Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кража |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Пчелкин |
сценаристы: | Э. Маркин, Джек Лондон |
видеооператоры: | Валентин Халтурин, Юрий Схиртладзе |
композитор: | Исаак Шварц |
художники: | Владимир Лыков, Светлана Инокова |
монтаж: | Людмила Сошникова |
жанры: | криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 40 мин |
В этом детективе Леонида Пчелкина многое надумано. Нет ничего удивительного, то вдохновенный текст Джека Лондона обличает богачей и олигархию. Интрига так складывается, что зритель должен вместе с главной героиней удивиться - как так, почему такой милый и достопочтенный человек ведет себя как рабовладелец из Карфагена? Кто бы мог предположить? Неужели об этом раньше никто и не задумывался, что этот монстр готов пойти на все? Впрочем... мы станем свидетелями столкновения отцов и детей. Но этот конфликт лишь обозначен. Истинная причина по которой героиня Анастасии Вертинской вошла в жесточайшее противостояние со своим отцом не раскрывается.
За этим семейным раздором неторопливо и 'проедется' эта лента. Харизматичные актеры подарят нам вполне себе театральные выступления. Все внимание будет уделено именно лицедейству - никакого пленэра. Все сцены будут строго в одной локации загородного особняка. Тем самым авторы приблизят фильм к совсем иному формату - телеспектакля.
Так что, картина интересна лишь актерским исполнением. Борисов, Вертинская, Смоктуновский, Будрайтис. Каждый дарит замечательный образ. Но их феерия находится отдельно от самой картины. Актеры в творческом симбиозе выдают запоминающиеся сценки будто забывая о самом фильме.
Как таковая интрига тонет в разоблачениях. Как они могли? Неужели люди финансирующие политиков ведут себя жестоко? Обличительные нотки не позволяют в полной мере понять ценности персонажей.
Еще один момент - затянутость. Для того, чтобы познакомить зрителя с персонажами, рассказать о потере компромата и устроить его поисками с раздеванием женщин не нужно отвлекать зрителя на два с половиной часа. Достаточно с лихвой и восьмидесяти минут. Но... известно, что в те годы гонорар актеров зависел от хронометража ленты. 2 серии - дань уважения актерскому благополучию. Возможно в нашем случае причина как раз в этом. Если так, то получается неимоверно жестоко: актеры весь фильм обличают власть денег, а сами вынуждены искусственно раздувать картину, чтобы заработать на жизнь...
4 из 10
25 января 2024
Честно говоря, была удивлена, увидев этот фильм по телевидению. Неужели в нашей капиталистической стране еще не запретили фильм, изобличающий ужасы капитализма?
«Почему народ живет плохо? В чем причина зла?» — вопрошают респектабельные леди и джентльмены молодого перспективного политика Нокса.
«Причина зла — в краже» — отвечает Нокс, обвиняя промышленников и капиталистов в том, что они обкрадывают свой народ.
Да, крупные промышленники, эти самые респектабельные леди и джентльмены, владеющие предприятиями, шахтами и верфями, дают людям хлеб и работу, но в то же время обкрадывают рабочих, кладя с каждых двух долларов один доллар себе в карман.
В фильме показан типичный пример бизнеса, сросшегося с властью. Промышленники и бизнесмены, одновременно являющиеся сенаторами и конгрессменами, лоббируют в правительстве только выгодные им, капиталистам, законы, только те законы, которые защищают их капиталистические интересы, и в то же время всячески препятствуют принятию законов, защищающих права рабочих. Верные соратники и друзья промышленников — это владельцы газет, которые, сторговавшись с бизнесменами, защищают их интересы в печати и всячески обеляют капиталистов.
Но все это для нас, живущих в диком мире капитализма, не является новостью, все это мы и так знаем. А самое страшное ожидает зрителя впереди.
Далее зритель с ужасом видит, как один из самых крупных промышленников, который в то же время является конгрессменом, в буквальном смысле сходит с ума, подвергая свою родную дочь немыслимым испытаниям, и все это ради того, чтобы вернуть документы, которые могут повредить его положению в обществе, его богатству и власти.
«Верни эти документы, Маргарет», — говорит он своей дочери, — «иначе я буду вынужден забыть о том, что ты женщина и что ты моя дочь». «У меня их нет», — стойко отвечает Маргарет. А далее следует невообразимое — на что только не идет отец, чтобы сломить свою дочь, — он подвергает ее унизительному допросу и обыску, угрожает забрать у нее сына, угрожает опорочить ее имя в печати, — он не остановится ни перед какой подлостью, чтобы только вернуть бумажки! Этот человек буквально теряет рассудок, трясясь за свое богатство и власть!
И что больше всего поражает — что никто — никто! — из членов семьи, которые были здесь же рядом и наблюдали за унижением своей дочери, сестры и жены — никто из членов этой капиталистической семьи не вступился за нее! И даже священник — друг семьи — сидел и молча наблюдал за происходящим на его глазах безбожием. Это ли не ужасы капитализма? Когда человек, обладающий богатством и властью, пойдет на какое угодно безумие и подлость, предаст кого угодно — даже свою родную дочь, забудет о нормах морали и нравственности, — и все это ради сохранения своего состояния и положения в обществе! И такие люди диктуют как нам жить и принимают законы?! Стоит ли удивляться после этого, что мир потихоньку сходит с ума, а население во многих постсоветских странах медленно вымирает.
«Итак, повсюду грабеж и обман, обман и грабеж. Я смотрю вперед… Я сохраняю веру в благородство и величие человека. Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность», — сказал Джек Лондон. К сожалению, у многих людей, живущих в современном капиталистическом мире, этой веры уже почти не осталось.
10 из 10
30 мая 2021
Фильм-спектакль поставлен по одноименной пьесе Джека Лондона и разоблачает мир большого капитала и большой политики, где принесены в жертву деньгам и власти ум, честь и совесть, а также родственные чувства, любовь… в общем всё. Суть любого классического спектакля — система Станиславского, где все держится на актере. Слава создателю — актерский ансамбль абсолютно выдающийся: Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Юозас Будрайтис. Но даже на этом фоне выделяется Анастасия Вертинская. С тех пор, как она появилась в романтическом образе в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», много воды утекло… Как правило, таких актрис, обладающих яркой внешностью, используют в одном амплуа в течение 3—4 лет, а затем… ну вы понимаете. На наше счастье, с Анастасией Вертинской не только не произошло такого забвения, но, напротив, она сумела раскрыться как прекрасная драматическая актриса — Гамлет, Война и мир, Безымянная звезда, Овод и др. Кража вполне могла бы стоять в этом ряду, потому что она легко «убирает» с первого плана всех троих вышеперечисленных зубров, создавая образ страдающий, трагичный, но высокий. Особенно хороша финальная сцена, где опустошенная героиня словно возрождается из пепла, выйдя из сомнительного хэппи-энда с редким достоинством.
Кстати, и пьеса тоже не потеряла своей актуальности, хотя и смотрится чуть-чуть анемично.
7 июля 2012