Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Галлиполи |
английское название: |
Gallipoli |
год: | 1981 |
страна: |
Австралия
|
слоган: | «Peter Weir's film of...Gallipoli» |
режиссер: | Питер Уир |
сценаристы: | Питер Уир, Эрнест Рэймонд, Дэвид Уильямсон |
продюсеры: | Бен Гэннон, Роберт Стигвуд, Руперт Мердок, Патриция Ловелл, Мартин Купер, Френсис О’Брайэн |
видеооператор: | Рассел Бойд |
художник: | Херберт Пинтер |
монтаж: | Уилльям М. Андерсон |
жанры: | драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2600000 |
Сборы в США: | $5 732 587 |
Мировые сборы: | $5 732 587 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 августа 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Галлиполи (1981)
После просмотра этого фильма несколько дней нахожусь под впечатлением.
О чем фильм? Что для нас сражение частей из Австралии и Новой Зеландии с турками на побережье Мраморного моря в 1915 году? В принципе каких-то личных эмоций сочувствия героям фильма эта история у жителей, например, Москвы 2023 года вызывать не должна. Это было очень давно и не с нами (если не вспоминать, что тогда Британская империя была нашим союзником, а высадка частей ANZAC на полуострове Галлиполи имела одной из целей помочь России на турецком театре военных действий Первой мировой войны). Но это даже и лучше, потому что можно и нужно смотреть фильм как художественное исследование «просто войны», войны как принципа – вне привязки к конкретным временам, народностям и локациям. Отсутствуют обычные клише военных фильмов: нет какой-то фиги в кармане и обвинений в происходящем каких-то сторонних сил, типа «мясом завалили» (хотя пара шпилек в адрес главных по британской короне – англичан – присутствует), нет страданий гражданского населения (кроме, пожалуй, трагикомического эпизода в египетской сувенирной лавке), никто не сходит с ума, враг (турки) показан обезличенно, но не злобными мерзавцами, а просто солдатами, да и сами двое главных героя фильма – австралийские парни-спортсмены – в общем-то обычные молодые... люди, почти дети (и от всего этого фильм только становится лучше). Ужас войны как организованного убийства людьми друг друга показан не через «кровь-кишки-натурализм» (здесь этого почти нет), а через тягостное ощущение, которое создается у зрителя и постепенно развивается с самого начала фильма (так что поначалу кино выглядит затянутым, а собственно война появляется уже под самый конец – но это необходимо для финального раскрытия характеров, сопереживания героям), и постепенно приводит главных героев к выбору – они должны решить, пожертвовать собой или дать погибнуть товарищу, выполнить ли команду, которые явно бессмысленна, или не выполнить и остаться жить... и в самом конце становится понятно, что выбора уже нет – он ими был сделан еще задолго до того как они попали сюда... И – финал, ожидаемый, но все равно резкий и страшный...
Кино оставляет чувство какой-то безвыходности и безысходности: по послевкусию напоминает «Апокалипсис сегодня» или «На последнем берегу» с Арманом Ассанте. Но если в «Апокалипсисе» главный герой, приближаясь к своей цели – ликвидировать сумасшедшего полковника Курца, сам постепенно охватывается окружающим его безумием, то в «Галлиполи» все главные герои сохраняют разум, мужество и верность долгу до самого конца, и как раз это и показано как коллизия – между положительностью персонажей и обстоятельствами, в которые они сами себя затянули. Кажется, есть и некоторые прямые отсылки к «Апокалипсису» – например сцена купания в море под обстрелом («Галлиполи» вышел на два года позже). А в «На последнем берегу» – очень похожее чувство обреченности, надежды и предчувствия чего-то ужасного... которое все равно происходит.
Некоторые исторические детали вызывают интерес – например жизнь австралийской глубинки с соревнованиями по бегу и деревенскими праздниками, или эпизод с рассинхронизацией часов у двух командующих: контекст тоже важен и он присутствует.
Долг, честь, жертва собой ради друзей, смелость, трусость и вненациональный военный бардак, патриотизм и антивоенные убеждения – кино сталкивает все эти понятия между собой, показывает противоречия и тем самым ставит вопросы, на которые каждый должен сам найти ответ.
