Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Непокорность |
английское название: |
La disubbidienza |
год: | 1981 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Альдо Ладо |
сценаристы: | Барбара Альберти, Амедео Пагани, Альдо Ладо |
продюсеры: | Джорджо Бараттоло, Валерио Де Паолис |
видеооператоры: | Данте Спинотти, Паоло Тассара |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Марио Гарбулья, Адриана Спадаро |
монтаж: | Альберто Галлитти |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Опять Стефания Сандрелли. Опять Моравиа. Опять тема нон-конформизма на фоне итальянского фашизма. Опять вопрос секса и либидо. Опять за кадром остаются вопросы сублимации. Только на этот раз за режиссерским креслом не Бертолуччи, а Альдо Ладо. И это обстоятельство многое определяет.
Бертолуччи — гений. Его «Конформист» был прорывом в кино, на котором маэстро не остановился, а весело и задорно пошел дальше развивая уже качественно новые форматы. А вот о Ладо подобного не скажешь. Практически все его фильмы сделаны в одной стилистической тональности, хоть и в разных жанрах. Иногда все срабатывало, иногда — нет. Но, диапазон у этого демиурга невелик.
«Непокорность» — это ретроспекция в подростковые воспоминания. Взрослеющий мальчик оказывается между двух безумных направлений — буржуазной манерности родителей и обыкновенного фашизма. Внешний мир не может предложить ему близких моделей для развития и он находит себе близкого друга в лице зрелой и во всех отношениях опытной женщины с репутацией, нуждающейся в дополнительной проработке. Тут будут и грезы, и ревность (ибо вопросы соблюдения верности в таких отношениях не входят в комплект), и первые опыты.
К плюсам фильма нужно отнести экранную привлекательность Сандрелли, которая действительно похожа на женщину в которую может влюбиться впечатлительный подросток. Дополнительное преимущество — ставка Альдо Ладо на создание особой возвышенной атмосферы с элементами бессвязных и не всегда последовательных вставок — человеческая память именно так и устроена, события наслаиваются, забываются и переплетаются.
Впрочем, именно возвышенность в моментах интимной близости и смазывает впечатление от просмотра. В сущности, наличие спорных эротических сцен между героем и дамой были совсем не обязательны. Можно было обойтись намеком или двусмысленностью. Вот, Жан Ренуар не показал бы ничего вовсе, но было бы понятно все и «во всех подробностях». А Ладо пошел по самому простому пути — пафосная музыка и подробная фиксация физического контакта. Даже отыгравшая вполне достойно Сандрелли полностью провалила этот отрезок. Слишком уж невнятно и комично смотрелась сцена.
Кстати, Феллини в «Амаркорде» тоже затрагивал ведь смежные вопросы и был весьма откровенен. Но все значимые моменты он не смазывал и не заставлял актеров переигрывать. В отличие от него Ладо обнаружил когнитивный диссонанс, так и не выявив, что важнее воспоминания или физический опыт, просто по «поверхности» обведя контуры сюжета, придуманного Моравиа.
Посему, я не рекомендовал бы этот фильм к просмотру. Отсутствие глубины при притязаниях на многозначительность вполне позволяют обвинить его в пошлости, а неторопливое развитие событий гарантирует скучность в просмотре. Лучше приведу похожие, но в разы более мастерски сделанные работы: «Амаркорд» Феллини, «Малену» Торнаторе, «Папа в командировке» Кустурицы.
4 из 10
22 июля 2015
Небезызвестный итальянский режиссёр Альдо Ладо, в фильмографии которого найдётся немало весьма значимых работ, в том числе и джалло, и не менее известный итальянский писатель Альберто Моравиа, чьи произведения неоднократно и успешно экранизировались, подарили миру удивительную историю «La disubbidienza» — историю о любви и ненависти в одном флаконе. Созданная в условиях довольно непростого для апеннинского кино периода, лента не вызвала особого сочувствия ни на родине, ни за её пределами. Тогда как желающих подвергнуть её обструкции было в разы больше. Тем более, что повод для этого у киношных акул пера был более чем подходящий — ряд сцен фильма изобилуют совсем не детской откровенностью, в которых самое непосредственное участие принимает четырнадцатилетний подросток в стадии пубертатного периода. Согласитесь, повод более чем достаточный, чтобы приказать такому кино долго жить. И, слава богу, что подобный тривиальный подход всё же не отразился сколь-нибудь серьёзно на судьбе этой картины. Во многом, наверно, здесь сыграло роль и «удобное» время её выхода, а также довольно неплохой актёрский состав и, в конечном итоге, статус автора первоисточника.
Герой фильма по имени Лука демонстрируется зрителям с позиции маленького человека в большом мире, выросшего в период развития фашизма в Италии, в государстве, уже изрядно пропитанном зловещим корпоративным духом и автократией, новыми идеями и мировоззрением. Он не по годам смел и решителен. Осознав истинное положение вещей вокруг, он вступает в борьбу с новой системой, добровольно пополняет ряды партизан и позже получает награду в числе других юных участников Движения Сопротивления в Италии. Однако, и новый, нарождающийся строй не прельщает его. Он чувствует грядущие перемены в обществе, и это пугает его. Он не хочет видеть свою страну в качестве марионетки в руках держав-победителей. И даже его отец представляется ему чуть ли не врагом, готовым продаться с потрохами кому угодно ради собственной выгоды. Подобно главному герою фильма «Жестяной барабан», Лука-Оскар делает всё от него зависящее, чтобы изменить мир, не поддаться ему. И неизвестно, что бы у него получилось в итоге и как далеко он смог бы зайти, если бы в его жизнь не вмешалась… да, именно любовь, которая оказалась куда суровей, чем прежние испытания. Волей-неволей, подросток становится объектом желания сразу двух женщин — бывшей служанки в семье Луки, ныне замужней молодой женщины и медсестрой, ухаживающей за ним в период его болезни. С этого момента его жизнь наполняется иным значением, а прежние идеалы непокорности судьбе довольно легко заменяются новыми, неизведанными ощущениями незнакомого ему прежде чувства физической близости.
Несмотря на явные попытки режиссёра смягчить интимные сцены, что ему отчасти удалось, юному Карлу Синни было, конечно, сложно делать то, что от него хотели. Но получилось всё не так уж плохо, а, скорее, даже очень красиво и совсем не пошло. Думаю, не каждому взрослому актёру удалось бы передать все те чувства, которые испытывал подросток рядом с великолепной Стефанией Сандрелли. Её образ в фильме получился необыкновенно трогательным, замечательно переданы терзания героини, поддавшемуся своему опасному искушению. Безусловно, это — одна из лучших её ролей. Марио Адорф — отец Луки — также может записать себе в актив удачно сыгранную роль мистера Манзи — чёрствого и тщеславного эгоиста. Кстати, чуть ранее Адорф сыграл в уже упоминавшемся здесь «Жестяном барабане», и тоже отца (или одного из двух «отцов») главного героя, что представляется весьма интересным фактом.
Вероятно, и старина Морриконе, написавший увлекательную музыку к этому фильму, впоследствии не раз удивлялся тому, в какие «дебри» его занесло в 1981 году. Иные же попросту не заметят или не захотят замечать «La disubbidienza» среди множества других, не менее противоречивых и, зачастую, безнадёжно сошедших с рельсов морально-нравственного пути ноуменов в апеннинском кино, дающих право испытать либо тонкое неповторимое эстетическое наслаждение, либо столь же феерическое безумие от увиденного.
6 февраля 2013