Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Средь бела дня... |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Гурьянов |
сценаристы: | Альбина Шульгина, Аркадий Ваксберг |
видеооператор: | Валерий Миронов |
композитор: | Николай Мартынов |
художники: | Семен Малкин, Виля Рахматуллина |
монтаж: | Н. Суркова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 апреля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
История на основе реальных событий, как говорят в Голливуде. Посмотрел кино с удовольствием. Наши актеры, конечно, способны вытащить любой фильм. Впрочем, этот держится не только на актерах. Тема весьма актуальная. Сколько таких вот эпизодов каждый человек видит за свою жизнь? Когда компания недоумков, чувствуя свою безнаказанность, устраивает паноптикум в публичном месте. Наверняка как минимум не один. И как вести себя в такой ситуации? Авторы ориентировались, скорее всего, на самую широкую аудиторию, включая тех самых хулиганов, которым невредно понимать, что могут найтись люди, которые ответят адекватно на их скотское поведение.
Фильм жизненный. И не только в основной линии сюжета, но и касательно взаимоотношений людей в экстремальной ситуации. Очень показательно, как могут вести себя друзья, коллеги, семья в условиях жизненного кризиса. И даже представители правоохранительных органов, работающие обычно в команде, очень сильно расходятся во мнениях относительно произошедших событий.
А актеры были великолепны. Зоолтухин, Виролайнен.. Но больше всего мне нравится Толубеев, потрясающий актер, снимавшийся в кино крайне мало. Но зато как он играл в БДТ… Впрочем, это тема совсем для другого отзыва.
8 из 10
11 августа 2015
Три пары взрослых мужчин и женщин, с детьми и без оных, решили справить пикник на берегу реки. Желание, между прочим, вполне обоснованное. На календаре лето, отличная погода плюс беззаботное воскресенье. Взяли, как водится, сухого, дефицитных продуктов всяких и айда.
Дети купаются, мужья наслаждаются природой, супруги и любовницы строгают припасы. И вдруг чистый небосклон затмевается неприятностью в лице четырех пьяных подростков, решивших покуражиться за счет отдыхающих. Их желание обосновано простыми причинами: «Агдам» без закуски и плохое воспитание.
Тревожный разговор медленно, но верно перешел в беспорядочную стычку. Досталось и женам, и даже детям. На мольбы о помощи откликнулся проплывавший мимо плейбой, которому удалось раскидать подвыпивших смутьянов и склонить перевес на сторону туристов. Шпана ретировалась, но пообещала вернуться. Плейбой же посоветовал компании свернуть праздник. От греха подальше. И снова нырнул в реку.
Но, увы, гордость самцов взяла верх над голосом разума. Как же так, мы, взрослые, состоявшиеся мужчины, да убоимся каких-то сопляков? Да не бывать этому. А сопляки тем временем накатили еще бутылочку портвейна и решили подать месть в качестве горячего блюда. Вернувшись на берег, они недвусмысленно направились в сторону «обидчиков» с явным намерением если не убить, то покалечить.
Мастер-наладчик Мухин, в страхе за себя, за свою жену и малолетнего сына, пригрозил лидеру этой кодлы палкой и громко, но искренне попросил не приближаться. Зачинщик не послушал совета и, получив два точных удара в лоб, упал на придорожную траву. Да там и остался лежать. Проще говоря, умер.
Мухина, само собой, нашли. Всё-таки не в темной подворотне мальчишку он порешил, а средь бела дня, при всем «честном» народе. Народу, кстати, всё ясно. Паренек-то местный, хоть и хулиган известный. Свидетелей тьма. Опытный следователь тоже не сомневается — убийство умышленное, тем более что Мухин, в конце концов, признался. Один прокурор мечется. Не может он понять, как семейный человек с незапятнанной репутацией мог вот так хладнокровно лишить жизни человека? Есть ли у честного гражданина права, на основании которых он может довести свою самооборону до фатального исхода? И как поступить? По совести или по закону?