Лучший антивоенный фильм всех времен и народов
6 декабря 2023
Западная Австралия, 1915-й год. 18-летний погонщик лошадей Арчи Гамильтон, самый быстрый в округе бегун на сто ярдов, преодолевающий эту дистанцию быстрее 10 секунд, готовится к очередному важному старту. В этих соревнованиях собирается принять участие и Фрэнк Данн, молодой рабочий с железной дороги, для которого победа может стать реальным шансом вырваться из своего захолустья.
Тоска по большому миру вынуждает молодых парней пробовать любые способы, лишь бы покинуть дыру под названием «пятый континент». И тут кстати подворачивается шанс принять участие в военной кампании в Европе на стороне великой Британской империи. Многие юнцы смекают, что грех не воспользоваться такой возможностью, тем более что местные девчонки от военной формы просто дуреют.
Вербовка в лёгкую кавалерию происходит прямо во время соревнований по бегу. Несмотря на победу и прекрасные перспективы спортивной карьеры, Арчи приписывает себе три недостающих по возрасту года, чтобы не оказаться за бортом «корабля удачи». Так для него и многих других австралийских парней начинается самое главное приключение в их непродолжительной жизни. После кратковременных сборов в Египте их бросают в самое пекло Первой мировой войны — на полуостров Галлиполи, где британцы ведут ожесточенные бои с турками.
Антивоенный пафос фильма без каких-либо кривотолков даёт понять, что именно далёкая Австралия стала для Англии главным поставщиком «пушечного мяса». В сражении на Галлиполи 7 августа 1915 года это расхожее выражение обрело буквальный смысл. Подразделению, в котором служили Арчи и Фрэнк, по тупому распоряжению амбициозных командиров, приказано было идти в штыковую атаку на пулемёты турок.
Несмотря на то, что очередная волна уже через считанные секунды захлебывалась в собственной крови, командование, выслуживающееся перед старшим британским собратом, вновь и вновь посылало подчиненных в атаку, в то время как сами англичане не спешили вступать в сражение. Мощный эмоциональный заряд, достигающий своей кульминации, оборачивается катарсисом большого искусства. Это даёт основания считать фильм Уира одним из самых сильных антивоенных произведений всех времён.
13 мая 2014
Историческая лента «Галлиполи» фактически, если не считать «Год опасной жизни», завершает австралийский период в творчестве Питера Уира и делает его прижизненной легендой в родной стране диких кенгуру и бескрайних пустошей. И это неслучайно, ведь картина получилась по-настоящему пропитанной непостижимым австралийским духом. Он чувствуется буквально в каждом кадре, в том числе в сценах, отснятых в Египте. Виды знойных пустынь и безоблачного голубого неба, вечно жужжащие насекомые и военная форма цвета хаки практически на два часа переносят нас в настолько же чуждый, насколько притягательный зелёный материк бывших каторжников. Это, пожалуй, первая работа Уира, в которой пусть и не на первом плане, но присутствуют мотивы национального самосознания, создающие простор для причинно-следственных поступков героев.
Действие фильма происходит в 1915 году в самом разгаре Первой мировой войны. Двое друзей-противоположностей записываются на фронт и в составе австралийской армии отправляются в Турцию для участия в Галлиполийском сражении. Впрочем, не имеет смысла ждать многого от сюжета, так как весь интерес киноленты заключается в его реализации. Типичная для режиссера личностная линия без особого труда одерживает верх над военной. Из двух товарищей — Франка Данна и Арчи Гамильтона, образов отнюдь не идеалистических, наиболее любопытен Франк, с блеском воплощенный на экране восходящей звездой и признанным красавцем Мелом Гибсоном. В непривычной обстановке, ситуациях на грани катарсиса оба австралийца раскрываются как люди и как друзья. Например, Данн дважды переживает кризис самосознания: первый раз, когда решается пойти на войну, несмотря на то, что это противоречит его внутренней позиции, а второй раз, когда, поборов свою трусость, бежит по так называемой «дороге смерти», ежесекундно обстреливаемой турками.
