Лимузин цвета белой ночи
7.3
8.5
1981, комедия, драма
СССР, 1 ч 28 мин
6+

В ролях: Ромуальд Анцанс, Лилита Берзиня-Приеде, Улдис Думпис, Болеслав Руж, Эвальд Валтерс
и другие
Восьмидесятилетняя тетушка Мирта, одиноко живущая в деревне, выигрывает по лотерейному билету «Жигули». Все многочисленные родственники, о которых она раньше и не подозревала, разом нагрянули в деревню и стали бесцеремонно размышлать о том, кто должен по праву унаследовать машину... Но Мирта принимает неожиданное для них решение - свой лимузин цвета белой ночи она дарит своему верному поклоннику...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лимузин цвета белой ночи

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Харийс Кукелс
композитор:
художник: Василий Масс
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 апреля 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Лимузин цвета белой ночи», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лимузин цвета белой ночи», 1981

Не делите «шкуру не убитого медведя» раньше времени. А то можно и получить как следует «по кумполу» от жизни.

Неделя просмотра фильмов республик Прибалтики и Рижской киностудии 60-80-х. Фильм 3-й.

Ещё один фильм Рижской киностудии. На сей раз обычный семейный фильм, или как я их называю - бытовой фильм, т. е. история о жизни обычных людей из сельской местности. Только данная сельская местность находится в Прибалтике, небольшой хутор недалеко от Риги.

Фильм трагикомедия, из серии советских фильмов. Очень напоминает «Живите в радости» (с Леонидом Куравлёвым в главной роли), и похожие на него советские фильмы, особенно те, в которых рассказывается про внезапно свалившееся на человека «богатство», и кучу народа, желающего этим богатством завладеть, хотя они и не имеют на него никакого права.

Этот фильм я тоже никогда раньше не видела, узнала о нём только на днях, когда выбирала фильмы по жанрам на просмотр в рамках нашей тематической недели.

Тётушка Мирта живёт на дальнем хуторе. Однажды в местном магазине ей вместе сдачи дали лотерейный билет за 30 копеек. А билет оказался выигрышным. Мирта выиграла не рубль, не два, не пылесос, не велосипед «Кама», а самый настоящий автомобиль с гордым названием «Жигули». Естественно, к старушке тут же начали наведываться родственники, до этого её много лет не навещавшие (в общем всё как и у нас происходит, куча родни сразу обнаружилась и слетелась на лакомый кусочек), так как «Жигули» это не просто слово. Каждый из родственников имеет большое желание стать владельцем новенького автомобиля. Между ними даже развернулась гонка на право отобрать у старушки выигрыш. Но тётушка Мирта, посмотрев на это безобразие, приняла Соломоново решение - отдала автомобиль своему первому возлюбленному - старику Фигалу, который любил её всю жизнь, хоть они и не смогли быть вместе в молодости.

Сюжет в целом предсказуем. Две семьи пытаются бороться за машину, которую им может завещать старая тётушка. Однако не очень хорошие люди, вожделенный «лимузин цвета белой ночи» вряд ли получат. Хотя старик Фигал, кому машину завещают, вроде в ней тоже не нуждается, у него кобылка есть.

Это очень латвийский фильм. А вообще, фильм о вечном, о доброте, о благодарности, о благородстве, о сохранении семейных отношений, чтобы не перегрызлись все друг с другом из-за наследства или предмета/вещи в общем-то им не принадлежащего. А то раскатали губу на чужое добро, как стервятники слетелись на тётушкин выигрыш.

Это фильм, который можно смотреть на разных уровнях. На первый взгляд, это шикарная комедия с узнаваемыми персонажами и темами, которые также являются уникальными для Латвии. Тётя Мирта выигрывает машину в лотерею, и не успеешь сказать «ух ты», как родственники налетают на дом бедной Мирты, как саранча. Вот её племянник, который с женой и сыном сходит с экскурсионного автобуса посреди экскурсии и на мотоцикле добирается до дома Мирты, как только узнаёт о её неожиданном богатстве. Вот её бывшая невестка (бывшая жена её старшего сына) с мужем и дочерью, которые ни с того ни с сего приезжают в гости. Даже её соседи, трудолюбивые и серьёзные фермеры, внезапно становятся более отзывчивыми и внимательными. Мирта не упускает ничего из виду и извлекает из этого максимум пользы.

Бабушка Мирта эксплуатирует жадность своих гостей. Вскоре они уже косят ей траву, строят ей новый погреб и готовят и убирают за неё. Все они умоляют дать им шанс получить машину.

