Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Следствие ведут знатоки: Из жизни фруктов |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Турбин |
сценаристы: | Александр Лавров, Ольга Лаврова |
видеооператор: | Владислав Ефимов |
композитор: | Марк Минков |
художник: | Виктор Лесков |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 3 июня 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Хорошая игра актеров не спасает достаточно ханжеский, трусливый и двусмысленный сюжет. Дескать это всё, отнюдь, не системное явление в советской экономике, а отдельный вопиющий случай на отдельной базе. Да-да, другие базы работают абсолютно честно и прозрачно, нет никакой «мандариновой империи», мафия не монополизировала распределение мандаринов, это всё фантазии «альтернативно одаренного» персонажа Куравлева. Lol
В конечном счете, нам показали историю, как узкий круг посвященных в тему управленцев из исполкома и партийцев из райкома осуществил гамбит и рокировочку руками честного, подозрительно наивного до глупости Пал Палыча и прочих «народных контролеров». Убрали с должности директора базы русскую Чугунникову, не устраивавшую по каким-то латентным причинам. Освободили интересную должность, на которую в итоге будет назначен некий уроженец Кавказа, надёжный кадр, не какая-нибудь сентиментальная Чугунникова. И тогда масштабы теневого оборота базы быстро восстановятся и проверок больше будет не инициироваться, и всё будет готово к перестройке и приватизации.
Кстати, а ведь судьба Чугунниковой во многом схожа с героиней «Москва слезам не верит». Две симпатичные, сильные, умные и волевые женщины, сумевшие сделать советскую управленческую карьеру и в одиночку вырастившие дочерей. Только одной зритель должен сочувствовать и сопереживать, а другую — единодушно осуждать;-)
Наивность и напыщенная патетика хлещут здесь через край, одни фальшиво-пафосные претензии дочки Чугунниковой чего стоят!
5 из 10
27 февраля 2021
Следователь Знаменский входит в состав комиссии, инспектирующей овощную базу. Оперативник Томин в то же время попадает в историю с дракой с перекупщиками на одном из колхозных рынков. Но преступники наносят ответный удар и теперь Знаменскому с Томиным приходится оправдываться по обвинению о взятке.
Строго говоря, слишком уж наивен этот фильм из серии о знатоках, как и они сами, особенно Знаменский. Хотя ведь история с овощебазой вовсе не уникальна — она банальна для застойной советской действительности. И единственный вменяемый персонаж — директор рынка в исполнении Николая Скоробогатова. Тот хотя бы объясняет противоречивость профессии перекупщика, оставаясь при этом честным человеком. Ну и один из диалогов (первый) Знаменского и Чугунниковой приоткрывает психологию работников баз в таких условиях, но… оставить неоконченным такой разговор было нельзя. Ведь нельзя же развернуть картину до системных недостатков хранения продуктов на советских складах — проще обвинить отдельные недостатки…
Поэтому оставшаяся часть фильма — рьяное обличение расхитителей социалистической собственности, психология которых сводится к тотальному и повсеместному вранью — на работе и дома. Собственно, осуждению подвергается не столько само преступление, сколько именно двуличие. Но, увы, авторы пережимают… Например, схема лжи директора Чугунниковой — ну неужели сложно было придумать что-то более простое и правдоподобное, чем генеральское происхождение? А дочка, дожившая до института, будто с неба спустившаяся? Неужели девочка не понимает, чем ей самой грозит дискредитация ее матери? И всё равно требует правды? Ну молодец, конечно, но вроде как оправданный сюжетный ход — личная заинтересованность в раскаянии директора — изначально не правдоподобен, потому как в нем нет выбора между жизнью и нравственностью. Кабы девочка понимала последствия и все равно требовала правды, то вопросов нет — драма понятна. Но ведь не понимает…
Кладовщик Васькин — вроде бы характерное падение из учителей в расхитители и даже понятная ностальгия по молодости и честности… Но моральное разложение и характер такого человека должны былы быть немного иными — должны же остаться хотя бы какие-то замашки интеллигента, пусть и из педтехникума, а не института… Но их нет.
И так во всем — вроде бы реальность проскальзывает во всей этой истории, но милицейский сериал предпочитает делать ее из цветной чёрно-белой, сгущая именно эти две краски. Вот и выглядит по итогу как-то чересчур правильно, а главное — не очень убедительно. Даже ход с Малаховым чересчур прозрачен со стороны преступников…
Вот и выходит, что, пусть и коротко, но куда как более интересно, подобный сюжет развернул не в детективе, а в обычной текущей драме жизни Эльдар Рязанов в «Вокзале для двоих», а Нонна Мордюкова и Никита Михалков соорудили не чёрно-белые, а колоритные фигуры спекулянта-амбала Андрея и посредницы между землёй и народом Дяди Миши. И обличили систему. Увы, ЗнаТоКи на это заточены не были. Лишь приоткрывали занавес… И тут же захлопывали калитку. А жаль
1 сентября 2018