Картине Валерия Гурьянова в этом году исполнится ровно тридцать лет, а поднятая в ней проблема актуальна до сих пор и, вероятно, будет таковой еще долгое время. Ибо закон — что дышло. И в нашей стране люди, что при советской власти, что сегодня, склонны верить только себе и не полагаться на случай. А уж доверие к органам правопорядка так и подавно миф сказочный.
Уголовный кодекс РФ однозначно трактует порядок самообороны и призывает граждан прибегать к оной, если их жизни и здоровью угрожает реальная опасность. Проблема не в том, чтобы применить силу к обидчикам и хулиганам. Нюанс в том, что эту силу (по закону) нужно соизмерять. А еще лучше — и вовсе избегать конфликтов, ибо далеко не всегда вы сможете доказать свою правоту постфактум.
Специалисты советуют: если нет другой достойной возможности — бегите. Иначе на скамье подсудимых окажется не пьяный самодур, свора гопников или толпа укуренных в дым наркош, а вы сами, собственной персоной. Что особенно неприятно в случае летального исхода со стороны нападающих.
Другими словами, закон есть, но как им пользоваться? Как доказать, что толпа безоружных подростков собиралась нанести вам увечья, несовместимые с жизнью? А вы лишь хотели упредить драку, помня о том, что лучшая защита — это нападение? Как теперь смотреть в глаза матери, потерявшей плохого, но сына? Как самому жить, зная, что убил человека, пускай и в обстоятельствах непреодолимой силы? Все эти вопросы в ленте Гурьянова обсуждаются, но вскользь.
Если верить финальным титрам, создатели ленты руководствовались материалами подлинного судебного дела. Во что, если честно, сложно верится. Понятие «справедливости» в нашем государстве так долго втаптывалось в грязь, что безмолвный вопрос прокурора к Мухину «Вы не верите в справедливость?» кажется риторическим.
Но я скажу, в чем сомнений точно нет. Не удивляют нас десятки людей, сытых, довольных жизнью, пригретых летним солнцем, и взирающих, как на их глазах творится беспредел и беззаконие. Не удивляют местные алкаши-заступники, одной рукой спаивавшие молодежь, а другой — поминающие убитого. Нет сомнений в искреннем горе матери-старушки, для которой нет большей трагедии в жизни, чем потеря единственного сына.
И если местами ленту таки пробивает на фальшь и морализаторство, то касается это в первую очередь главных героев. Я очень уважительно отношусь к Валерию Золотухину, но его Мухин периодически ставит в тупик своим поведением. И особенно своим великомученичеством. Оно понятно, не дай Бог кому-нибудь оказаться в подобной ситуации, но ведь и желания убить в его душе не было. Да, он испугался. Да, он прогневался. И если и бил, то в отчаянии. Зачем было разыгрывать в кабинете прокурора этот спектакль с признанием, сознательно попирая свою правоту?
Прокурор тоже персонаж хоть и положительный, но крайне неправдоподобный. Спору нет, чудеса случаются, но пойти против общественного мнения, своих друзей, коллег и суда в целом, опираясь только лишь на собственные догадки и моральные установки? Вопрос не в том, что таких людей не существует. Сколько из них сумели дослужиться до должности прокурора?
Так всё-таки, как жить? По закону джунглей, где прав тот, кто сильнее или по законам государства, которое эффективно защищает только тех, кто может доказать/купить свою невиновность. «Средь бела дня» не дает ответа и на этот вопрос, но обнадеживает вердиктом.
Таки непонятно, что хотел сказать своим произведением режиссер Гурьянов. Что праведный гнев товарища Мухина способен создать юридический прецедент? Что слезы матери, оплакивающей своего сына — это лишь грамотный пиар-ход? Что судебная система, несмотря на свою, якобы, косность и безучастность, способна периодически давать слабину? Социальный заказ Гурьянов исполнил прилежно, отчетливо выписав характеры и разделив мир на черное и белое.
И даже, несмотря на то, что фильм «Средь бела дня», в отличие от множества советских фильмов, не заставляет зрителя додумывать концовку самостоятельно, после просмотра остается ощущение недосказанности. Как будто бы и не реальная эта история вовсе, а мрачный фельетон, сочиненный на злобу дня.
