Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Огненные колесницы |
английское название: |
Chariots of Fire |
год: | 1981 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «This is the story of two men who run...not to run...but to prove something to the world. They will sacrifice anything to achieve their goals...Except their honor.» |
режиссер: | Хью Хадсон |
сценарий: | Колин Уэлланд |
продюсеры: | Дэвид Паттнэм, Джэйк Эбертс, Мохамед Аль-Файед, Джеймс Кроуфорд, Доди Файед |
видеооператор: | Дэвид Уоткин |
композитор: | Вангелис |
художники: | Джонатан Эмберстон, Лен Хантингфорд, Энн Ридли, Эндрю Сандерс, Милена Канонеро |
монтаж: | Терри Роулингс |
жанры: | драма, биография, история, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5500000 |
Сборы в США: | $58 972 904 |
Мировые сборы: | $58 972 904 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 1981 г. |
на DVD: | 24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Великобритания, начало XX века.
Гарольд Абрахамс /Бен Кросс/ - еврейский студент Гарварда, талантливый легкоатлет.
Эрик Лидделл /Иэн Чарлсон/ - миссионер, глубоко верующий в бога шотландский легкоатлет.
Сибил /Элис Криге/ - оперная певица, возлюбленная Гарольда.
Эта спортивная драма повествует о реальных событиях, произошедших на Олимпийских играх в 1924 году. Два талантливых бегуна, один из которых мечтает о победе на играх, а другой бегает, поскольку в эти моменты чувствует в себе присутствие Бога. И вот это противостояние интересно: я имею в виду не двух людей. А двух позиций: амбиций и искренней веры. Что же итоге победит, что является гарантией успеха и победы – мне кажется, каждый зритель сам для себя должен сделать выводы.
В фильме занятно показаны будни студентов престижного университета начала XX века. Этот период истории вообще крайне интересен. Так же понравились и моменты, связанные с Эриком, с его мировоззрением и порывами, с его жертвой /как её посчитали в светском мире/, когда он под риском оказаться не у дел, отказался бежать в воскресенье, поскольку день этот должен быть посвящён только Богу.
Фильм очень хорошо снят, атмосферно, детально, мастерски. Но вот сказать, что он меня прям захватил-презахватил, я не могу. Опять же, я вновь смотрела его в течение нескольких недель с большими перерывами. Невозможно по щелчку заставить себя в какой-то момент вернуться в те же ощущения, которые у тебя остались после предыдущего просмотра. Жду не дождусь, когда смогу смотреть фильмы без перерывов и погружаться в истории с головой и душой.
В фильме звучит настолько узнаваемая музыка, что я обалдела. Она современная, хит 80-х, не знала, что была она написана для фильма о начале XX века. Да и о том, что автором композиции является Вангелис, тоже не знала, потому уже посмотрела.
В общем, фильм известен и действительно хорош, хотя и не слишком эмоционален для меня. Смело рекомендую.
2 января 2024
К 1981 году спорт стал мировым, почитаемым и массовым явлением, объединяющим весь мир, и уже тогда ему было посвящено немало кинолент. Однако поздние периоды режиссёрами-современниками затрагивались редко, чему и не удивляешься: в начале века спорт только приобретал современный облик и оставался любительским, уподобленным как к развлечению, не воспринимался до предела серьёзно. Чего стоит, например, факт о том, что несколько ранних олимпийских чемпионов были подобраны с улицы, ибо национальная команда не добиралась участников. И снять кино о таких людях, которые остались неизвестными — самоубийственно сложно. Но ведь соревновались и другие, те, про кого рассказано достаточно всеми источниками. Рано или поздно картина про спортсменов ранней эпохи должна была выйти, это оказалось лишь вопросом времени.
Фильмы о раннем спорте выходили, конечно, и в незапамятные годы, однако по сути представляли собой документальные ленты, что-то в духе немецкой «Олимпии», вышедшей в 1938. Средствами художественного киноязыка долго не удавалось сделать байопик про чемпионов. На то было множество трудностей. «Огненные колесницы» исключением отнюдь не стали, в плане воссоздания Игр в Париже 1924 года съёмочная группа проделала кропотливую работу: проводилось до кучи исследований, поисков малейших воспоминаний, участников тех событий, обрывков газет, кинохроники. В итоге фильм снимали аж с 1978 года, пока автор сценария Колид Уэлланд не перероет все возможные источники информации. Сама задумка, кстати, снимать именно про Парижскую Олимпиаду и про британских легкоатлетов принадлежит Уэлланду, причём произошедшая по чистой случайности. Как оказалось, обычная идея, взятая на вооружение из справочника, стала ключевой в карьере большинства участников и для жанра вообще.
Выбор снять драму о тех самых людях вовсе не случаен. Гарольд Абрахамс и Эрик Лидделл — это воины, столпы своего поколения, люди, на которых равнялись нации и будущие легенды мирового спорта. Сейчас кажется, невозможно было найти хотя бы одного спортсмена послевоенных лет, у которого бы оказалась такая послужная в драматическом плане биография. Оба они — выходцы из старых порядков, безусловно чтящие традиции предшественников и отцов. Они уважали обычаи, по которым жило тогдашнее общество. Но они же и сломали порядок, более похожий теперь на нелепость. Арбахамс и Лидделл — два диаметрально противоположных человека, — с разных сторон подошли к увековечиванию своих имён. Первый, будучи евреем из зажиточной семьи, одним из лучших учеников Кембриджского университета, испытывал антисемитские настроения к себе в адрес, что в фильме проявилось в виде ограниченного доступа к различным публичным кружкам для его национальности. Но позже становится понятно: данные тезисы слабы ввиду больших способностей Гарольда (пока что даже не в спорте, а вообще) и установлены как раз руководством элитного учебного заведения. По мере раскрытия героя традиции оказываются ненужными и унижающими, для чего хватило небольших фрагментов в сценах. Дальше Абрахамсу предъявляют претензии за нанятого им тренера по лёгкой атлетике, происходит ментальный переход студента на профессиональный уровень, а это позорит джентльменскую честь. Безусловно, странное мнение, учитывая исторический фактор — недавнюю Первую мировую войну и гибель сотен учеников, имена которых должны были прославлять будущие поколения. Но умный и напористый Абрахамс теперь уж точно не стремится отказаться от намеченной цели, которая изначально сводится не к победе на Олимпийских играх, а к победе над своим принципиальнейшим соперником, Эриком Лидделлом.
