Рейтинг фильма | |
![]() |
5.7 |
![]() |
4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна записной книжки |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шамшурин |
сценарий: | Владимир Голованов |
видеооператор: | Валерий Шувалов |
композитор: | Евгений Птичкин |
художник: | Борис Царев |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 декабря 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 21 мин |
«Выдохлись уже дожди вчерашние, на асфальте высохла вода. Клясться в дружбе это дело зряшное — просто другом надо быть всегда»
Странное впечатление производит картина. Как в русской пословице: «Доброе начало полдела откачало» здесь начало производит самое благоприятное впечатление из-за звучащей на фоне идущих титров «Песни о друге» (музыка Евгения Птичкина, слова Роберта Рождественского). Песня настраивает на определённый лад, подготавливая зрителя к захватывающей истории о мужской дружбе, тем более что быстро выясняются её «армейские корни». Для усиления эффекта, камера бесстрастно фиксирует армейские фотографии главных героев, служивших в ракетных частях где-то в далёкой тайге. После такого «подготовительного слова» зритель уже внутренне готов к брутальной истории, тем более, что заявленный жанр — «криминал». Этому способствует и встреча майора в отставке Алексея Михайловича Самарцева (Николай Пеньков)с братом Алексеем (Александр Козьменко) в следственном изоляторе, и, особенно — разговор с «серым кардиналом», цеховиком Мартын Мартынычем (Анатолий Солоницын).
«Сердце обожжёт печаль осенняя посредине солнечного дня. Старый друг не просто утешение- ведь по сути это часть меня»
Разговор с братом продолжает тему слов его жены Татьяны (Тамара Сёмина) о «затмении» от «быстрых денег». Если женщина даже не подозревала о реальной глубине трясины, затягивающей её мужа «длинным рублём», то сам Алексей прекрасно понимал во что ввязывается. Получилось это не случайно и не вдруг — Алексей даже успел придумать для себя целую «философию», оправдывающую его поступок. Он не хотел жить «как все», он хотел жить так, как те, кто сидит в любом театре на первом ряду, и для кого в ресторане никогда не будет висеть табличка «Мест нет». Добавляет глубину его словам жизненная позиция Мартын Мартыныча — человека, живущего в рамках социалистического общества, но ни в грош не ставящего постулаты этого общества. Всё вышеперечисленное наводит на мысль о социальной глубине затронутой темы, но… вторую половину картины следовало бы назвать «весёлым капустником в рамках одного уголовного дела». Устав от серьёзности поднятой темы, режиссёр со сценаристом превращают фильм в мелодраматичный балаган.
«Грозы отгремят и успокоятся, мир привычный повторится вдруг. Жить на свете как-то больше хочется, если знаешь ты, что рядом друг»
История с записной книжкой, вынесенная в заглавие фильма, должна была послужить настоящим «камнем преткновения», но оказалась всего лишь разменной монетой для нелогичных поступков главного героя. Яркая игра целого ряда известных артистов: Александр Збруев, Светлана Тома, Владимир Носик, Елена Максимова стала единственным ярким пятном в финале картины, который выглядит бесхитростной пустышкой. Удивляет, как ТАКОЕ сняли в 1981 году? Понятно, что до «лихих 90-х» ещё добрый десяток лет, но всё же… По части наивности как «банды преступников», так и бывших однополчан, фильм даст солидную фору любому детскому фильму о приключениях дошкольников. Жаль такое констатировать, потому что начало никоим образом не намекало на столь невыразительную концовку. Единственное, что в какой-то степени оправдывает смешной, скучный и наивный финал — это ощущение того времени, вызывающее непередаваемое счастливо-грустное чувство сопричастности с безвозвратно ушедшей эпохой…
5 апреля 2020