Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Душа |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Стефанович |
сценаристы: | Александр Бородянский, Александр Стефанович |
видеооператор: | Владимир Климов |
композиторы: | Андрей Макаревич, Александр Зацепин |
художники: | Алина Спешнева, Владимир Птицын |
монтаж: | Эсфирь Тобак |
жанр: | мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 мая 1982 г. |
на DVD: | 28 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Как бы то ни было, а в этом году этому фильму исполняется сорок лет, хотя в прокат он вышел в 1982. Мне тогда было 16 и я был в то время начинающим музыкантом, как и мои друзья — мы играли на танцах и естественно в нашем репертуаре были песни группы «Машина времени». Поэтому нам было особенно интересно посмотреть вживую на наших кумиров и послушать известные песни в исполнении известной певицы.
Ввиду молодости лет на художественную составляющую фильма нам тогда было наплевать — только музыка! Интересно что с того просмотра мне больше не доводилось лицезреть это кино до вчерашнего дня, когда почему-то об нём вспомнилось. Ну что ж — захотел и посмотрел и теперь имею что сказать, граждане!
Ну во-первых: насколько Ротару хороша как певица, настолько плоха как актриса. Во-вторых: по личным причинам песни «Машины времени» меня теперь больше не волнуют. В-третьих: конфликт солистки и группы видится странноватым, ведь на афишах чётко указано большими буквами «Виктория Свободина» и ниже мельче — «и группа Тайфун», т. е. какие могут быть претензии у сопровождающей группы? Было бы написано наоборот — название группы большими буквами, а ниже мелко имя солистки, тогда и смысл претензий был бы понятен. А так….
В-четвёртых: Макаревич говорит не своим голосом, т. е. поёт своим, а текст дублирован, да и его физиономия с кроличьими зубами выглядит весьма комично.
В-пятых: именно после съёмок этого фильма клавишник Пётр Подгородецкий принял решение в первый раз покинуть группу из-за жадности Андрея Вадимовича. Вот как описывает ту ситуацию сам Пётр в своей книге «Машина с евреями»: «На одной из репетиций Кутиков встал и сказал: «Андрюша, я вот тут подумал, посчитал, что мы из-за отмены гастролей теряем кучу денег. А ты, в отличии от нас, очень приличные деньги получаешь — как автор музыки к фильму. Так не справедливее ли было разделить эти авторские деньги на всех?» Я в этом поддержал Кутикова, Ефремов молча кивнул, после чего Макаревич сказал: «Никаких проблем, конечно мы эти деньги поделим». На чём мы и расстались. Придя на следующую репетицию, Макаревич сказал дословно следующее: «Я тут пораскинул задним умом и решил: зачем я с вами буду делиться. Это песни мои, и я за них буду получать деньги» После этого я встал и сказал, что ухожу. А Кутиков промолчал, проглотил всё это и остался.»
В-шестых: давно это было, было и прошло
24 января 2021
Музыкальные фильиы в принципе никогда не любил, так как там всегда был не тот звуковой фон. Режиссёры выбирали песни совсем не те, которые были нужны слушателю. Они вообще в музыке, по ходу, плохо понимали. Но Стефанович уже в то время приобрел славу киногероя, который снимает хорошие музыкальные фильмы. Сегодня мало кто помнит сокращённый фильм «Диск», другие творения о Пугачёвой.
Но об этом потом. Сейчас ближе к картине: кино снято на плёнку ужасного качества. Сама идея сюжета, якобы Ротару теряет голос, взята с потолка. Да, артистка уехала на время в Ялту и живёт там до сих пор, но связано это было никак не с голосом, а с давлением администрации РосКонцерта. Потом всё это немного улеглось, но след остался. София Михайловна действительно запела другим тембром голоса, но не потеряв своего шарма и обаяния.
Музыка в фильме вызывает много вопросов: при чём тут вообще «Машина времени»? Это был как раз официальный ансамбль, у которого после триумфа в Тбилиси на фестивале рок-музыки в 1980 году были развязаны руки. Получив работу от РосКонцерта, Макаревич вообще оказался рыбой в воде. А идея привязать Ротару к данному фильму принадлежит как раз Олегу Непомнящему, который перешёл от Софии к Алле на должность концертного директора. И никакие тут потуги на личную любовь режиссёра к Софии не оправдание. В то время была сильна конъюктура и лицемерие, кто пролез первым, то занял место под солнцем.
А песни в этом кино прекрасны. Просто послушайте…
8 из 10
18 января 2019
Все знают и помнят посредственный, но весьма популярный в своё время х/ф «Женщина, которая поёт» с Аллой Пугачёвой. Менее известно кино «Душа» с извечной конкуренткой Аллы Борисовны — Софией Ротару.
Фильм «Душа» рассказывает о том, как певица Виктория Свободина смело осваивает новые методы творческого самовыражения — в частности, соглашается на рискованное сотрудничество с диссидентской группой волосатиков «Машина времени». В кинокартине занята реальная «Машина времени», то есть Макаревич, Кутиков и прочие, только вот солиста группы играет усатый каналья Боярский, а Макаревич с Кутиковым ему просто подыгрывают на картонных гитарках.