Поддерживая зрительское внимание, Питер Уир умело играет на контрастах, и эта игра не заканчивается на противопоставлении наивного и искреннего, романтически настроенного Арчи расчетливому и изворотливому Франку. Так, к примеру, после сцены яркого и радостного бала наступает лунная ночь, полная тревог и ожидания скорой смерти, а во время сражений играет классическая музыка Штрауса и Паганини, красота которой так остро ощущается на фоне кровопролитных перестрелок, но при этом не кажется абсурдной.
Примечательно, что «Галлиполи» можно разделить на две смысловые части: мирное время в Австралии и Египте, которому отведена большая часть экранного времени, и военная кампания в Турции. Если в первой части картины используется преимущественно «невидимая» режиссерская манера, то во второй части мы явственно понимаем, что точка зрения автора по поводу войны во многом совпадает с Львом Николаевичем Толстым, считавшим войну противоестественным, неправильным явлением, которое бессмысленно губит людей ради субъективных политических целей. Более того, момент, когда голые солдаты, «пушечное мясо» под звуки взрывающихся снарядов купаются в реке, смутно напоминает похожую сцену в романе-эпопее «Война и мир», вызывающую, несмотря на свою простоту всплеск эмоций, не ограничивающийся ужасом и отвращением. Но это всё ещё ничего по сравнению с мощнейшим финалом, не сентиментальным, но разрывающим сердце и терзающим душу. На наших глазах бойцы идут на верную смерть, в атаку под вражеские пулемёты, зная, что никогда уже больше не увидят этого прекрасного неба над головой, обнимают друг друга, оставляют записки любимым. Так жестоко и незаметно рушится тонкая нить, лежащая между войной и массовым убийством. Завершающая сцена, страшная своей реалистичностью и неожиданной оборванностью, делает фильм не одним из многих на военную тему, а уникальным, пронизывающим произведением. И совершенно не стыдно пустить скупую слезу во время титров.
25 июля 2012
Питер Уир спокойно и неторопливо рассказывает историю о дружбе двух молодых ребят из Австралии, которые записываются в кавалерийский корпус и оказываются на сражении в Галлиполи. Большая часть фильма рассказывает отнюдь не о военных сражениях, а о мирной жизни парней.
Режиссер не делает выводов и не стремится читать морали. Он просто устами одного из героев уточняет обстоятельства сражения. Случайный пожилой прохожий спрашивает у ребят о том, как началась война. Ребята точно не могут ответить, но уверены что «во всем виноваты немцы».
Затем старик уточняет где воюют австралийцы и очень удивляется тому, что сражение проходит в Турции. Но ему объясняют, что поскольку Турция союзник Германии, то австралийцы должны сражаться с ними. Финальная часть их диалога идеальна:
- Если мы их не остановим они могут придти сюда (говорят будущие солдаты).
- Ну и пусть приходят (смотря на просторы австралийской пустыни, отвечает им пожилой мужчина).
В такой нехитрой беседе, а также показом о трагическом сражении в Галлиполи (ребята примут в нем участие) режиссер заставляет задуматься об абсурдности войны.
В целом очень безукоризненно снятый фильм, рассказывающий о редко упоминаемом сражении. Мел Гибсон в то время еще не был обременен многомиллионными контрактами и смотрелся просто замечательно. Его пробежки в финале фильма под музыку Жана Мишеля Жарре получились очень стильными и органичными.
Уир добился еще одного качественного успеха. В фильмах о войне обычно фиксируются именно батальные сцены. Между тем, Уир сконцентрировался именно на психологических аспектах (солдат ведь не видит всего сражения). Молящиеся перед атакой солдаты изображены им очень реалистично.
7 из 10
4 июня 2012
В жестоком двадцатом веке довелось повоевать и таким дальним и благополучным странам как Австралия и Новая Зеландия. Про это и идет речь в этом замечательном фильме. События вполне исторические (даже сильно) — высадка десанта Антанты в проливе Дарданеллы с последующим захватом Стамбула (который так и не удался) во время Первой мировой войны. Как видите, амбиции у Европейских империй были огромные, а расплачивались их союзники (доминионы).