Фильм также можно рассматривать как одну из типичных советских нравоучительных пьес о том, что буржуазные ценности развращают человеческий дух. Однако, что самое важное, это фильм, который взял на вооружение эту очень поверхностную партийную линию и между строк сумел высмеять и спародировать саму советскую систему. Где ещё, кроме как в Советском Союзе, 80-летняя женщина, которая не умеет водить, могла бы получить машину, которая ей не нужна и которую она на самом деле не хочет, в то время как всем остальным приходится копить деньги, а потом ждать годами, чтобы получить её? Даже само название фильма - это саркастическая отсылка к автомобилю, который был советским эквивалентом Ford Pinto и который лучше всего можно описать как грязно-белый (по цвету).

Как и большинство фильмов Яниса Стрейча, этот фильм о персонажах и отношениях. Он наполнен юмором, теплотой и великолепными актёрскими работами, но, пожалуй, его величайшим достижением является способность развлекать, пародируя систему, которая не терпела пародий.

Очень чётко показан контраст между героинями фильма. Жена Эрика, Дагния - красивая, ухоженная, но при этом неприятная женщина, жёсткая и хищная. Ласма рядом с ней, может быть, и выглядит простушкой, но она моложе, свежее, а главное, благодушнее (хотя и пренеприятная девица, малолетка, как она задом перед Эриком крутила, просто кошмар). Эрик, очевидно, устал от своей жены-хищницы, которая без отдыха его пилит и строит, и захотелось чего-то совершенно другого, прямо противоположного. Кстати, Ласма из них из всех - самая бескорыстная. Ей самой от тётушки Мирты ничего не надо, а старушка ей искренне нравится. Что касается Олиты (матери Ласмы), то, если сообразить, сколько ей лет (на дворе 81 год, а перед войной она уже была замужем за старшим сыном тётушки Мирты, получается никак не меньше 60), то выглядит она просто прекрасно. Другое дело, что, как была плебейкой, так и осталась, как и её муженёк, только бы хапнуть побольше да повыгоднее. Насколько же они все лицемерные и корыстные. Неприятные.

Жадность бичует и полосует под хорошую музыку Раймонда Паулса. И финал всё же неожиданный. Хорошая лёгкая комедия с нотками трагичности. Очень непривычная для Рижской киностудии, но оттого не менее замечательная, чем детективы Рижской киностудии славного советского периода. Лучший фильм режиссёра Яниса Стрейча.

Из актёров знаю только одного Ромуалдоса Анцанса (в роли Язепа), видела его в парочке латвийских фильмов. Остальных актёров видела впервые в этом фильме. Актриса сыгравшая тётушку Мирту, очаровательная старушка в белом платочке, очень мне понравилось как она одним своим решением поставила всех жадных родственничков на место.

Есть много зарубежных фильмов, которые я никогда не посмотрю (просто потому, что жизни не хватит все их посмотреть, да о многих просто и не знаю), и есть много людей, которые никогда не увидят этот замечательный фильм. С одной стороны, это очень грустно, но, с другой стороны, я рада, что есть такой фильм, который я могу порекомендовать как очень хороший латвийский фильм. Я надеюсь, что кто-то из зрителей захочет его посмотреть (а уж любителям и поклонникам прибалтийского кино, его обязательно стоит посмотреть). Посыл фильма актуален во все времена, и в наши дни особенно.

10 из 10

2 апреля 2025

Автомобиль, товарищи, не роскошь! Он — средство передвижения…

- Наследники, ёлки-моталки! Ты, бать, когда соберёшься помирать, отпиши всё в Фонд мира. Они сразу перестанут к тебе ходить.

'Белые росы', 1983, реж. И. Добролюбов

Где город? Где деревня? По разные концы. Далеки друг от друга всё равно что Земля и Небо. И уж если вылетел из гнезда птенцом, оставив обитель земли пращуров, с годами всё больше прикипаешь к каменным джунглям. Облагораживаешься 'столицами'. На Родину? В глушь? Проведать стариков? Выбраться на денёк-другой? Обязательно! Обязательно... Как-нибудь непременно надо. Конечно, надо. Вскоре. Вот разгребусь мал-мала и тогда, точно... Непременно. Но, пока никак, пока некогда. Пока, недосуг. Дела, маета, хлопоты. Они заели в конец...

Помнится, Афоня (он же Леонид Куравлёв) в том самом комедийно-драматичном и мелодраматичном, одновременно, конечно же 'блокбастере' советской поры - 'Афоня' Георгия Данелия, всё собирался-собирался к единственной тётушке из года в год, всё откладывал-откладывал вояж, а когда надумал, да приехал - она уж лет как 'надцать' померла... А он и не сном, ни духом про то не ведал. Вот ведь как оно бывает! Э-э-х! Что ж мы за люди такие?

