Любовный собор
Liebeskonzil
6.7
1982, драма
Германия (ФРГ), 1 ч 32 мин
В ролях: Антонио Салинес, Магдалена Монтесума, Ренцо Ринальди, Маргит Карстенсен,
и другие
На Небесах озаботились наказанием человечества за распущенность, но поскольку Бог-Отец давно выжил из ума, а Иисус Христос с детства страдает дебилизмом, то Мария предлагает обратиться за помощью к своему любовнику – Дьяволу. Сатана предлагает создать болезнь, передающуюся половым путем. Вернувшись в Преисподнюю, Враг Рода Человеческого начинает перебирать кандидатуры знаменитых распутниц, с помощью которых он может создать свое оружие. Остановившись на Саломее, Дьявол зачинает с ней дочь, которая отправляется на Землю распространять сифилис. Но сначала новоявленная демоница должна быть представлена своим небесным покровителям…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Любовный собор

английское название:

Liebeskonzil

год: 1982
страна:
Германия (ФРГ)
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Йёрг Шмидт-Райтвайн
художник: Магдалена Монтесума
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 февраля 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Любовный собор», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Любовный собор», 1982

Небесный абсурд

Творчество Вернера Шрётера типологически можно разделить на авангардные работы, отличающиеся свободной повествовательной структурой (фильмы конца 1960-х — первой половины 1970-х гг.), реалистические постановки (конец 1970-х) и эстетские декадентские полотна, которые он снимал с начала 1980-х гг. и до конца жизни. Если более известный представитель «нового немецкого кино» Вернер Херцог в своих монументальных фильмах восходил к вершинам духа, проникал, подобно вдумчивому антропологу, в иные цивилизации и культуры, то его тёзка Шрётер представлял собой как бы тёмную сторону романтизма. Он был сосредоточен на собственных страхах, комплексах, обидах, что мешало ему быть таким же удивительным исследователем непостижимых глубин человеческой души, как Ингмар Бергман. С другой стороны, он к этому и не стремился. Свою страсть к опере и театру он реализовывал в барочных красках своих поздних романтико-сюрреалистических полотен. Возможно, для него, как и для Оскара Панницы, автора антирелигиозной пьесы «Любовный собор», искусство тоже служило психотерапевтическим целям. Он исповедовался перед зрителем, очищая свою душу от демонов, плодом чего часто становились тупиковые фильмы, обладающие какой-то нездоровой энергетикой, где окружающий мир деформирован, максимально отчуждён от зрителя, а сюжет похож на навязчивый кошмар.

«Любовный собор» во многом тематический преемник предыдущего фильма Вернера Шрётера «День идиотов». Если в том фильме режиссёр показывал современную ему реальность в нарочито абсурдных красках, навязчиво сопоставляя мир с «жёлтым» домом, то в «Любовном соборе» Вернер Шрётер демонстрирует, если можно так выразиться, толстовское видение церковной веры, из которой выходит, как писал Л. Н. Толстой, «что и после смерти абсурд не закончится, а будет длиться вечно».

Оттого-то так плохо на земле, что на небесах полный дурдом, как бы говорит нам режиссёр-эстет, в своей критике религии не боясь впасть в богохульство. Вернер Шрётер претерпел полное разочарование, как в вере, так и в жизни, оттого литературный материал такого же провокатора Оскара Панницы бальзамом лёг на его ранимую душу.

На небесах полный бедлам. Бог-отец выжил из ума и напоминает дряхлого старика, не могущего справиться даже с собственным телом, чего уж говорить о мире. Дева Мария никакая не дева, а распутная женщина, у которой в любовниках ходит сам дьявол, представленный Шрётером с большей любовью, чем святое семейство. Именно от него, возможно, родился Иисус, который выглядит как великовозрастный ребёнок, поистине не от мира сего, так что уже не фигурально, а вполне буквально, можно сказать, в медицинском смысле, режиссёр изображает бога-сына идиотом. Персонажи абсолютно не способны разобраться в своих запутанных семейных связях, что делает фильм как бы язвительным аналогом типичной мелодрамы или даже мылодрамы, где выяснения отношений и буря чувств нарочито гиперболизированы.

Изображая небесных жителей как существ, находящихся во власти низменных страстей, Вернер Шрётер своеобразно отвечает на вопрос, который часто задают богословам — откуда в мире зло, почему жизнь несправедлива, если бог благ. По Шрётеру, никому из святого семейства нет никакого дела до людей. Не замечая собственных пороков, они наказывают человечество за грехи. Но люди созданы по образу и подобию бога, а значит, и для самого творца характерны душевные изъяны.