Шотландец Лидделл был феноменом времени: человек с молниеносной скоростью и удивительной манерой финиша, он отличался и пронзительной набожностью. Во время любых соревнований он нередко вспоминал Библию, цитируя стихи пророков. Ему мотивацией служила вера в Бога, за которую он и выступал. Его цель — прославить Господа через спорт и только потом уехать на миссионерскую миссию в Китай, к чему настойчиво призывала родная сестра. В фильме он порой словно восполняется силой, зачерпанной свыше, и совершает невозможное. Его победа над Абрахамсом на государственных соревнованиях даже представляется вырванной с меньшими усилиями, а дальше это закрепляется ввиду соотношения сцен подготовки к соревнованиям обоих бегунов. Слова пророка Исайи из его Книги (глава 40, стих 31) будто бы становятся былью в теле Летучего шотландца. Пока Абрахамс представлял со слов тренера Сэма Муссабини раскалённые камни под ногами, Лидделл «поднимался на крыльях, как орел». Интересно и то, что Лидделл остаётся верным религии до конца, не принимая участия в воскресном забеге на 100 метров, по сути лишая себя золотой медали и ограничиваясь единственным шансом всё-таки стать олимпийским чемпионом в круговом забеге, где цепь роковых совпадений благоволит ему с ещё большей силой. Он чуть не дискредитировал родную страну, а в итоге его гибель во Второй мировой долго оплакивала вся Шотландия.
Так и получается, что Абрахамс хотел победить одного конкретного соперника, а Лидделл бежал во имя Господа, но оба они действовали, как оказалось, во имя спорта. Они непросто хотели или бежали — они стремились, рвались только к победе, поражение или неучастие вгоняло их в состояние стресса. Спорт стал истиной в их истории. Причём по мере продвижения событий росли и упрочнялись мотивация, уважение друг к другу. Метафорически крепла связь между Шотландией и Англией, историческими врагами, которым выступать под единым флагом, и немалую роль здесь сыграли остальные участники истории. В частности, лорд Эндрю Линдсей (в жизни Дэвид Бёргли; он не дал согласия на использование своего имени в фильме), уступивший Лидделлу место в забеге на 400 метров. И, что самое главное, ни эти ли принципы завуалировано отражают Олимпийскую хартию, суть Олимпийского движения? Если из-за не слишком глубокого сюжета прописанные принципы могут не очень-то отражаться, в душах и сердцах спортсменов были как минимум свои истины, суть которых сводится к честной и уважительной борьбе друг против друга, где победит сильнейший. Простейшие начала, но какие важные. В картине Хью Хадсона показана непросто эпоха, а целая веха спорта, где ему не мешали ни допинг, ни политика, и бились настоящие, чистые совестью спортсмены, которым и традиции с религией не преграда. Это настраивает, вдохновляет и мотивирует самого зрителя.
В 2012 году фильм «Огненные колесницы» был представлен на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, где потрясающая заглавная композиция «Chariots of Fire», написанная греческим композитором Вангелисом, исполнялась симфоническим оркестром и Роуэном Аткинсоном в образе мистера Бина. Пускай в шуточной манере, этот перфоманс вместе с музыкой и кадрами из фильма бегущих по набережной героев стал откровением. Факт в том, что та церемония была представлена главными достижениями британской культуры, и номер с «Огненными колесницами» здесь выглядел исключительно живительно, морально настраивая на будущий праздник спорта. Кажется, для фильма это гораздо приятная награда, нежели многочисленные «Оскары», другие премии и огромные кассовые сборы.
8,5 из 10
29 апреля 2019
Данная лента британского режиссера Хью Хадсона стала настоящим триумфатором 1981 года в мировом кинематографе. Она завоевала большое количество премий, среди которых четыре премии «Оскар», включая главную награду за лучший фильм года. Картина получила благоприятные отзывы критиков и со временем получила культовый статус у себя на родине. Однако несмотря на такие блестящие результаты фильм практически неизвестен отечественному зрителю. Возможно главной причиной является специфический для спортивного жанра сюжет.
Картина основана на реальной истории и повествует нам о двух британских легкоатлетов Гарольда Абрахамса и Эрика Лидделла, которые участвовали в летних Олимпийских играх 1924 года в Париже. Первый будучи евреем по происхождению сталкивается с антисемитскими настроениями и вынужден бороться с предрассудками. Второй является христианским миссионером, что входит в разрез с его занятиями спортом. Перед нами спортивная биографическая драма, но выходящая за рамки спортивного жанра и в большей степени направленная на личностях главных героев и их внутреннем мире. Здесь присутствуют также элементы политической и социальной направленности.
Главной темой фильма является противостояние двух принципиально разных характеров, принципов и мировоззрений. Это не только борьба на спортивной арене за титулы и славу, а борьба с самим собой. Гарольд Абрахамс одержим победой в соревнованиях по бегу, но вынужден бороться с враждебным окружением у себя на родине. Это хорошо показывает дух сильного человека, который идёт вперед несмотря на проблемы. Эрик Лидделл сталкивается с проблемой совершенного иного характера. Он народный любимец, его уважают и поддерживают на всех уровнях. Однако он сталкивается с семейными проблемами, ведь его занятия спортом мешают всё внимание сосредоточить на миссионерской деятельности, это очень не нравится его сестре.
