Рейтинг фильма | |
![]() |
7.4 |
![]() |
7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без солнца |
английское название: |
Sans soleil |
год: | 1982 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Крис Маркер |
сценарий: | Крис Маркер |
продюсер: | Анатоль Доман |
видеооператор: | Крис Маркер |
композитор: | Крис Маркер |
монтаж: | Крис Маркер |
жанры: | драма, документальный |
|
|
Финансы | |
![]() |
$30 878 |
![]() |
$30 878 |
Дата выхода | |
![]() |
23 февраля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 44 мин |
Путешествие с помощью писем по миру и жизни. В основном рассказ будет сконцентрирован на двух странах: Япония и Гвинея - Бисау. Но еще зритель совместно с автором окажется во Франции, США, Исландии. Где и когда начался путь неизвестно как и неизвестен его конец.
Это фрагменты жизни различных людей. Что они видят и что видит человек из вне. Казалось бы, обыденные вещи, но насколько они удивительны для нас, тех кто не живет в этом уголке мира.
Будет много о вере, вера которая началась еще в древние времена - вера в духов. И новая вера - телевидение, виртуальные игры. В одном здании будет сконцентрирован храм, секс шоп и музей. И у каждого паломника свой культ.
Япония - страна с передовыми технологиями, но по своему внутреннему устройству, по мнению режиссера, она идентична маленькой стране в Африке - Гвинеи - Бисау. В этом фильме нет главных героев, сама жизнь и время движет сюжет. Девушка читает нам письма своего друга путешественника, а может брата или незнакомца. Это не важно. Его глазами мы видим мир. Иногда он предается своим воспоминаниям, ощущениям и уводит нас в Сан-Франциско, рассказывая о фильме Хичкока « Головокружение». Спустя время остров в Исландии, где бушует вулкан и деревня напоминает марсианскую поверхность. И обратно в Японию с ее космическим ритмом жизни.
Фильм рекомендую смотреть людям старше 18 лет и готовых к шокирующем кадрам. Здесь будет убийство животных, разложение человеческих трупов и кадры из порнографии. Для меня это было неожиданно, но, к сожалению, это часть нашей жизни. И избежать жестокости невозможно.
Режиссер Крис Маркер создал эпос о планете Земля, о людях которые ее населяют. Только эта история постмодерна, без сюжета, героев, злодеев. Жизнь которая основывается на традициях и преобразует их во что - то удивительное, иногда страшное, иногда прекрасное.
Многое изменилось с 1982 года - год создания фильма. В 2021 году как будто смотришь хронику. Есть моменты, которые откликаются, тогда это было настоящее, сейчас это уже далекое прошлое. А есть то, что больно давит, значит актуально и по сей день. И в большинстве своем это негативные эпизоды.
После таких фильмов хочется отдохнуть, закрыть глаза, но во время просмотра пауза не существует в твоей голове. Все время перемещаешься, все время интересно, все время эмоции.
30 сентября 2021
Французский режиссёр, фотограф и писатель Крис Маркер (Кристиан-Франсуа Буш-Вильнёв) стал одной из доминантных творческих фигур прошлого столетия. Как и другие представители Группы Левого берега, он отличался оригинальным стилем мышления, выработав классические принципы фильма-эссе и поставив документальное кино на недосягаемо высокий уровень. Творческий путь Маркера был долгим и разнообразным, но его личное отношение ко времени было ещё более сложным и необычным. Спустя двадцать лет после выхода знаменитой «Взлётной полосы» Маркер вновь создаёт фильм-загадку и даёт ему название вокального цикла русского композитора Мусоргского «Без солнца».
Всю жизнь идя против течения времени, Маркер предпочитал анонимность любому живому свидетельству своего существования в рамках кино. Безымянный, суррогатный стиль повествования «Без солнца» широко раздвигает мёртвые формальные рамки документалистики, а вместе с ними переворачивает любые осознаваемые пределы памяти. Фильм не сообщает, где и когда автор был в том или ином месте, но призван помочь вспомнить это вместе с ним, став частью его воспоминаний. Их охват подобен бесконечности Вселенной, хотя по земным меркам остановок не так уж много — Япония, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Исландия, Франция и США. Каждая из стран имеет свои ярко выраженные атрибуты — политика, культура, предметы, религия, кино, служащие своеобразным путеводителем в угасший мир прошлого, откуда одна за другой возникают яркие вспышки образов.
Появившийся в один год с более раскрученной киноработой Годфри Реджио «Кояанискатси», предложившей не менее интересный вариант перепроверки окружающего мира, «Без солнца» выгодно отличается от неё более личным характером изложения и конкретным убеждением в необходимости вечной памяти. Самым долгим и мучительным воспоминанием становится Япония. Из всех стран судьба её изменений наиболее поразительна. «Без солнца» всего на три года опередил «Токио-Га» Вима Вендерса, так же страстно увлечённого Страной Восходящего Солнца. Её причудливый мир похож на сон в акусматических ритмах, в котором застыли сотни манэки-нэко, кошачий храм в пригороде Токио, печальная одухотворённость Нацумэ Масако, патетическая аура народных танцев, аниматроника и видеоигры. Но в этом сне живёт и страх людей, тщательно скрываемый ими в работе, делах и путешествиях, но неумолимо просачивающийся наружу. В утреннем метро, где очень трудно скрыть свою беззащитность и наблюдается всеобщая подавленность, на усталых лицах удаётся прочесть то, о чём никто никогда не стал бы рассказывать. Уже тогда, в начале 80-х, было понятно, что новой графической метафорой судьбы человека будет пакман, ошибочно названный в дублированном переводе покемоном. Маленький и безобидный персонаж аркадной стратегии, прочно захвативший индустрию развлечений и компьютерные рынки, открывший дверь для создания новых компьютерных фантазий.
Путешествие позволяет Маркеру показывать не только синхронное развитие разных уголков планеты, но и противоречия внутри них. Появление в японских комиксах манга обнажённого тела в своё время всколыхнуло морально-этические нормы японского общества, при этом японцы считают абсолютно нормальным показывать людям музейные экспонаты в виде половых органов. В полудикой и голодной Африке с этим делом всё гораздо проще. Там и женщины не сильно стесняются своего тела, да и ценность жизни, оплаченной кровью их угнетённых земляков, совсем другая. Маркер пристально всматривается в темнокожие лица людей, привыкших трудиться потом и кровью и снова вспоминает токийские улицы, прячущиеся друг от друга вместе с домами и людьми. От них он устремляется в Исландию, страну первозданности и ледяного спокойствия, но память подводит его, оставляя лишь образ трёх детей, медленно удаляющихся от него в неизвестном направлении. Как герой своего любимого фильма «Головокружение» Маркер в своём воображении блуждает между прошлым и будущим, испытывая головокружительную связь времён, образов и памяти.
Невидимый и неслышимый, режиссёр воздействует на зрителя безрадостным напоминанием об иллюзорности прошлого и доступа к нему. Он прощается с ним, но не прерывает свой фильм. К финалу головокружение исчезает, тает до состояния электронно-графического объекта, который одним покажется бессвязной синтезаторной визуализацией, а для других рискует стать подлинным символом победы над временем. Кто знает, может и достичь вечной памяти человечеству вполне по силам, если только жители Японии и всей планеты коллективными усилиями сумеют преодолеть головокружение и предотвратить погружение в интеллектуальную темноту, где нет солнца в виде спасительных образов и воспоминаний.
11 апреля 2016