Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Литан |
английское название: |
Litan |
год: | 1982 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан-Пьер Моки |
сценаристы: | Scott Baker, Suzy Baker, Жан-Клод Ромер, Патрик Гранье, Жан-Пьер Моки |
продюсер: | Жан-Пьер Моки |
видеооператор: | Эдмон Ришар |
композитор: | Нино Феррер |
художники: | Ren Yves Bouty, Sophie Chastenet |
монтаж: | Катрин Рено, Жан-Пьер Моки |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 февраля 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
То самое, чем хотелось, чтобы стал «Плетёный человек». Галльский фольклор в жанре хоррора и даже больше! То, что там творится, невозможно описать — нужно увидеть этот сюрреалистический кошмарный сон наяву, происходящий в реальности старинного готического городка, так и и не отведавшего евроремонта. Имя его Литан видимо произошло от названия коротеньких молитв-воззваний в католических богослужениях. Возможно многое в этом фильме имеет гораздо больший смысл, чем может показаться на первый поверхностный просмотр. Например, особая вода этого места, которую один из персонажей сравнивает с водами Ганга, может ассоциироваться с религией или идеологией, а значительная часть населения городка, ею заражённая, символизирует людей, зомбированных догмами.
Рассказываемая история неместной семейной пары, увязшей в иррациональных событиях напоминает лабиринт. Формально она не имеет начала и конца. Она никуда не уходит, захватывая макабрической жутью, унаследованной у старой Европы, которая сочетается с намёками на научную фантастику, чёрным юмором и некоторой небольшой извращенностью местного культа, наподобие того, что можно узреть «с широко закрытыми глазами».
Фильм визуально завораживает. Главная его достопримечательность — это городской фестиваль, подобный Дню мёртвых в Мексике, на котором мужчины любят выряжаться в Жнецов и страстно преследовать одиноких обеспокоенных дамочек. Впечатляют городские виды, деревня на склоне холма с шаткими зданиями и подземными пещерами, а постоянные преследования, атаки, убийства и выживание вводят в транс. Со вкусом подобрано музыкальное сопровождение.
В затронутых темах фильма можно прочувствовать мечту о запредельном и выходе из запредельного. Есть намёки и указатели на бесполезность бюрократических властей, больница больше похожа на тюрьму, преступления никто не замечает, а инспектор никому и ничему не верит. И в финале — единственная не языческая, траурная сцена в фильме, где в мертвеющих глазах видение потерянной любви…
19 января 2021
С первых секунд фильма зритель попадает в странный, сюрреалистичный, выморочный город, который живет странным, извращенным подобием венецианского карнавала. Его жители носят резиновые личины чудовищ, их развлекает похоронный оркестр в серебристых масках, вместо гондол по местным каналам плывут раскрытые гробы, а по булыжным мостовым бродят ходячие трупы. Героиня фильма, Нора, внезапно просыпается от привидевшегося ей вроде бы во сне кошмара, но он все длится и длится в бредовой макабрической реальности. Иногда в этом бреду встречаются как-будто нормальные люди, но они такими только кажутся. Вот разве что единственный друг и любимый по имени Джок (в исполнении самого Жан-Пьера Моки) выглядит тем человеком, что сможет помочь ей выбраться из ожившей галлюцинации в настоящий мир, если это вообще возможно. Но на пути встают то обезумевший комиссар полиции, винящий Нору и Джока во всех бедах, то зловещий доктор из местного госпиталя, больше напоминающего кунсткамеру, то радостно умирающие и воскресающие бойскауты, то похожие на маньяков геологи, то похожие на геологов маньяки… Искать логику и смысл в этом чудовищном гиньоле бесполезно, следить за болезненными хитросплетениями авторской мысли и подавно. Нужно просто расслабиться… и получить удовольствие от чернейшего французского гиньоля. Со всем его абсурдным юмором, фарсовыми сценами и гиперболизированной театральностью.
И пусть внешне город Литан чем-то напоминает баркеровский Кабал, внутри у них нет ничего общего. Здесь не дают пристанища изгоям и иным. Здесь просто вытаскивают наружу тот самый «сон разума, что рождает чудовищ». Не случайно многие кадры фильма словно сошли с гравюр Франсиско Гойя, а персонажи напоминают героев Иеронимуса Босха… Другое дело, что великие живописцы пытались донести до своих зрителей некое послание, а французский режиссер просто снимал вычурное артхаусное кино, каждый кадр которого должен стать раздражителем для зрительных рецепторов почтенной публики. И с этой задачей справился на «отлично». После просмотра вам вполне могут явиться во сне туманные улочки Литана или склизкие лабиринты окружающих город пещер. Вполне возможно, что порывшись в своем подсознании, вы вслед за критиками фестиваля в Авориазе, присудившими детищу Жан-Пьера Моки специальный приз, найдете соответствующие происходящему на экране психические комплексы, но это будет уже просто бонусом. «Литан» хорош и без всяких вторых и третьих планов. Которые просто лишние в этой эстетски-макабрической картине, ужасы которой настолько абсурдны и сюрреалистичны, что способны скорее успокоить, нежели всерьез взволновать. Даже если и вправду приснятся во сне.
6 из 10
21 октября 2010