Фильм очень интересный, но имеет несколько недостатков. Спортивная линия в сюжете играет ключевую роль, но самому спорту времени отведено мало, да и соревнования по бегу показаны без особой изобретательности и в сухой манере. Нет чувства драйва и вдохновения. Тема религии затронута слишком сильно, временами действие совершенно не двигается вперед. Это один из редких случаев когда не помешал бы качественный ремейк. Думаю талантливый автор смог бы вдохнуть в историю новую жизнь.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Музыку греческого композитора Вангелиса, а именно главную тему, композицию «Chariots of Fire» слышал практически каждый, даже далекий от кинематографа человек. Это лучшее, что есть в фильме. При каждом прослушивании испытываешь небывалый эмоциональный подъём.
Главные роли исполнили Бен Кросс и Иэн Чарлсон, а на втором плане засветился известный Иэн Холм. К сожалению я не увидел сильной драматургии и полного погружения в роль. Актеры играют на уровне, но без особого надрыва. Это не портит общего впечатления, но и выглядит весьма сухо.
Огненные колесницы это с одной стороны реальная история спортивного противостояния и пути к успеху, а с другой это история духовного подъёма людей, вынужденных бороться за свои убеждения и принципы. Это нетипичная драма с глубоким смыслом, который к сожалению идёт в ущерб зрелищности и увлекательности. Это интересный, но своеобразный фильм.
6 из 10
24 февраля 2019
История двух британских бегунов Гарольда Абрахамса и Эрика Лидделла, участвовавших в Олимпийских играх в Париже 1924 года.
Этот спортивный байопик завоевал 4 «Оскара» в 1982 году, в том числе за лучший фильм. Картина стала кинодебютом для режиссёра Хью Хадсона. Такая неспешная двухчасовая история типа соперничества еврея Абрахамса и набожного шотландца Лидделла, мечтающего стать миссионером и уехать проповедовать в Китай. Собственно противостояния особо и нет. Сюжет не заостряет на этом внимания, больше интересуясь душевными самокопаниями персонажей и воспроизведением исторической эпохи между двумя Мировыми войнами. Снято все неплохо, саундтрек Вангелиса, конечно, решает и хороша культовая сцена бега по берегу в начале и финале. Но, боже мой, как скучно все остальное.
Режиссёр сделал ставку на малоизвестных актёров Бена Кросса и Иена Чарльсона. На втором плане есть Джон Гилгуд и Иен Холм. Последний даже получил оскаровскую номинацию за роль тренера Абрахамса. Все играют неплохо, но не более того.
С «Оскарами» за костюмы и выдающийся саундтрек Вангелиса я соглашусь. Но лучший фильм года, когда в конкурсе были «Искатели потерянного ковчега», «Атлантик-Сити», «На золотом пруду» и «Красные»? Победа любого из них вызвала бы меньше вопросов (я за первого Индиану Джонса, если что).
В общем, вроде неплохое кино, мне не понравилось. После него в памяти остаются только та самая сцена бега и музыка Вангелиса, которую я и раньше слышал. Все остальное стирается из памяти моментально.
5,5 из 10
28 января 2019
Великолепная, вдохновляющая спортивная драма, рассказывающая о людях, так или иначе побуждающих друг друга стать лучше, и о временах, когда мечты были настолько сильными, что наделяли своих обладателей «крылатыми сандалиями».
Гарольд Абрахамс (Бен Кросс) — студент престижнейшего университета не только в Старом Свете, но и во всем мире — Кембриджа, молодой, полный жизненной силы и энтузиазма мужчина, практически не имеющий вредных привычек и изъянов, кроме, как он сам считает, своего еврейского происхождения. Впрочем, эта деталь является существенной исключительно для самого Абрахамса. Эрик Лидделл (Иэн Чарльсон) — миссионер, человек, для которого религия — это не просто слово из 7 букв, добрый, открытый, милосердный, герой и любимец своей родины (Шотландия), и, пожалуй основная деталь всей истории, спортсмен от Бога (в отличие от того же Абрахамса).
Имея за плечами увесистый багаж неиссякаемой энергии, Абрахамс пытается найти себя в жизни, реализовать свой потенциал, который у него безусловно имеется. Будучи физически достаточно крепким молодым человеком, он обнаруживает у себя способность к быстрому бегу, иначе говоря к спринту, и начинает уделять ему абсолютно все свое свободное время, в стремлении добиться таких высот, благодаря которым, люди вокруг забудут о том, что он еврей. Попросту говоря, молодой Гарольд нацелился на главные соревнования в жизни любого спортсмена — Олимпийские игры. Кардинально противоположна история его главного оппонента. Лидделл не стремится стать чемпионом, к тому же занимается он не бегом, а регби, и, в отличие от Абрахамса, не изучает спринт профессионально, но стоит ему начать бежать, как весь мир остается у него за спиной, и невидимая сила несет его к финишной черте. После одного такого забега, Эрику тоже открывается дверь в Олимпийскую сборную Великобритании по легкой атлетике.
Это не просто фильм о спорте, это не просто драма, это жизнь как она есть, со своими переживаниями, победами, поражениями, радостями и печалями. Это история о том, как горстка энтузиастов с потрясающей силой воли добиваются высот, о которых и не мечтали, когда просто забавы ради бегали в университетском дворе на перегонки. Это история о том, что неизвестно откуда ждать чуда, и с какой стороны она придет, ведь сидя за праздничным столом в родной деревне в Шотландии, Эрик не мог и подумать, что к концу дня его пригласят на Олимпиаду 1924 года. Это история о непоколебимости духа, которая выражалась у героев по-разному: Абрахамс готов был оставить все на свете, ради достижения своей цели, Лидделл же готов был отказаться от мечты, если бы это пошло наперерез его моральным устоям и ценностям, которые соответствовали законам Божьим. К слову, эта история вполне поучительна для молодых людей нашего времени, которые крестик на шее носят исключительно как украшение. Молодой шотландец поручил себя Богу, Всевышний же отблагодарил его за преданность.