Для Вернера Шрётера, разочаровавшегося романтика, больше нет никакой идеальной действительности, характерной для романтизма. Горний мир населён такими же порочными существами, как и наш, нет никакого восхождения по лестнице Иакова, а есть лишь медленное нисхождение всей вселенной в ад. «Любовный собор» лишь логически продолжает антиромантический пафос предыдущего фильма Шрётера, воспринимаясь не как издёвка над священными для многих верующих библейскими героями, а скорее как знак полного разочарования постановщика в высоких христианских идеалах. Шрётер предстаёт мизантропом, для которого осталось лишь одно прибежище — искусство. Оттого режиссёр вводит в повествование фигуру автора пьесы, над которым вершится суд на земле за его богохульное сочинение о горнем мире.

Шрётер с романтическим задором отстаивает не только право абстрактного художника на свободу самовыражения, даже если эта свобода кого-то задевает, но, прежде всего, своё собственное право говорить о том, что волнует его больше всего. Ещё во время съёмок «Дня идиотов» Вернер осознал бессмысленность существования человека в несвободном мире. Свободы в мире нет — это иллюзия, как мыслил и Луис Бунюэль в «Призраке свободы». Лишь искусство помогает человеку хоть на время забыться и смириться с всеобщим абсурдом бытия.

Нетрудно заметить, что мировоззрение Шрётера в этом кардинально отличалось от поисков его друзей по «новому немецкому кино». Они верили в прогресс и победу здравых сил, призывали людей быть добрее друг к другу и ответить объединением на торжество смерти и лжи. Возможно, бога нет, но существует человеческая святость, в которую верил, в частности, Ингмар Бергман, к эстетике которого по-разному обращались Вим Вендерс и Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер и Экхарт Шмидт. Шрётер же не верил в человека и совершенно точно не любил его, оттого его декадетские поздние фильмы — это вещи в себе, если вспомнить Канта. Безверие порождает уныние, а стремление к красоте трансформируется в барочно-театральный стиль поздних фильмов Шрётера.

«Любовный собор» — наиболее условный фильм в этой череде, где небеса показаны посредством театральных эффектов — простеньких декораций, тумана и белых лиц персонажей, символизирующих их надмирную сущность. Шрётер во многом предвосхищает эксперименты в области окружающего героев пространства Ларса фон Триера в таких его фильмах, как «Догвилль» и «Мандерлей». А водевильный сюжет неожиданно напоминает его же «Танцующую в темноте», что наводит на мысль, что Триер, будучи таким же мрачным романтиком и мизантропом, наверняка был знаком с необычными по форме фильмами Шрётера и развивал его опыт в более экзистенциальном ключе.

7 из 10

5 июня 2018

Мизантропия, депрессия, богохульство…

На сомнительные лавры самого богохульного фильма в истории найдется немало претендентов, большинство из которых (подобных «Последнему искущению Христа» или «Коду да Винчи») таковыми являются только в воображении фанатично и бездумно верующих людей. Но, как известно, дыма без огня не бывает, следовательно и набат, периодически раздающийся от представителей религиозной общественности, должен иметь какие-то реальные причины помимо высосанных из пальца предлогов.

И в начале 80-х годов один из ведущих режиссеров Neuer Deutscher Film (Нового Немецкого Кино) Вернер Шрётер не просто дал повод обвинить его в оскорблении христианской веры, но сделал это сознательно и цинично, сняв картину, которую иначе как святотатственной назвать не сможет даже самый либерально настроенный критик. Экранизируя скандальную пьесу немецкого драматурга конца XIX-го века Оскара Паниццы, Шрётер прекрасно отдавал себе отчет, что он делает. Он не просто извращал и высмеивал евангелические образы, подобно Лео Таксилю — он мазал их толстым слоем дерьма, не оставляя ни малейшей лазейки своим вероятным адвокатам. Другое дело — зачем он это делал. Для того ли, как объяснял некогда на суде Оскар Паницца, чтобы привлечь внимание к духовному перерождению католической церкви, давно уже потерявшей право называть себя представителями Бога на Земле? Вряд ли… Если текст самой пьесы еще подразумевает какие-то варианты и оправдания, то его визуализация, осуществленная Шрётером расставляет все точки над «i» — главной целью режиссера было богохульство как таковое и оскорбление самых святых из символов христианской веры. Церковь, как институт Шрётера не интересовала. Ему нужно было сокрушить сами основы католической веры, разочарование в которых на тот момент он, вероятно, испытывал.

