Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Всем — спасибо!.. |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Инесса Селезнёва |
сценарий: | Борис Золотарев |
видеооператор: | Евгений Анисимов |
композитор: | Владимир Дашкевич |
художники: | Петр Пророков, М. Салдаева |
монтаж: | Людмила Крылова |
жанры: | мелодрама, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
11 сентября 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 32 мин |
Идеалист осмысливает свою жизнь. Он не разменивается на мелочи, старается видеть главное... Математик... Но при всем этом теряет нить происходящего. Уходит жена... сложности в карьере... подработка сторожем... Так он оказывается на съемочной площадке и чудесным образом узнает, что снимающийся фильм воспроизводит многое из его личной жизни.
Как так сложилось? Впрочем, куда интереснее начало ленты. Я бы очень дорого оценил обсуждение создателями того самого снимающегося фильма уже отснятого материала. Если Вы помните, герой фильма ищет формулу простого числа. Известна формула четного числа 2n и нечетного числа 2n+1...
- Все таки надо было брать известную актрису любимую зрителем. Не спорю, эта мила, но не более того. А зритель должен верить в серьезность ее метаний...
- Ничего не могу сказать. Обаятельна. Героиня может быть и такой. Ей явно не хватает сценарного материала.
Этот диалог откровенный и правдивый. Будто авторы ленты сами приоткрыли свои размышления о том, насколько уместно исполнение в фильме Елены Соловей и как она соотносится с константой персоны героя Сергея Шакурова. Он тут задает тон всему. Глядя на него зритель должен соотнести каким нужно быть ученому и интеллигенту. Нужно ли ему бежать изо всех сил или он может позволить себе осмотреться, задуматься, остановиться?
Все это соотносится с его конфликтом с молодой женой. Она не может в полной мере смириться с его затворничеством. Пока он пытается найти гармонию с собой, проникнуться наукой и достичь внутреннего величия проходит время.
-... становясь мне все ближе ты отдаляешься. Поговорим откровенно?
- … с тобой за эти четыре года как на болоте — вечное ожидание неизвестно чего. Хорошо. Хочешь я уйду из КБ? Денег будет больше.
- Ты не понимаешь. Ты не понимаешь. Ну ладно. Мне померещилось. Четыре года. Во имя чего это затворничество? Ну хорошо, мы имеем дело с наукой. Наука не считается со временем. Но в любом деле должны быть хоть какие-нибудь побочные результаты. Распорядись ими. Статья. Диссертация. Постепенно складывается научное имя.
- Тебе нужен я или мое научное имя?
- Твое научное имя нужно тебе. Я не могу видеть, что ты с собой делаешь?
Шакуров прекрасен в роли потерянного в себе, затаившегося человека, который сумел взглянуть со стороны на свою жизнь, принять личные ошибки и свою ответственность за них. Актер показывает нам не то, что осмысление или печаль. Он ведет себя, как человек соприкоснувшийся с тайной, неожиданно очарованный своей жизнью. Как математик, который будто познал секрет философского камня.
Стилистически фильм напоминает ленты Кшиштофа Занусси. Тут не будет увлекательного повествования. Зрителю придется догадываться о том, что происходит на экране, соотносить каждое слово персонажей. Такой подход можно считать интеллектуальным эстетством, а можно представить и как авторскую обрывистость в изложении. Я более тяготею ко второму. Не выжали авторы из этой ленты весь ее потенциал. На фоне мощно сыгравшего Шакурова весьма нескладно выглядела его партнерша. Да и острых сцен, «горячих» ситуаций этой ленте тоже недоставало.
5 из 10
28 июля 2024
Авторами то есть… Тот случай когда сюжет оставляет большее впечатление, чем остальные элементы кинопроизводства. Они как бы оттеняют или обслуживают саму интересно закрученную историю. А сюжет следует по проложенным авторами рельсам и ему, в общем-то безразлично, что происходит вокруг него и даже какого цвета поездной состав он сам, или к примеру — вагон трамвая. Такая независимость от остальных цехов не оставляет следов в сознании — только «рельсы» — порядок сцен, проложенные сценарием.
Почему актёрская игра не выходит на передний план? Мне кажется, режиссёр ошиблась с выбором ГГ-я: Сергей Каюмович актёр всё-таки повелительного наклонения — в этом можно убедиться и в старом «Визите к Минотавру», и в современной «Молодёжке». А здесь необходимо было сыграть довольно широкий спектр проявлений характера от дружелюбной помощи до нарцистического отторжения. Причём эти крайние точки показа характера актёр прошёл великолепно — ему веришь и там, и там. Сложнее оказались промежуточные, нервные, что ли реакции — к сожалению все они выразились только в более горящем взгляде и ухода с локации на другую. Ни миграцией эмоций по лицу, ни внешними проявлениями — жестами, позой, ни действиями персонаж не выдал своё волнение. Вместо него нам сказал это сюжет и мы поняли, чай не первый фильм смотрим.