5 из 10
28 марта 2014
Вот никогда не угадаешь с этими отечественными фильмами восьмидесятых: наткнешься ли ты на какой-то дикий и плохо снятый перформанс, плохую криминальную драму или же на что-то совершенно замечательное. Потому что, как показывает опыт просмотра фильмов восьмидесятых, большая часть такого контента снято примерно одинаково…
Вот и с фильмом «Средь бела дня» было ничегошеньки непонятно. Обнадеживал только состав актёров и имя художника: всё-таки господин Золотухин, мир его памяти, на тот момент ещё пока не имел привычки сниматься в полной дряни, а имя Малкина… ну, это всё-таки Семён Малкин. Всё-таки художник-постановщик «Свадьбы в Малиновке», «Двенадцатой ночи», «Собаки на сене» и прочих замечательных фильмов.
И поначалу ожидания были весьма низкими: сказывалось плохое качество записи, неумелый матерок из уст юной гопоты, символизирующей здесь преступность… ну и, будем честны, сам жанр криминальной драмы. У нас он всё-таки слишком специфичен, чтобы всегда быть безоговорочно хорошим.
Но, подобно фильму «Пьеса для пассажира», «Среди бела дня» оказался совсем не тем, чем можно было ожидать в начале.
В первую очередь это всё-таки драма — к криминалу она имеет отношение весьма опосредованное: да, весь фильм происходит расследование убийства, вокруг которого и закручен сюжет — но криминальная драма всегда должна иметь привязку к тем реалиям, в котором и происходит действие. То есть, она обязана быть привязана ко времени и месту действия — ведь Уголовный кодекс СССР 1982 года и США 2012, это две большие разницы.
Тут же место и время действия не столь важно. Важна сама ситуация: человек отстаивал свою честь и честь своей семьи, и случайно убил человека, слабее себя. Совсем ещё мальчишку. Да, полного ублюдка, но сам факт.
Важна сама ситуация, а не сложности судебного процесса. Именно на этом ставит акцент режиссёр Валерий Гурьянов.
С тем же успехом в Средние века отец семейства мог убить сына какого-нибудь лорда, решившего зайти к нему в дом и осквернить его жену (и юридически он имел на это полное право!). Или… да это и неважно, стоит повториться. Важен сам факт: когда ты находишься в ситуации, в которой твоё желание защитить семью становится неприемлемым. И в лучше случае, грозит тебе сроком. В худшем — ты вынужден наблюдать за материнскими слезами, помогая женщине, у которой ты убил сына. Неудивительно, что примерно в это же время вышел великолепный «Защитник Седов»…
Надо сказать, я несколько удивлена, что финал трактуется как трагический: это странно. Несмотря на то, что главного героя посадили — и, надо сказать, он был готов к такому развитию событий, готов до последнего, даже тогда, когда все были уверены, что всё разрешится к лучшему! — слова прокурора, что он будет опротестовывать приговор… это ведь абсолютно позитивная нота — в конце, когда, казалось бы, всё предрешено. Финал могли сделать и более хэппи-эндовым, разумеется, но было бы так честнее?… Признаться, это всегда сложная дилемма: не разрывать свою душу изнутри и обеспечить героев ложным воцарением справедливости, или же закончить историю честно, даже если ради этого придётся описать настоящую личностную трагедию… И я не уверена в том, что первый вариант был бы лучше. Как раз наоборот.