Такой поступок не мог совершить атеист, тем более — агностик. Только истово верующий католик в момент крайнего разочарования не в вере даже: в людях, в человечестве, в цивилизации — в исступлении отрицания столь публично и яростно мог оплевать все, что являлось ранее смыслом его жизни. А Шрётер был католиком и человеком весьма правых взглядов. Но предыдущий фильм режиссера, «День идиотов», уже давал повод говорить о состоянии тяжелейшей депрессии и мизантропии, в котором находился в те годы талантливый кинохудожник. А тут еще случай с картиной «Призрак» его друга Херберта Ахтенбуша, в которой Шрётер принял участие в качестве актера. Она была отвергнута цензурой с обвинениями в «оскорблении религии», хотя взгляд цензоров, как это часто бывает, в том случае был весьма поверхностным. Вот Шрётер, похоже и решил — бить наверняка.

Сама история, рассказанная в пьесе Паниццы (запрет на которую, кстати, был снят только нацистами) выглядит, мягко говоря, весьма скабрезно. Драматург представил историю появления сифилиса, как наказание, придуманное на Небесах за излишнюю распущенность человечества, отнеся земную часть действия ко временам папы Александра VI Борджиа. Милые отношения между Богом-Отцом и Сатаной, намеки на эротизм в отношении Девы-Марии и тому подобное уже делали пьесу весьма щекотливым литературным опусом. Добавьте сюда антисемитизм Паниццы, для которого Библия была собранием еврейских сказок — картина вырисовывается не самая приглядная. Все это однако не мешает пьесе сегодня публиковаться (в том числе и в России) и периодически ставиться на сцене. А вот фильм Шрётера — табу, исключенное даже из коллекционных изданий его картин. И причины этого понять несложно. Даже человеку крайне скептически относящемуся к религии смотреть «Любовный собор» эпизодами бывает неприятно. Что уж говорить о человеке воцерковленном.

Иисус — дебил от рождения с сексуальным влечением к матери, при малейшем волнении тянется сосать ее грудь; Мария — шлюха, зачавшая ублюдка неизвестно от кого (возможно, что и от Сатаны), крутит любовные шашни с Дьяволом, не стесняясь своего подкаблучника Иеговы; Святой Дух в образе голубя гадит на лысину Бога-Отца — одно перечисление картинок, предстающих на экране способно повергнуть в ужас любого, кто неравнодушен к вере. Да и остальные, наверняка, нервно передернут плечами. Добавьте к этому гротескный грим, напоминающий макияж, применявшийся в немом кино, только гипертрофированный в несколько раз — и вы получите ходячие трупы, представляющие святые для каждого христианина символы. Зачем? Только затем, чтобы выплеснуть наружу свои отчаяние и депрессию? Человечество, конечно, не заслуживает снисхождения — но по нему Шрётер уже прошелся годом раньше. Показалось мало… Теперь настала очередь Бога.

Обрамляющие основное действие, которое явилось перенесенным на экран спектаклем итальянской театральной антрепризы, эпизоды гротескного судилища над Паниццей выглядят как попытка режиссера оправдаться перед самим собой. Дескать, смотрите как несправедливо общество, осуждающее Художника. Глядите, как отраженная в кривом зеркале талантливых актеров «Нового Немецкого Кино»: Магдалены Монтесумы, Маргит Карстенсен, Курта Рааба — серость подавляет талант. Ну, да — с этим не поспоришь. Бывает… И очень часто. Вот только при всей недюжинной одаренности Шрётера здесь он полностью отдался темной стороне своего гения. И выдал фильм, оценить который публика сможет только тогда, когда о христианстве будут вспоминать так же отстраненно, как сегодня мы говорим об олимпийских богах. До того момента «Любовный собор» обречен на яростную критику или болезненный интерес к запретному плоду, отягощающему безупречное фильмографическое древо немецкого мэтра.

30 января 2017

Драма Любовный собор появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Вернер Шрётер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Антонио Салинес, Магдалена Монтесума, Ренцо Ринальди, Маргит Карстенсен, Roberto Tesconi, Кристина Ван Эйк, Хайнрих Гискес, Gabriela Gomez-Ortega, Laura Versari, Николетта Ригони, Paola Mazzaro, Гуидо Полито, Patrizia Novajra, Коринна Клаусс, Johannes Grützke.

Страна производства - Германия (ФРГ).
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.