Картина логично делится на две части: мирная жизнь в австралийской глубинке и кровавая бойня на полях сражения Ближнего Востока. «Война и мир». Почти как у Толстого. Уверен, эту картину смотрел Терренс Маллик, поставивший позже военную драму «Тонкая красная линия». Так и здесь. Практически пасторальную жизнь фермеров запада Австралии со своим бытом, укладом, стремлениями и мечтами нарушают воинственные пустыни и горы Османской империи. «Галлиполи» в переводе с древнегреческого «Прекрасное место» становится кладбищем для тысяч наивных и добродушных юношей.
Еще не вкусившие жизни главные герои, которые с легкостью бы стали олимпийскими чемпионами, отзываются на патриотические призывы, идут добровольцами и становится с легкой руки напыщенных аристократов-генералов пушечным мясом. Как Вы поняли, это антивоенный фильм, один из лучших в своем жанре. И в этом заслуга многих людей.
Во-первых режиссера-постановщика. Питер Уир для меня, в принципе, неизвестный режиссер. Но его кинокартины, которые я видел, оставили только самые лучшие впечатления. Как и в случае с «Галлиполи». Хороший сценарий с отличной постановкой.
Во-вторых, актеры. Дуэт молодого и еще малоизвестного Мэла Гибсона и еще одного талантливого австралийского актера Марка Ли поражает своей простотой, душевностью и и искренностью.
Также отмечу и оператора, и художника, и выбор локаций для съемок. И что мне очень понравилось — саундтрек. Композитор этой картины небезызвестный Брайан Мэй с группы Queen. Кроме его работ на протяжении ленты Вы услышите как классику (Альбинони, Паганини, Штраусс и другие) так и альбом «Oxygene» Жана-Мишеля Жарра. Что же, смело, но оригинально и интересно.
Отличное, правдивое и жизненное кино. Одна из лучших военных драм мирового кинематографа.
22 апреля 2012
Это кино прекрасно показывает, что в войне нет никакой романтики. Война — это одно из самых страшных вещей, которое вообще может произойти на земле. И в этом фильме нам покажут пример двух молодых ребят, которые хотели воевать, воспринимали этот ужас как приключение, пока на себе не почувствовали весь этот страх. Энтузиазм сменяется бесконечным страхом и ты уже готов отдать все, чтобы оказаться где-нибудь далеко отсюда, не видеть эту боль, смерть.
Я не большой знаток истории и, честно признаться, услышал про эту кровавую битву при Галлиполи только благодаря этой картине. Конечно, вряд ли конкретно история этих молодых ребят основана на реальных событиях, но тем не менее она врезается в память.
Отдельно стоит отметить концовку этого фильма. Мне было и ужасно, от того что произошло, и в то же время приятно, от того, что конце этого фильма меня удивил, и то, что я ожидал вдруг перевернулось и оказалось совсем другим. Это очень хорошо.
Фильм печальный и, наверное, кому-то даже покажется тяжелым. Но, все равно, это то кино, которое безусловно достойно внимания, и, скорее всего, вдруг случайно увидев эту картину по ТВ, я остановлюсь и стану смотреть этот фильм.
Актеры сыграли хорошо. Что-то особенного я не увидел, но и сказать, что со своей задачей они не справились я не могу. Гибсон тоже ни чем не удивил.
7 из 10
31 декабря 2010
Для начала немного истории. Австралия вступила в Первую мировую войну 4 августа 1914 года, объявив войну Германии. Австралийская армия принимала участие в боях на стороне Великобритании.
Фильм рассказывает о молодых людях, которые решили записаться в австралийскую армию и отправились воевать.
Сначала фильм показывает непримечательную жизнь в австралийской глубинке, где молодые люди ищут свое место в этом мире. Приняв решение записаться в австралийские войска, они пытаются убежать от повседневности, подталкиваемые романтическими настроениями, защищать свою страну. И уже к финалу происходит крах надежд и чаяний, которые утонут империалистических интересах, а ребята станут все го лишь пушечным мясом в военной мясорубке. Уир тонко смог показать быт, настроения, царившие в то время и при этом показать простые человеческие отношения.