Квинтэссенция данной истории — противостояние физической силы и силы духовной. Это не единичный случай, и даже в наше время сплошь и рядом (любители спорта со мной согласятся) бывают случаи, что в состязаниях выигрывают далеко не самые физически мощные спортсмены. Выигрывают те, кто с упоением отдается моменту, кто в этот самый миг свершения действия, забывает обо всем остальном в этом бренном мире. В этом разница между Абрахамсом, выжимавшим все до последней капли из своего организма, и Лидделлом, который просто порхал в «крылатых сандалиях»…
P.S. Вангелис просто бесподобен. Chariots of fire — бессмертное произведение.
9 апреля 2014
Спорт, вне сомнения, сильнейший катализатор для киношного вдохновения. Настоящая борьба характеров, напряжение на пределе человеческих возможностей, закулисные интриги, драмы, большие и малые трагедии — все, что доктор прописал. Как и в случае с комиксами, когда закончатся все сюжеты в кино, все равно можно будет экранизировать что-то новое из спортивных подвигов. Благо, какие-нибудь соревнования всегда где-нибудь, да проводятся, а там найти что-то драматическое не проблема. Особенно если давно списанный аутсайдер побеждает вначале жестокие удары судьбы, а потом и обласканного судьбой фаворита. Пусть даже зачастую сам фаворит приносится в жертву на алтарь сопереживания и вынужден носить маску негодяя. «Нокдаун» тому особо печальный пример.
Если у автора достаточно таланта, чтобы раскрыть тему без излишней «плакатности» и нагнетания пафоса, с детальным историческим фоном, но без манипуляторной демонстрации внешних процессов, то зрителя ждет уровень «Бешеного быка». Если же нет — кошмарный российский «Матч» тому хрестоматийный пример. «Рокки» вынесем за скобки, как это часто бывает со сказками. «Огненные колесницы» Хью Хадсона, история двух олимпийских триумфаторов Парижа-24 еврея Гарольда Абрахамса и шотландца-миссионера Эрика Лиддела, остановились где-то посередине.
Сюжет, прикидываясь вначале личной войной спортсменов, ближе к развязке об этом скромно замолкает и вытаскивает на белый свет совсем другие цели рассказа. Собственно реальных спортивных результатов в картине мало, не считая жанрово обязательного Самого Главного Триумфа. Раз столкнув на беговой дорожке главных героев, авторы используют это для большего раскрытия Абрахамса, его становления и как человека, и как спортсмена. Лидделу же от этого ни жарко, ни холодно, и впоследствии на первый план выйдет скорее борьба героев с самими собой и с немного странно по нынешним временам выглядящими обстоятельствами. Трудно с позиции нашых дней понять пусть даже столь искренне верующего человека, отказывающегося бежать в воскресенье, ибо Божий день. Не говоря уж о смехотворной аргументации руководителей Кембриджа, вызвавших Абрахамса «на ковер» за использование услуг профессионального тренера.
Нужно отдать должное авторам, затертая во всех местах фабула «Федот проиграл, Федот учился, Федот победил» по крайней мере, обошлась без опереточных злодеев-противников. Право, не считать же таким эпизодического американца, по сюжетным канонам битого в кульминации. Что тем более приятно, создатели сознательно отходят от конфликта вероисповеданий персонажей между собой и лишь слегка задевают отношения с миров внешним. Исторический фон передает скорее атмосферу времени занимательными деталями вроде копания спортсменами ямок на беговой дорожке, но не ставит целью заснять политическое или социальное лицо общества, с его минусами и плюсами. «Еврейство» Абрахамса, послужившее личным стимулом для Гарольда, по большей части у него же в голове, не считая нескольких уколов, картина не показывает особого антисемитизма в обществе, разве что небольшой скепсис. В случае с Лидделом сюжет избегает критики религиозного догматизма, слишком искренным получился бегущий священник в своей верности пути Библии.
Не всегда гладко едет колесница. Мешают ямы глуповато переданных закадровых пояснений, главным образом от друга Абрахамса, Монтегю, названного главным героем «самым цельным человеком, которого он встречал». Поверим ему на слово, поскольку в самом фильме Монтегю скорее этакое ходячее из кадра в кадр дерево, оставленное сценаристами на произвол судьбы. Да и вообще второй план скучен, где разве что Йен Хольм выбивается из массовки, но и он перестарается в своей главной сцене. Та-самая-культовая сцена бега всех персонажей на берегу моря вероятно, символизирующая равность всех перед Его Величество Спортом, вознесенная пережившей фильм музыкальной темой греческого мага Вангелиса, столь красива, сколь обделена сюжетным смыслом. В своем инструментарии «Огненные колесницы» слишком традиционны для настоящей вехи в индустрии, даже консервативны. Фильму не хватает страсти. Огня, способного поднять зрителя и бросить вслед за рвущемся в погоне за медалью спортсменами к финишу. Чуть больше высокопарности, чем следовало и совсем мало столь полезной иронии. Вроде и классика, с кучей наград и целым «оскаром» за главный фильм. А путевку в вечность получили лишь космические аккорды, крыльями другого мира следующие за бегущими вслед за мечтой людьми..
20 марта 2014
1. Как я вышел на этот фильм. Недавно в одной известной социальной сети всплыла какая-то видюха про Мистера Бина (несравненный и неподражаемый Роуэн Аткинсон был просто великолепен). Тут же в создании всплыло его исполнение какой-то ОЧЕНЬ известной мелодии на открытии Олимпийских Игр 2012 в Лондоне. Копнув сеть, я выяснил, что это композиция маэстро по имени Эвангелос Одиссеас Папафанасиу (в простонародии, Вангелиса). В видеоряде к открытию Олимпийских Игр во время исполнения этой композиции промелькнул шуточный ролик, очень похожий на сцену из фильма (как это выяснилось потом) «Огненные колесницы».
