские террористы появились на авансцене значительно позже, да и делом своим занимались вовсе не от любви к искусству, а в сугубо прикладных целях. Тогда как Матушка взрывал, просто потому что взрывал… И кто его знает, что значило для воспаленного сознания маньяка зрелища рушащегося с моста состава.

Естественно, венгерские кинематографисты не могли пройти мимо самого знаменитого преступника в национальной истории, даже несмотря на то, что социалистический строй не слишком приветствовал жизнеописания убийц и бандитов. Впрочем, Матушка совершал свои безумные преступления во времена буржуазного государства, да еще и в период, когда к власти в Венгрии рвались профашистские силы, так что с идеологической стороной в фильме Шандора Шимо все было в порядке. Может быть, даже слишком. Выведенные за спиной несчастного безумца националистические кукловоды выглядят нарочито и слегка картонно, хотя сказать о том, что создатели «Виадука» погрешили против исторической правды, нельзя. Просто потому, что этой самой правды в деле настоящего Сильвестра Матушки не существует. Материалы двух судов (австрийского и венгерского) не дают полной картины преступлений и полностью умалчивают о мотивах. Судьба самого подрывника теряется в событиях Второй мировой войны и обрастает шлейфом из мифов и легенд, а стало быть авторы фильма вольны были представить трактовку истории такой, какой она виделась им (ну, и цензорам, естественно).

В этой трактовке Матушка предстает одновременно злодеем и жертвой. Нежно любящий муж и отец, он оказывается не в силах преодолеть сжигающую его изнутри страсть к разрушению. Само собой, причины ее создатели видят в тяжелых психологических травмах, вызванных войной и неудовлетворенностью послевоенного устройства. В этом отношении, одной из центральных для «Виадука» является сцена встречи военного братства, которая вызывает у протагониста очередной приступ плохо контролируемой ярости.

Впрочем, психологические послевоенные травмы испытывали миллионы, а взрывать поезда отправился один Матушка. Но кино — все-таки не история болезни. К тому же время действия «Виадука» ограничено исключительно периодом активной деятельности маньяка, а потому глубинные ее причины остаются нераскрыты. Довольно робкая попытка увидеть в действиях подрывника сексуальный подтекст (сразу после акции Матушке необходим половой контакт), так и остается всего лишь попыткой, зато позволяет включить в фильм несколько эротических сцен.

Приглашенный на главную роль Майкл Сарразин изо всех сил пытался проникнуть в сознание своего персонажа и показать его живым и страдающим человеком. Но как это сделать, если душа «убийцы поездов» так и осталась потемками? К тому же, во второй части фильма политический аспект все-таки выходит на передний план, оставляя психологические терзания Матушки исключительно делом актера, тогда как сценарий закручивает уже совсем другую интригу.

В центр внимания перемещается противостояние следователя-еврея Эпштейна и агентов националистической организации, шантажом заставляющих маньяка не просто устроить крушение поезда, а взорвать его во время прохождения моста, дабы получить возможно большее число жертв. Самого Матушку судьба людей в разбивающихся поездах не слишком интересовала. Он получал наслаждение от крушения многотонной махины, возможно, чувствуя себя кем-то вроде Давида в схватке с Голиафом. Но подрыв виадука неизбежно должен был привести к гибели людей, которую венгерские фашисты собирались свалить, как водится, на «евреев и коммунистов». Если бы фильм снимался сегодня, акценты в нем неизбежно были бы расставлены иначе, но на дворе стоял 1983-й год, и политическая версия событий медленно, но верно подмяла под себя психологическое исследование личности маньяка, так и не доведенное до конца.

Зато с чем создатели «Виадука» не мелочились, так это со спецэффектами. Комбинированные съемки крушений и сегодня выглядят весьма впечатляюще, что уж говорить о начале 80-х! При этом Шандор Шимо не побоялся вставить в свою картину хроникальные кадры с места последнего преступления Матушки. Ведь воссозданная им картина катастрофы до мелочей идентична той, что зафиксировали безвестные репортеры в 1931-м году. Ну, а медленно рушащийся в бездну состав вызывает мурашки по коже даже у ко всему привыкшего зрителя XXI-го века. По сравнению с мультипликационной картинкой даже самой совершенной компьютерной анимации, зрелище сминаемого железа (пусть даже в глубине души понимаешь, что железо это — всего лишь масштабная модель) выглядит куда более впечатляюще…

Что же до самого Сильвестра Матушки, то фильм, конечно, не раскрыл всех тайн его загадочной личности, контуром набросав психологический портрет и старательно озвучив политическую версию преступлений. Но благодаря Майклу Сарразину портрет этот стал, возможно, даже глубже, чем замысливали его создатели. Что же до версий — то благодаря современному интернету зрители сегодня сами могут ознакомиться с историей «Убийцы поездов» и решить для себя, что в ней правда, а что вымысел…

10 июля 2013

Развернуть
Драма Виадук появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Шандор Шимо. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Армин Мюллер-Шталь, Ференц Бач, Анталь Лейзен, Тери Тордаи, Роберт Кольтаи, Геза Торди, Иштван Будаи, Янош Держи, Анита Абель, Дьюла Сершен, Герлинде Лацко, Золтан Бонта, Юдит Хернади, Тибор Карой, Шандор Сакачи.

Производство стран Венгрия, США и Германия (ФРГ).
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.