Вообще «Средь бела дня» можно использовать как гештальтовое упражнение. Знаете, есть такие загадки, вроде той, что про Машу, Паромщика, Любовника, Убийцу и Мужа; эти загадки направлены на то, чтобы читатель определил степень виновности каждого персонажа, и уже, выплясывая от его ответа, объяснять его логику с точки зрения психологии и биографии читателя. Многие спрашивают в таком случае, каков же правильный ответ, но дело в том, что нет правильного ответа, кто в такой ситуации больше виноват. (стоит уточнить, тут не берется в расчёт уголовная ответственность, рассуждать в таких загадках следует исключительно с позиции этики). Так вот, фильм «Средь бела дня» играет примерно ту же самую функцию: он задаёт вопрос «Кто виноват?», и уже каждый, со своей колокольни, отвечает, кто же, по его мнению, наиболее виновен в этой ситуации. Персонаж Золотухина, отец семейства, который, в порыве защиты собственной семьи, убил совсем ещё юнца? Малолетнее быдло, считающее себя хозяевами жизни по причине своей наглости и несовершеннолетия? Матери малолетнего быдла, которые и понятия не имеют, что их детоньки увлекаются на досуге хулиганством и унижением других людей? Трусливые друзья, боящиеся ответственности? Судья, который ещё более подчинён собственным эмоциям, чем прокурор? (многие со мной поспорят в этом пункте, но ведь сама судья в своей финальной речи делала акцент не на том, что она действовала в рамках закона, а на том, что лично она ненавидит все эти драки).
Кто виноват?
Вам решить, дорогие кинозрители.
4 апреля 2013
Умер Валерий Золотухин. А мне как жалко… У него было немного смешное и странноватое, а оттого легко запоминающееся амплуа. Он дружил с самим Володей Высоцким. А ещё — мне он слегка напоминал моего покойного деда: и говорком, и манерами. Ведь он тоже, как и мой дед, был простым восточносибирским мужиком, русским, но с чуть заметной примесью крови коренных народцев (только мой дед — из Бурятии, а он — с Алтая), приехавшим в Европейскую Россию, чтобы выбиться в люди и остаться человеком до конца дней…
Когда-то мама рассказала мне, что фильм о самосуде «Средь бела дня…» в момент своего появления вызвал широкий общественный резонанс. Сейчас это подзабытый фильм, и у него даже успел появиться аналог («Ворошиловский стрелок» с Ульяновым в главной роли), и в связи с темой самосуда в отечественном кино скорей вспоминают именно говорухинского «Стрелка». Но я всегда мечтал посмотреть именно старенький советский мини-шедевр, да всё как-то не было повода. Но как моя личная эпитафия великому актёру пусть сегодня появится мой отзыв на одну из самых необычных и, не побоюсь этого слова, шокирующих его работ в кино!
Абсолютно глянцевое, образцово-показательное советское кино. Ничуть не менее парадное для нашей правоохранительной системы, чем «Внимание! Всем постам…» Даже железный Феликс и плакат «Грудью на защиту Петрограда!» (для тех, кто не в курсе: на защиту от белого генерала Юденича!) идеально вписываются в интерьер. Казалось бы: агитка, показуха, а потому — справедливо вызывающая ропот ложь. Но кто сказал, что советская правоохранительная система — это целиком и полностью «кровавая гэбня», что нет и никогда не было в ней самых натуральных «человечных человеков», которые входят в положение, а не всегда только пускают несчастных по конвейеру бездушной репрессивной машины?!
А посмотрев начальные эпизоды фильма, я убедился, что всё сумели снять действительно реалистично, до слёз убедительно и убийственно точно. Без каких-либо сглаживаний (что было редкостью в пуританском кино того времени), но и без лишних кроваво-матерных мерзостей (как снимают в России сейчас). А также без неуместных в жестокой драме приколов, характерных для фильма Говорухина, где подчёркнуто жестокое обращение со срамными местами как спереди, так и сзади. Дальше — больше. Чем дальше смотришь фильм с Золотухиным, тем больше убеждаешься в таланте всех актёров и съёмочной группы, сумевших сделать на экране — всё, как в жизни. У всех — свои житейские горести и радости, свои семьи и образ жизни. «Могут раздеть, — это чистая правда, ребята…» (как пел прославленный друг Валерия Сергеевича), а могут и укокошить средь бела дня, прямо на глазах у множества прохожих и свидетелей — и ведь мало кто вступится, и это тоже чистая правда! Как же честно, без прикрас, показаны простые советские люди! Герои фильма, словно не стесняясь отступить от идеологии и раскрыть кинозрителю не выгодную политическому режиму правду, рассказывают друг другу, что многие вещи просто так не купить (приходится доставать); что внебрачная связь и запятнанная на товарищеских судах репутация вредны для карьеры в дружественных странах дальнего зарубежья; что заступничество местного населения за «своих» вполне может привести к стихийным бунтам против милиции и органов власти. Благодаря этому фильму я узнал также и то, что при Советской власти тоже существовали фирмы: об одном из персонажей говорится, что он — управляющий в какой-то фирме. Не знаю, может, здесь сказывается многолетнее антисоветское промывание мозгов мне, человеку, большая часть жизни которого проходит в нынешней Антисоветской России… Но мне почему-то всегда казалось, что в любом официально выпущенном при правлении КПСС фильме должны были замалчиваться любые реальные факты, противоречащие тому, что продекларировано догмами советизма. Да, наверно, это чистая иллюзия, внушённая мне антисоветской пропагандой. А на самом деле жизнь — она и тогда была жизнь: догмы догмами, а реалистические (и порой сатирические!) произведения искусства своим чередом.
