Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сын полка |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Кузнецов |
сценаристы: | Александр Демуров, Виктор Смоктий, Валентин Катаев |
продюсер: | Евгений Калинин |
видеооператор: | Анатолий Лесников |
композитор: | Владимир Лебедев |
художник: | Юрий Истратов |
монтаж: | Раиса Стукова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Имя мальчика уже говорило о многом. Ваня Солнцев. Русский Иван — удалой богатырь, и Солнце, чей свет сияет над залитой кровью землей. На этой земле и нашли мальчишку, что скитался в лесах, не зная крова. Нареченный разведчиками «пастушком», он поражал недетской стойкостью и суровой солдатской волей. Рожденный в мирное время, мальчик превратился в олицетворение дитя войны, в то горе, что несет она своей варварской сущностью. Ване только двенадцать, ну какой из него боец? Это понимали все в артиллерийской части капитана Енакиева, кроме самого мальчишки. Но случилось так, что детское упорство оказалось сильнее взрослого пригляда. Все теми же знакомыми лесами паренек бежал от детдомовской перспективы навстречу новой — стать сыном полка. «Пастушку» повезло — он увидел перед собой живой пример, а много ли еще русскому Ивану надо? Только достойного приложения молодецкой удали, ведь за линией фронта не бывает ни излишка орудий, ни переизбытка штыков.
Знаковая повесть Валентина Катаева удостоилась сразу двух экранизаций, точно следующих первоисточнику. Но если версия Василия Пронина, датированная 46-м годом, дошла до наших дней только в отреставрированном виде, с несколько утерянным первоначальным духом, то картине Георгия Кузнецова повезло больше. Черно-белое вступление сменяется красочной картинкой, символизирующей прибытие молодого бойца. Лента сразу обращает на себя внимание добрым, «терпеливым» стилем повествования. Мальчика было воспринимают диким волчонком, но пламя его сердца разжигает в бывалых мужиках отеческие инстинкты. Где-то в тылу у них остались семьи, а многие их и вовсе лишились. Появление Вани подобно яркой искорке надежды. Мальчик словно не создан для «гражданки», что он убедительно и доказывает побегом от тертого ефрейтора Биденко. Все это юное существо направлено на истребление неприятеля, вы только научите, «дяденьки», а потом увидите, как засияет это маленькое «солнце».
Двухсерийный формат фильма позволил постановщику аккуратно распределить время между батальными сценами и мирными. Каждый актер, призванный на выручку Кузнецову в детальном изображении книжных событий, пропитан духом праведного гнева, гармонично сочетающимся с воспитанием нового бойца. Доброта закаленных войной мужчин не позволяет, однако, позабыть, насколько же непросто в таких условиях сохранить человеческий облик. И внедрение в фильм ярких образов здорово разгружает тяжелый эмоциональный посыл, делая картину «Сын полка» понятной и юному зрителю. Одного Семена Фарады, неподражаемо отыгравшего полевого парикмахера, достаточно чтобы проникнуться светлой сущностью картины. Строгий капитан Енакиев в исполнении Вадима Яковлева предстал молодым, но очень мудрым командиром, способным на неординарные поступки во имя общего успеха. Диалоги Вани с опытными солдатами, в ходе которых мальчик только и успевает увлеченно кивать, доказывают необходимость воспитания праведного воина, а не какой-то машины смерти. Возраст «пастушка» однако дает о себе знать: парнишка нет-нет да сбивается при обращении к старшим на типовое гражданское «дяденька», но воинский устав он, между тем, схватывает на лету, а не это ли главное в обстановке боевых действий?
Разумеется, как раз под эти действия и отводится кульминационная часть фильма. Нравственность нравственностью, но на экране полыхает война, и косит она наших солдат без всякого милосердия. Картина Кузнецова заставляет в очередной раз осознать истинную важность каждого сражения, каждого подбитого немецкого танка и каждого сохраненного орудия. Юрким волчком снующий от штаба до советских окопов Ваня-пастушок — живое доказательство тому, что сын полка это не какая-то привилегия для мальчика-сироты, а серьезный вклад в общее дело, где мелочей быть не может по определению. Бойкая душа рвется на самую передовую, паренек еще с трудом осознает, что такое смерть, и потому так щепетильно относятся к нему прожженные солдаты. Впечатлений рядовой Солнцев еще вынесет немало, и боев на его долю хватит. Основная мысль повести Катаева состоит в полной моральной готовности юного солдата быть именно защитником, а не просто заряжающим. Разница, как ни странно, значительна — ведь война должна оставаться в сознании прежде всего злом, а не средством разрешения конфликтов.
Писатель создал свое произведение в год, когда бои были еще в самом разгаре, и конец фашистской агрессии не просматривался. Валентин Катаев не мог знать той роли, что сыграют сыновья полка для великой победы. Когда полыхает сражение и рвутся снаряды, раздаются возгласы «ура!» и падают замертво солдаты — не время вести учет. Но не нужны цифры, чтобы оценить готовность самых юных участников сражения отдать долг перед Родиной. Ваня Солнцев — самое яркое олицетворение готовности сына погибнуть, но не пустить немца на родную землю. Печально, что из Игоря Носова не вышло большого актера, но фильм Георгия Кузнецова дал возможность увидеть в светловолосом мальчишеском лице всех юных героев, которым солдатская шинелька заменяла теплое одеяло. Фронт быстро отсеивал тех, кто не был готов отстаивать честь страны с оружием в руках, а знаменем для всех остальных стала отвага Вани-пастушка.
8 мая 2016