Вернёмся к выбору режиссёром ГГ-я. Здесь более уместен был бы более мягкий, изначально дружественный по характеру актёр. И при удачной игре во время нарцистического самоотторжения из жизни, ему можно было бы поверить и в финальном монологе — самокопания, когда сквозь эгоизм просвечивает душевность. Ведь понимая изначальную «повелительность» актёра Шакурова, за ним мы не видим персонажа и остаётся гадать, что сыграно, а что просто проговорено «от себя». И как яркий момент повелительности — благосклонное приятие возврата супруги, выраженное наклоном головы — не-до кивком. По другому как охарактеризовать этот жест? Разве только игривостью, но это за рамками сцены. И всё-таки, как хорошо разбирать, вот такие «вкусности» от Советских актёров! От современных же привычные «амплуа», кривляния и серость…
О «вкусностях» — великолепно «прошли» эмоции в «ассортименте» по лицу Елены Соловей — в предпоследней сцене с ГГ. Вот такого и не хватило Шакурову.
6 из 10
21 февраля 2019
У каждого следователя обязательно есть увлечение, которому он посвящает время, свободное от розыска преступников. Шерлок Холмс, например, играл на скрипке, Максим Подберезовиков — в самодеятельности.
(«Берегись автомобиля», 1966г. Реж. Э. Рязанов)
Совершенно удивительная киноработа. Удивительная по форме воплощения — не стандартная, ирреально магическая, поражающая в своём сюжетном развороте. Обманчивая иллюзия и призрачность жизни в приоткрытой вуали или идентичная схожесть дорог нескольких человеческих судеб — немой вопрос застывшего взгляда. Осознать и понять, вглядевшись в происходящее. Что здесь я и что здесь от меня? И я ли это вообще? Встреча с самим собой. Головоломка-теорема. И её решает главный герой.
Он почти Григорий Перельман наших дней. Отшельник одиночка городских джунглей. Отвергнутый и отверженный. Математик, перебивающийся случайными заработками — разгрузить, поднести, помочь. Ничего постоянного. Ничего основательного. Как сказали бы сейчас, человек у обочины жизни. Неудачник.
А вместе с тем, Дмитрий Кузнецов — талант, уникум. И жизнь гения полна причуд, несуразностей. Ничего удивительного, гений он на то и гений, чтобы быть ни таким как все. Отличный от массы образ мысли тенью проекции на поступки. Незаурядность, нарушающая общую стройность социума. Стройность в быту, отношениях, восприятии твоего я. Понят ты или не понят? Какая разница. Прилепленный ярлык или поставленное клеймо «выпавшего», «стукнутого», не от мира сего — песок пыльной пустоши людского сора-мнения.
Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает — соответствует твоей сути, принимаешь, нет — верстаешь своё кредо.
По воспоминаниям близких, Лев Ландао мог на несколько дней совершенно позабыть о еде, будучи захваченным новой идеей. Тоже самой касалось и сна. Другая страсть — едва ли не патологическая, женщины. Коллекционировал он их что ли? Чёрт его знает. Плотская одержимость семени. Исаак Ньютон, как известно, иногда, чтобы отвлечься от научных дум, читал под вечер что-нибудь упрощенное — например, по медицине. Персонаж нашего фильма в отвлечении лечит душу уходящими видами Москвы, фотографируя, переключается, перенастраивается волна его вещания. Как трактовать всё сказанное? Разрядка? Энергетический сброс? Да-да, что то такое… И вот случай определяет Митю сторожем на киноплощадку. Вглядываясь в лица актёров скользящих среди декораций он вдруг понимает, что ему уготована встреча с самим собой — реплики, эмоции, имена всё это из его вчерашнего далёко… Как так? Возможно ли это.
Встреча с собой. Струя жизни, запечатлённая в твоей памяти опытом пережитого, вдруг в один миг ожившая. Раскручиваемая спиралью забытых событий.
Встреча с собой. Шоковая оторопь первых секунд-минут. От неожиданности. Не сон ли это? Не помутнение ли рассудка.
Встреча с собой. Ты — в восприятии другого человека. Ты — через радости и обиды твоего окружения. Немой укор самому себе?
.. . поток мыслей — примерить себя к себе как костюм. Кто я? Каков я? Что ни так? Возможна ли правка? Насколько эгоистичен был? Вопросы-вопросы. Здесь мы имеем дело с философией жизни по своей сути талантливого человека. И рядом — его женщина, его друг, его наставник, его ученик. Давать и брать. Брать и отдавать. Из этого соткана наша жизнь.
А что же дальше? А вот здесь ещё один потрясающий режиссерский вираж. Киноплощадка, подобно лемовскому «Солярису», просканировав персонаж Сергея Шакурова, предоставляет ему … второй шанс. Реальность обретает материю и распахивается своими объятьями — добро пожаловать.
В домашнюю коллекцию. Точно.
Смотреть. Пересматривать. Наслаждаться.
8 из 10
22 июля 2018
Никому неизвестный шедевр советского кинематографа. Таких сценариев — один на миллион. Шакуров и Соловей — двое на миллион. Музыка Дашкевича — одна…
Цель жизни — сама жизнь. И счастье какое даётся человеку — любить человека, без разницы, кто он — гениальный математик или всего лишь ночной сторож. Главное, чтобы он приносил хлеб соседке, чтобы стыдился обидеть своего учителя и помогал киношникам.
Они снимают кино, мы смотрим кино, а где-то рядом живут настоящие люди, в жизни которых есть вот такие истории любви. Такие, чтобы в финале сердце сжалось и после можно было жить дальше. Другим человеком.
5 октября 2013