А насчёт поднятой в фильме проблемы я так скажу. Во-первых, ставить оценку здесь бессмысленно, потому что окажись мы в ситуации героев фильма (не дай нам бог, впрочем), каждый из нас поступил бы по-своему! И я бы очень не рекомендовал кому-либо заранее бить себя в грудь и горячо утверждать, что поступил бы именно так, а не иначе! Не хвались, едучи на рати, а хвались только, едучи с рати. Но возможно… я бы тоже убил. Да, возможно! Потому что поползновения уже делал. Я действительно несколько раз в своей жизни самым ужасным образом впадал в гнев на своих обидчиков и бил, не думая о последствиях. При этом, конечно, ничем добрым это не заканчивалось. Всяко-разно кончалось, но никогда — ничего хорошего. Получал от меня и невиновный, попавший под горячую руку; получал, конечно, я и сам; получал и непосредственный обидчик; но уже тот факт, что несколько раз чистое везение спасало меня от чрезмерно сильного вреда либо для самого меня, либо для окружающих, теоретически говорит о том, что я не застрахован от того, чтоб оказаться на скамье подсудимых, как «лирический» герой Золотухина…
Вот почему я всегда умоляю: уходить, буквально бежать надо от тех, кто ищет драк. Имидж — ничто, здоровье и целостность семьи — всё! И никакого геройства тут нет, чтоб, чувствуя себя оскорблённым рыцарем, броситься на хулигана с карающей дланью! Слишком, слишком велик шанс. Либо себя погубишь, либо в тюрьму за самосуд угодишь. Даже самбист в плавках настоятельно советовал не связываться с драчунами, а просто-напросто валить. Ну что ж, он единственный, кого можно назвать «добром с кулаками». Ведь он в бою не только ловок, но и выдержан. У него высокий боевой дух, но при этом он ещё и умеет не бить насмерть, а только обезвреживать негодяев. Всем остальным — только три пути: в больницу, в тюрьму, либо (что считаю самым разумным) — ретироваться под улюлюканье хилиганов, празднующих свою победу.
Ну а во-вторых, плох тот автор, который не жалеет своего героя и приводит его к плачевному финалу. Если это положительный герой, то пусть ему будет позволено хотя бы в произведении обрести счастье! И вот золотухинский персонаж — в уникальной ситуации: прокурор решает опротестовать приговор… в меньшую сторону, а не в большую, ну это ж просто ангел-хранитель, а не прокурор!
31 марта 2013
Фильм основан на реальных событиях. Он злободневен, несмотря на то, что прошло 28 лет со времени его выхода на экран. Проблема, поднятая в фильме чрезвычайно актуальна в современной России. Случаев самосуда и мести становится всё больше вследствие отсутствия защиты гражданина со стороны бездействующей правоохранительной системы. Та же проблема чести/мести позднее поднималась в фильме Говорухина «Ворошиловский стрелок». Что же касается качества самого фильма, то оно невысокое. Сценарий сильно идеологизированн и выхолощен то ли автором, то ли цензурой. Слащавая совковость мешает вжиться в ситуацию на экране. Иногда пробивает на улыбку, хотя это смех сквозь слёзы. Главному герою не позавидуешь.
6 из 10
24 августа 2010