Так я и нашел этот добротный и интересный кинопродукт. К слову, просмотрев уже парочку других фильмов, я все еще остаюсь под впечатлением именно от «Огненных колесниц». Как наркотик замедленного действия, этот фильм мне удалось прочувствовать только на вторые сутки после просмотра. Что еще интересно, так это то, что эмоции, полученные от просмотра, всё усиливаются. Довольно редкое сочетание, согласитесь. Нечасто мне попадаются настолько монолитные киноленты, не только не оставляющие после себя на душе неприятный осадок, но порождающие все новые и новые ощущения по прошествии времени. Пошли четвертые сутки, а сцены фильма все не покидают мой напряженно переваривающий полученную толику информации разум.
2. Музыка. Музыка маэстро Вангелиса, к слову, полноценно звучит в этой картине всего несколько раз (вечная мелодия «Chariots of fire»). Остальное звучание на фоне лишь дополняет впечатление о картине. Интересно, что в переводе, в котором я смотрел картину, было сказано, что автор музыки — группа «Vangelis». Настоящий ценитель электронной музыки не досмотрел бы картину и до пятнадцатой минуты, переполнившись чувством отвращения после столь агрессивного оскорбления.
3. Сюжет. В картине, на мой взгляд, присутствуют три основные сюжетные линии:
1. Противостояние главных героев (Абрахамс и Лиддл) против того, с чем они хотят или вынуждены бороться.
2. Спортивная линия (Олимпийские игры, любительский спорт, подготовка к соревнованиям, отборочные состязания).
3. Почти незаметная политическая линия (ректор университета, руководители спортивного комитета, наследный принц, противостояние США — Британия).
Постоянно переплетаясь, эти три линии всецело поглощают зрителя, формируя единую картинку на экране. Ааа, стоп, чуть не забыл, соперничество и дружба. Красная нить? Канва? Фон? Решать зрителю.
4. Игра актеров. В фильме напрочь отсутствуют откровенно отрицательные герои. Налет «отрицательности» лишь слегка нанесен на героев политической линии сюжета (см. секцию «Сюжет»). Присущие в большей степени современному кино жестокость, аморальность и алчность в кинокартине «Огненные колесницы» присутствуют лишь на фоне, оттеняют общую мозайку образов. Игра актеров действительно хорошая, присутствует легкий привкус того времени, неплохо передана атмосфера британского студенческого братства, в наличии интересные планы. Неплохая работа оператора. В общем, картина получилась интересная. Данной киноленте сложно петь дифирамбы, но все аспекты в «Огненных колесницах» на должном уровне.
5. Образы.
Лиддл. Миссионер, бывший легендарный игрок в регби, верующий спортсмен, чувствующий единение с Господом в моменты финального спурта забега. За его душу борется святая церковь, пытаясь представить его профессиональные заслуги достижениями самого Всевышнего, который умело управляет спортсменом. За душу спортсмена борется и он сам, постоянно разрываясь между довольно отвлекающими от спорта церковными делами, и тренировками. Весь образ Лиддла описан следующим диалогом:
— Вы видели его с мячом на поле?
— Нет, но я видела его с Библией в руках.
Главная борьба Лиддла — во что бы то ни стало остаться миссионером и честным человеком, быть честным перед Богом. Все остальное — второстепенно.
Абрахамс. Сын пришлого в Британию еврея-коммерсанта, брат выдающегося врача, отличный спортсмен, пытающийся бороться с помощью спорта с негласным притеснением евреев в Британии. Немного самоуверенный, не останавливающийся ни перед какими преградами, порой дерзкий. Интересный образ. Абрахамса характеризует следующая фраза из фильма: «Я хочу бросить им вызов и опрокинуть их всех». Главная борьба Абрахамса — доказать всем и вся, что он британец до мозга костей: характером, привычками, желанием победить, напором.
Все остальные образы картины лишь вспомогательные. Богатенький благородный парень-спортсмен (сцена с бокалами шампанского на барьерах) — образ благородного аристократа, друга и преданного британца. Тренер Абрахамса — олицетворение желания победить. Церковник-руководитель прихода — олицетворение церкви, преследующей во всем свои собственные цели. Девушка Абрахамса — тонкая нить линии любви. Функционеры спортивного комитета и наследный принц — порой не самая чистая политика. Американская сборная по легкой атлетике — плохие, но очень благородные и сильные парни. И у всех без исключения образов совершенно различное понимание спорта.
6. Мое видение картины. На мой взгляд, картина получилась отличная. Все в ней есть: интересный сюжет, задумка, идея, хороший видеоряд, музыка, игра актеров. Как оказалось, кинолента «накрывает» по прошествии определенного количества времени, заставляя задуматься над ее смыслом. Также порадовало отсутствие артхаусного понимания проблематики, сюжет картины понятен, прост, не напрягает зрителя. Основные идеи фильма: дружба, соперничество, гордость, следование собственным принципам, спорт. Однако, отдельное место в картине, на мой взгляд, занимает идея сложности выбора. Именно выбирая в ключевые моменты собственной судьбы, каждый из нас решает свою дальнейшую судьбу. Абрахамс не сделал бы свой финальный забег на Олимпиаде 1924 года, если бы отчаялся после поражения от Лиддла. Лиддл, в свою очередь, предал бы себя и собственные идеалы, если бы пробежал квалификацию в воскресенье. Тренер Абрахамса не стал бы тренером победителя, если бы не взглянул внимательнее на талантливого спортсмена-любителя. Выбор, выбор, выбор… Все мы выбираем, однако, не всем дано выбрать правильно. Герои картины сделали правильный выбор. Всем бы нам так…
10 из 10
15 мая 2013
Без сомнения, самое превосходное, что есть в этом фильме — начальная и финальная сцены, где главные герои бегут по береговой линии под знаменитую тему Вангелиса. То, что между ними, как-то не особенно впечатлило. Вроде бы всё сделано добротно, не придерёшься, но получается как-то неэффектно, скучно, слишком чинно и аристократично. Темы христианства и служения Богу, затрагиваемые в фильме, глубоки, но не актуальны для меня. Возможно, люди религиозные были бы в большем восторге и их оценка была бы выше.