Или всё естественно? Или, может быть, всё верно? Каждому своё? Старикам - узость бытия. Рысакам - бег от ночи до зори? От зори - до ночи! С хлопьями пены, в хлопьях пены на крупе? Вот-вот...

'Лимузин цвета белой ночи'(1981) иронично бичует человеческую... порочность. Отстранённость, жестокосердие препарируются в комедии 1981 года. Легко, просто тут. Сам фильм, несмотря на возраст, всё ещё свеж, всё ещё актуален. Естественны актёры. Постановка - безукоризненна. Злободневны меркантильность, цинизм, если хотите. А высмеивается всё здесь просто - на раз-два, по щелчку пальцев.

Бабушка, ей под восемьдесят, выиграла по лотерейному билету за тридцать копеек ценой (в Советском Союзе так и было) новенький автомобиль Жигули. Одна одинёшенька жила-доживала свой век в глуши, позабытая всеми. Никому и дел-то не было до человека. И вдруг, что такое? Племянник с женой пожаловали, а с ними оболтус-подросток, их сын, отпрыск... Чем помочь? Что делать нужно? Только покажите. На все руки, мастера... Ах, если бы только они одни. Вскоре и 'все прочие', 'все другие' понаехали...

Великий Комбинатор у И. Ильфа и Е. Петрова, Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей( Задунайский) как известно 'говаривал' - Автомобиль, товарищи, не роскошь! Средство передвижения... Однако в стране Советов, увы, слово с делом расходились. Они вообще, были далеки одно от другого... Дело и Слово. Вот и в этом кино - транспорт смутил сердца, обострил до предела 'любовные' родственные чувства. Старушку вновь БОГОТВОРЯТ! Кому завещает колёсного коня?

Любо-дорого смотреть картину и открывать для себя неизвестную кинематографическую страницу сорокалетнего фолианта. Но, лучше поздно чем никогда.

7 из 10

18 июля 2022

Наследство

Говорить о трагичном языком комедии совсем непросто. К счасатью, Янис Стрейч справился с этой задачей как нельзя лучше, превратив написанную Маре Свире историю в замечательную киноповесть о человеческих пороках. Само слово «корысть» уже звучит неблагозвучно, а применительно к человеку превращается в якорь, способный утащить «носителя» в самые глубины нелицеприятных поступков. А ведь тётушка Марта хотела всего лишь чуточку внимания и заботы от «последних» родственников. Только вот ведь какая незадача — «просто так» пожилая женщина не нужна никому, кроме её соседей — дружной многодетной семьи. Уповая на родственные чувства, старушка пишет письма с упоминанием «лимузина», и словно по волшебству её дом наполняется персонажами, место которых — в кунсткамере в разделе «В чём моя выгода?»

Сегодня все мы — в той или иной степени — заражены вирусом меркантильности: расчётливость, стремление к личной выгоде зачастую доминируют, окрашивая наши поступки неблаговидностью. Наблюдая за персонажами картины, невольно гадаешь: до какой степени они готовы хитрить, юлить, подхалимничать — лишь бы получить желаемое. Режиссёр не занимается морализаторством. Он не делит персонажей на плохих и хороших, он лишь показывает их в «естественной среде». Ведь корысть — она не падает градинами из грозовой тучи, человек сам её культивирует. Поэтому отношения «ты — мне, я — тебе» касаются не только старушки Мирты, но и совсем юного поколения — Угиса и Ласмы.

Несомненный плюс картины ещё и в том, что режиссёр решил несколько «углубить» тему своеобразным «любовным треугольником». Пусть он так до конца и не сформировался, зато добавил «выпуклости» персонажам. Зритель, прочитав жанр «трагикомедия», может удивиться — где тут драма? Она есть. Потому что одиночество пожилого человека — уже драма. А одиночество человека, отдавшего всё и не получившего ничего взамен, — драма вдвойне. Финал снят замечательно. Он подводит жирную черту под этой странной историей. Но черта эта не обрывается титрами. Она продолжается фотографиями, на которых запечатлены те, кого уже давно нет. Она продолжается выразительностью глаз Эрика. Она продолжается песнями, которые так любила тётушка Мирта…

«Темнеет небо беспредельное над нашим домом в час заката. Спой, мама, песню колыбельную, что пела в детстве мне когда-то. Её напев согреет в холод, сверкнёт как огонёк в окне. Не смолкнет он, когда твой голос, уже не будет слышен мне…»

23 января 2018

Комедия Лимузин цвета белой ночи появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Янис Стрейч. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ромуальд Анцанс, Лилита Берзиня-Приеде, Улдис Думпис, Болеслав Руж, Эвальд Валтерс, Диана Занде, Лига Лиепиня, Олга Дреге, Гундарс Аболиньш, Байба Индриксоне.

Страна производства - СССР. Лимузин цвета белой ночи — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.