Поначалу фильм не предвещал ничего интересного и напоминал сборную солянку из фильмов, вышедших как до, так и после, стандартный суповой набор для подобного рода фильмов. Я так и думал, что весь фильм будет такой, но финал перевернул все с ног на голову. Именно финал является эмоциональным аккордом, который поднимает фильм и его восприятие на совершенно другой уровень.
Игра молодых актеров, в числе которых Мэл Гибсон вроде особенно и не примечательно, но в руках умелого постановщика они показывают нужный результат, без эмоциональных перегибов и рефлексии.
24 сентября 2010
Что мы знаем о событиях на Галлиполи? Максимум, что там в 1915 году происходили какие-то боевые действия, операция была признана союзниками провальной и всё закончилось ничем, хотя расчёты на неё были поистине наполеоновские, планировался даже захват Стамбула.
И только специалисты у нас — всё же за рубежом отношение к этой войне всегда было иным — знают, что же действительно происходило на этом клочке суши, врезавшемся в море. До сих пор неизвестны точные цифры потерь что со стороны турок, что со стороны Антанты. Много загадок оставила эта операция потомкам и много легенд, и одна из них, что якобы во время одной из атак, на которую возлагались большие надежды, произошла рассинхронизация часов у командующих отдельными частями армии анзаков — так называли австралийских и новозеландских солдат на жаргоне — и нескольких минут оказалось достаточно, чтобы землю покрыли сотни новых трупов в добавок к тем, что сложили свои головы в этой мясорубке.
Но этот фильм не только об ошибках командования, не только о перестрелках из окопов и не только о потерях. Этот фильм о людях. Главные герои, несовершеннолетний Арчи, стремившийся на фронт, и его друг Френк, как раз не очень-то и хотевший воевать, попадают в самое пекло, в одну из самых ужасных точек той войны. Они теряют в бессмысленной резне своих друзей — но Бог хранит их самих. Пока хранит.
И особенно за душу берёт концовка, пробивает на слёзы. Отдан приказ — и все знают, что вернутся из этой самоубийственной атаки невозможно. И эта сцена прощания — она не может оставить равнодушным никого!
Оценка однозначна, других вариантов быть не может.
10 из 10
4 ноября 2009
Честно говоря, я удивлен, что никто ещё не написал ни одной рецензии! А совершенно напрасно, ведь «Галлиполи» — это самая настоящая классика. У себя на Родине фильм произвел настоящий фурор, взяв почти все премии Австралийской Киноакадемии. Международный резонанс также был широк, именно эта лента сделала известным Питера Уира, а Мела Гибсона вывела на иной уровень популярности (в том же году вышел «Безумный Макс 2», также ставший хитом).
Главный герой, Арчи Гамильтон (в исполнении Марка Ли) увлекается бегом. Для него это стиль жизни. Встретив на своем пути Фрэнка Данна, человека с темным прошлым, также любящим бег (великолепное исполнение Мэла Гибсона), они оба попадают в австралийскую армию в самый разгар Первой Мировой войны. Их отправляют в Турцию — один из самых укрепленных форпостов турецкой армии близ города Галлиполи.
Если первая часть фильма, пока герои в Австралии, снята в эмоционально — минималистической манере, когда музыка Жан — Мишель Жара используется всего один раз, то затем, уже в Турции отстраненность повествования пропадает и мы начинаем концентрироваться на главных героях. Кроме оригинальной музыки, очень точно используются элементы классических произведений, взять хотя бы высадку на берег австралийцев ночью под «Адажио» Томазо Альбиони. Арчи и Фрэнк благодаря своим способностям избегают участи становиться «пушечным мясом» при атаках на турецкие укрепления, но тем не менее, всё закончится трагично.
Один из лучших образцов военной драмы, хотя в фильме нет масштабных сражений или мясорубки в стиле «Спасения рядового Райана». Но это не мешает зрителю быть в напряжении в течение всего фильма.
Безоговорочно 10 баллов!
23 апреля 2009