Довольно интересно наблюдать за противостоянием двух ярких личностей, разных идеологий: еврея Абрахамса, стесняющегося, что он еврей и считающего себя британцем, и проповедника Лиделла, убеждённого, что Бог дал ему скорость. Но досадно, что фильм обрезает все второстепенные линии, забыв, что они помогают расцвести главной истории. Так, любовная линия Абрахамса скомкана и тренер в исполнении Иэна Холма показан очень куцо. Концовка неинтересна: все победили, все счастливы, проигравших нет. Это фиаско, если учесть, что весь фильм гадаешь: «кто же из двоих проиграет?»
В общем, этот знаменитый британский фильм, от которого я ожидал очень многого и к которому был предрасположен, разочаровал меня. Странно, что американцы присудили ему «Оскар» за лучший фильм года. Если это лучший фильм года, то спасибо, не хочу больше ничего смотреть из этого года.
6 из 10
5 мая 2013
Спорт — эта такая вещь, который каждый человек воспринимает по-своему. Кто-то считает, что спорт- это пустая трата времени, кто-то — что это залог здоровья, а для последних — это путь, через который человек пытается отстоять свою точку зрения. В истории существовало множество профессиональных спортсменов, которые занимались этим занятием ради душевной гармонии, как это произошло с главными героями спортивной киноленты «Огненные колесницы».
Сюжет
Фильм повествует о соперничестве двух бегунов Харальда Абрахамса и Эрика Лиддла за участие в забеге на Олимпийский играх 1924 года в Париже. Это противостояние за участие постепенно превращается в противостояние двух противоположных идей и мыслей о смысле спорта и бега как таковых.
Игра актеров
В целом актеры неплохо исполнили свои роли, однако ничем примечательным они не запомнились. Единственный актер, чей персонаж оказался более ярким на фоне других героев, был Йан Холм, который сыграл профессионального тренера и эдакого мудреца, отстаивающего точку зрения, заключавшуюся в том, что спортсмену мало уметь делать что-то. Несмотря на немногословность его персонажа, Холм проявил в нем прежде всего много эмоций, которых редко хватало в фильме.
Режиссура
Заслуга режиссера Хью Хадсона заключается в том, что ему удалось сделать фильм действительно спортивным, поскольку на всем его протяжении вы испытываете внутреннее напряжение от того, что герои могут одержать победу, а могут и потерпеть поражение. Однако минус режиссуры состоит в том, что ему не удалось проявить картину как драму, в которой вы изначально к одним героям испытываете симпатию, а к другим антипатию.
Сценарий
Как уже было сказано ранее, сюжет фильма повествует о борьбе интересов двух главных героев. Харальд Абрахамс является евреем и студентом Оксфордского университета. Для него спорт — это способ достичь своей цели исключительно ради собственной выгоды. Однако, одержав победу на Олимпийских играх, о которой он так долго мечтал, Харальд меняет приоритеты. Эрик Лиддл, шотландский миссионер, имеет иную точку зрения, полагая, что бег и спорт — это способ общения с Богом. Сюжет фильма приводит к тому, что герои постепенно обмениваются тезисами своих мнений.
Итог
Я никогда не был и не являюсь поклонником спортивного кино, находя его достаточно скучным и неинтересным. Однако порой мнение о кино может измениться только после просмотра, как это произошло с «Огненными колесницами». Если вы цените серьезное кино о физической и интеллектуальной борьбе, то это фильм идеально подойдет для просмотра.
8 из 10
20 марта 2013
Отличный фильм про далекую эпоху, когда олимпийские игры еще не были соперничеством политики, больших денег и профессиональных спортсменов.
Колесницы — кино не о противостоянии, а скорее гимн любительскому спорту, наивному, но яркому, с взаимной поддержкой, благородными поступками, в котором важны не только победа, но и благородство, стойкие принципы.
В целом талантливая зарисовка послевоенной жизни, которая сверкнула в двух коротких десятилетиях между мировыми войнами.
10 из 10
10 октября 2011
Очередное качественное, красивое, добротное, высокобюджетное мыло, для любителей поп-корна и пепсиколы. Для сытых, спокойных, ленивых людей, которые любой вид искусства воспринимают на уровне внешней формы и красивой глянцевой обложки, отключая свои мозги и абсолютно не вникающих в суть происходящего, доверяя это делать за них кому-то другому, в данном случае производителям фильма. Такие фильмы хорошо смотреть перед сном, успокаивают нервную систему, расслабляют тело. Во время обеденного ланча, под них пища хорошо усваивается или беременным женщинам для повышения положительных эмоций, или просто с относительной пользой убить свободное время. Глаз радуется, мозг не напрягается, выключить телевизор желания невозникает. Но после просмотра фильма возникает чувство, что меня обманули, как в магазине, пару грамм не довесили, на пару рублей обсчитали. Нежалко, воровство незначительное, но всё же неприятно. Так и впечатления от просмотра этого фильма остаются такими же. Мне что-то не додали, не показали, не рассказали.
Главным объектом творчества любого из вида искусств: скульптура, живопись, музыка, театр, кино и т. д. всегда был и остаётся человек и человеческие взаимоотношения. Человека с самим собой, человека с человеком, обществом людей, природой, миром, Богом, вселенной и т. д. И вот с этой позиции сценарий данного фильма во многом проигрывает. В нём показана история людей, занимающихся общим делом, которое является главным смыслом жизни, но не про их взаимоотношения. Такие понятия как любовь, дружба, зависть, ревность, соперничество в фильме вообще никак сюжетно не раскрыты и очень мало показаны. А это самое интересное, что может быть в художественном кино. Все силы у авторов «Огненных колесниц», к сожалению, ушли на воссоздания достоверной, почти документальной, исторической среды того времени и на душевное самокопание главных героев. Чтож, это ещё не самый худший недостаток для кино. Было бы хуже, если авторы «Огненных колесниц», сделали акцент на пропаганду данного вида спорта, политические разногласия того времени или ещё чему-нибудь отвлечённому, не относящемуся непосредственно к самому человеку, его мыслям, чувствам, и взаимоотношениям с другими людьми.
Фильм хороший, но не более того. Странно, что он собрал большое количество наград и номинаций на кинофестивалях. Неудивительно, что получил Оскор, т. к. снят по критериям успеха 100% американского кино. Да и сам «Оскар» — фестиваль с весьма сомнительной репутацией в плане профессиональной объективности раздоваемых наград, номинаций и премий.
Вообщем, добротная 4 по пятибальной системе.
4 августа 2011
Режиссер Хью Хадсон в 1982 году довольствовался лакомым кусочком, получив в своей первой полнометражной работе под названием «Огненные колесницы» премию «Оскар» за лучший фильм. Данный факт я бы назвал необыкновенным не только потому, что не многим режиссерам подобное удавалось, а еще то, что спустя многие годы Хью Хадсон даже не попытался вернуться на аллею славы. Рассеяв огромные сомнения относительно своей работы, победу его картины в престижной премии я бы назвал как случайность, а не закономерность.
Людям имеющих отношения к спорту подобное кино послужит своеобразным гимном и воодушевлением, да и, скорей всего, кинокритики в большей степени обратили внимание на моральный аспект картины и ее идеологическое назначение. А здесь и на самом деле стоит отметить, что тема картины очень неплохая, вот только реализация ее хромает на обе ноги. Фильм рассказывает о двух легкоатлетах разных жизненных и религиозных взглядов, которые в силу своего упорства в спорте победили на Олимпийских играх в Париже в 1924 году.
Однако постановка картины, ее сюжет при таком мощном статусе победителя «Оскара» вызывают большой дискомфорт, фильм как отдельно взятый в тематическом жанре не самый худший, я не смотрел других номинантов в том году, однако могу с уверенностью сказать, что лента «Огненная колесница» на сегодняшний день самый сомнительный победитель на премии «Оскар».
5 из 10
29 июля 2011
Оценивая фильм «Огненные колесницы», нужно обязательно, обратить внимание на год выпуска. Фильм вышел в 1981 году, примерно, через год после бойкота многими странами московской олимпиады. То было время, когда на Олимпийских играх состязания простых людей, с целью выявления лучших из лучших, порой отходили на второй план; а на первый план выходила политика, считалось, что страна, выигравшая больше всех золота, самая передовая во всем. Поэтому, очень часто, страна, выигравшая меньше золота, чем конкуренты, говорит, что, раньше, спортсмены сражались за идею, за собственную гордость. И, что политики в спорте, раньше не было.
Действие фильма начинается накануне олимпийских игр 1924 года в Париже. На экране мы видим озорные лица молодых спортсменов, которые бегут по пляжу, по колено в воде. Потом, видно, что это молодые спортсмены — это, в основном, студенты Кембриджа; то есть люди знатные и богатые. Например, ещё мы видим, как талантливый спринтер-любитель Гарольд Абрахамс, проиграв, однажды, Эрику Лидделлу, решил воспользоваться услугами профессионального тренера. Потрясли методы тренировки спринтера барьериста, лорда Эндрю Линдсей, на лужайке особняка, в котором он проживал; когда на каждый барьер был поставлен бокал, наполненный до краев дорогим шампанским, и ни одна капля не должна была вылиться из бокала. А когда, «летающий шотландец» Эрик Лидделл, сказал, что не побежит в воскресение, то сам Принц Уэльский, будущий король Великобритании, Эдуард VIII упрашивал его передумать.
Основная мысль фильма, в том, что политика в спорте, престиж страны, победа любой ценой и многое другое, все то, за что мы критикуем современный спорт высших достижений, было уже в 24-м году, на восьмых летних олимпийских играх. И судя по всему, на сегодняшний день, ни на шаг, мы так и не смогли приблизиться к устранению этих недостатков.
7 из 10
18 июля 2011
Со дня Олимпийских Игр 1924 года по сей день — мир изменился больше чем за полтора тысячелетия между последними Играми древности и воскрешением Игр Пьером де Кубертеном в 1896 году. Мир спорта претерпел ещё большие изменения. Теперь спорт — это индустрия, один из крупнейших бизнесов и «религия» для миллионов человек по всему миру. «Огненные колесницы» рассказывают о временах, когда в мире спорта правили только воля и характер, не было никакого телевидения и допинга; не было рекламных контрактов, и спортсмены были почти в равных условиях при подготовке к соревнованиям, в том числе в финансовом плане.
Тем не менее «Огненные колесницы» — невероятно скучное кино, наполненное пафосными речами героев, высокомерными диалогами британских аристократов и «тормозящей» медленной съемкой всех забегов, что тоже склоняет считать данные сцены пафосными. Драма в фильме (руками режиссера) подразумевает под собой конфликт одного вероисповедования с другим, совсем нет необходимого спортивной драме состязательного духа. Один главный герой на дорожке скорее не соперник другому, а партнер, т. к. это Олимпиада, и здесь на первом месте честь державы, а они оба представляют Великобританию.
Именно глядя на успехи Гарольда Абрахамса, его страна Великобритания будет уважать его; соотечественники не будут шептаться за его спиной, мол, вон идёт еврей — сын жида, точнее финансиста. Даже режиссёр старается показать Абрахамса на втором плане, будто в нём мало святого, у человека только одна цель — выиграть, ради этого он даже готов пойти против руководства Кембриджского Университета и нанять тренера, которого они не примут. Только победа позволит Абрахамсу слышать о себе, отвернувшись не про свою национальность, а про свой олимпийский титул.
Его «оппонент» Эрик Лиддел образец положительного героя для пуританского фильма. Истинно верующий, без пяти минут миссионер собирающийся ехать в Китай учить тамошнюю деревенщину истиной вере. Такой герой должен получать олимпийское золото, даже если по беговой дорожке прибежит последним. Только это затруднительно, ведь у героя талант от Бога, и он перед службой Богу, решил заработать титул на парижской Олимпиаде, переступив через священное воскресенье, видимо с целью поразить медалью китайскую деревенщину перед ознакомлением последних с Библией.
Разумеется, конфликт оказывает раздутым, и Абрахамс, и Лиддел оба будут радоваться своим успехам и успехам коллеги. Спорт куда более дельное средство к объединению людей, чем религия. Спортсмены с разным вероисповедованием и цветом кожи как-то лучше уживаются друг с другом, чем скажем политики, а это, несмотря на то, что победитель в каждой дисциплине всегда один (ну кроме Олимпиады в Солт-Лейк-Сити), и поэтому людям бегущим разные дистанции ничего не мешает жить дружно. Ни вера, ни социальное положение, ни цвет кожи.
Хотя в фильме нет ни одного чернокожего, ну не пускали на Олимпийские Игры первой четверти ХХ века цветных. Теперь на беговых дорожках правят те, кому природой выдан талант, и нет на них конфликтов на религиозной почве. Только чисто спортивные (иногда политические), что делает «Огненные колесницы» немножко неактуальным фильмом, морально устаревшим. Правда, музыка у фильма действительно неплохая.
6 февраля 2010
Есть фильмы, которые любят смотреть разведчики («Семнадцать мгновений весны»), есть фильмы для космонавтов («Белое солнце пустыни»), есть эталоны для любителей мафиозной тематики («Крестный отец»). А есть фильм, в котором наиболее правдиво передан дух спорта. Речь, конечно, об «Огненных колесницах».
Итак, перед нами предстают два спортсмена: шотландец Эрик Лиддл и еврей-англичанин Гарольд Абрахамс. Первый пропитан духом божественности, он истинно-верующий католик (причем настолько, что готов пропустить важнейший забег в своей жизни, если это не угодно Господу), несущий веру по всем странам и континентам, в т. ч. и в Китай (где и закончит свою жизнь). Видимо, именно за такую преданность вере Господь наградил его редким даром: быстрыми ногами. Причем когда Эрик бежит, создается впечатление что сам Господь несет его по земле в этот момент (во многом благодаря великолепной игре Иэна Чарлсона).
Второй, Гарольд, есть полная противоположность Эрику: он целеустремлен и амбициозен, прагматичен и напорист. Видимо, на счет Гарольда Бог наоборот решил испытать его по полной программе: у него национальность, которую презирают многие из его окружения, как и пренебрежительно относятся к его отцу (еврею-финансисту). Фактически, для Гарольда бег — это единственный способ доказать всем, что не национальность красит человека, а человек украшают свою нацию.
И вот эти две противоположности встречаются на дорожке стадиона, чтобы выяснить самый главный вопрос в спорте, на который до сих пор нет однозначного ответа: что же сильнее — талант дарованный или талант приобретенный? Честно говоря, картина так и не дает прямого ответа на этот вопрос. Собственно, спортсмены и соревнуются друг с другом всего раз, на малозначащих соревнованиях в духе «сборная Чукотки» против «сборной Москвы» (если интерпретировать на английскую землю). В тех соревнованиях побеждает Эрик, но это лишь подстегивает Гарольда еще больше тренироваться и даже обзавестись личным тренером.
И все-таки ответ есть и он в том, что и тот и другой путь может привести Вас на вершину славы. Конечно, Вы можете быть абсолютным бездельником и лентяем, но если у Вас есть талант — его, как говорится, не пропьешь. В тоже время, можно долго и упорно заниматься и без божественного дара и тоже достичь великолепных результатов. Собственно, это и происходит — оба спортсмена выигрывают своё олимпийское золото, один поддерживаемым богом небесным, другой — богом земным. И в этом, на мой взгляд, главный посыл фильма — шанс есть у каждого: и у одаренного, и у обычного человека.
Оба актера сыграли великолепно: Эрику (Йэн Чарлсон) веришь на все 100%, его выражение лица в финальной части каждого забега создает впечатления некой просветленности, божественного счастья, если хотите. Я сам не могу отнести себя к сильно верующим, но здесь хочешь-не хочешь, а поверишь. Гарольду (Бен Кросс) тоже веришь, хотя такого человека сыграть проще, как мне кажется. На «Оскар» был также номинирован Йэн Холм, сыгравший тренера Гарольда, тоже парию-иностранца в чопорной Англии. Честно говоря, Йэн Чарлсон впечатлил меня больше (хотя Холм тоже весьма и весьма хорош).
И, наконец, о музыке. Эвангелос Одиссей (известный нам как Вангелис) — это, конечно, не только гений, это целая эпоха в музыке для кино. И свою полноценную «кинокарьеру» Вангелис начала именно с этого фильма, сразу же получив «Оскар» и Грэмми за звук. Заглавную тему Вы слышали наверняка, хотя многие до просмотра не догадывались, откуда она. Но есть еще очень много мимолетных звуков и моментов, которые создают ту атмосферу напряженности и значимости, которой проникнут весь фильм. Затем уже были не менее гениальные саундтреки к «Баунти», «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание Рая», но дорогу в кино дал Вангелису именно этот фильм.
В бочке меда есть и ложка дегтя: есть моменты в фильме, которые режиссер просто не удосужился раскрыть или объяснить (например, так и остается непонятным, почему тренер Гарольда был персоной нон-грата на олимпийском стадионе; как-то вяло раскрыта чувственная сторона Гарольда, тема его любви к Сибил). Но сильно картину это не портит, поскольку она о другом — она о величии духа человека. Если в Вас есть этот дух — Вы можете свернуть горы, если его нет — горы так и будут дальше мешать увидеть Вам горизонт.
Ставлю смелые 9 из 10 и очень рекомендую к просмотру всем тем, кто увлечен спортом.
9 декабря 2009