Творческий симбиоз оказывается успешным, и в финале киноленты энергичная Ротару и Боярский в усыпанном блёстками пиджаке шпарят «Вот новый поворот» и прочий колбасный рок-н-ролл.
В то время это было весьма забавно; сейчас, увы, смотреть просто невозможно.
20 декабря 2018
Фильм с Софией Ротару «Душа»… Случайно найдя этот фильм, у меня были сомнения смотреть его или нет, ибо скепсис в отношении картины был велик. Вдобавок ко всему начитавшись отрицательных рецензий о фильме, написанных еще в момент создания картины, желание почти совсем отпало. Но участие в фильме Софии Ротару, которую я люблю с детства, Михаила Боярского все же подтолкнуло меня к просмотру, и я ни капли не пожалел. Итак, по порядку:в центре сюжета эстрадная певица Виктория Свободина(естественно, ее играет София Ротару). Она находится на вершине славы, у нее есть публика, которая ее любит, свой репертуар, она выступает в разных городах страны на лучших площадках страны, озвучивает картины. Но в один «прекрасный» день от врача она узнает о своей болезни, связанной с ее голосом и невозможностью петь. На этом и строится основной драматизм сюжета фильма. Казалось бы, все просто:петь нельзя-не пой. Но певице, находящейся в зените славы, связанной обязательствами и просто не могущей отказать это крайне трудно сделать. Кроме того, администратор певицы Альберт Леонидович(Ролан Быков) не знает отказа и ради плана, ответственного выступления и просто денег готов пожертвовать буквально всем, не говоря уже о здоровье артистки. Болезнь, скрытый творческий кризис(в частности, неудовлетворенность собой и песнями, которые она поет) в конечном счете подталкивает ее к смене своего творчества и жизни в целом.
Этот фильм-музыкальная драма в полном смысле слова в отличие от более мелодраматичного фильма того же режиссера «Женщина, которая поет», главную роль в котором сыграла Алла Пугачева. Участие Софии Ротару, на мой взгляд, углубляет драматизм-ее надрывный голос при исполнении песен, глаза, полные усталости, данные крупным планом(хотелось бы отметить операторскую работу и монтаж-они выполнены неплохо, фильм отмечается динамизмом и наличием неплохих планов). Перед зрителем уставшая женщина, находящаяся на распутье своей творческой и личной жизни и София Михайловна сумела достойно это отыграть. В партнеры Ротару подобрали двух метров советского кино того времени-Ролана Быкова в роли равнодушного и жесткого администратора и тогда молодого Михаила Боярского в роли Вадима, сыгравшего свою роль в драме главной героини. Нет нужды говорить о том, что они сыграли хорошо, но их присутствие было скорее второстепенным, что можно объяснить скорее тем, что это монофильм о женщине-певице и ее нелегкой жизни. В фильме задействован тогда сверхпопулярный ВИА «Машина времени», находящийся в те годы в полузапретном состоянии, в частности в картине можно увидеть Андрея Макаревича. Это и привлекло к фильму немалый интерес, а появление Софии Ротару в новом качестве-исполняющей песни «Машины времени»,привлекло внимание как молодежи, так и более возрастных зрителей. София Ротару в немалой степени рисковала, так как прежде она исполняла в основном песни классического репертуара и на родном молдавском языке. Фильм вывел из-под запрета «Машину времени» и добавил популярности Софии Ротару, утвердив ее новый имидж, обновив ее песенный репертуар и расширив грани ее артистического таланта. Стоит отметить также, что фильм во многом является биографией певицы-в 1975 году с ней происходило нечто похожее на то, что происходит по сюжету с ее героиней. Фильм имеет хороший саундтрек, созданный Александром Зацепиным и что самое главное для музыкальной драмы-песни, причем их можно разделить на 2 группы-те, что созданы на стихи Роберта Рождественского и Игоря Кохановского-«Моя песня»,«Живу надеждой»,«Дело не в погоде» и песни ВИА «Машина времени»-«За тех, кто в море»,«Барьер»,«Костер» и др. Интересна техническая сторона картины-это широкоформатный фильм, в котором в одном из первых используется метод клиповой съемки.
Картине можно было бы дать название одной из песен фильма, исполняемых героиней Ротару-«Живу Надеждой» ибо Виктория ищет себя, преодолевая болезнь, давление своего администратора, разногласия с группой, с которой вынуждена работать и творческое обновление. Финал картины открыт, и что дальше будет с героиней мы можем только гадать.
На протяжении фильма Виктория все равно не теряет той надежды на лучшее, свойственное всем простым людям, тем самым давая понять, что и звезды такие же люди, и как все они также ошибаются, сомневаются, бояться, терпят поражения и одерживают верх, но сохраняют Душу без которой нет и не может быть настоящего таланта.
8 из 10
17 октября 2015
Съемка какая-то… ужасная. Чуть ли не любительская. Особенно квартирные сцены. Софию Ротару сняли так, что сейчас, через 30 лет, она выглядит моложе. Наверное, поэтому в одной из передач «Песни года» её представили, как «вечно молодая София Ротару». Но всё это медицинское оборудование, в котором находилась её героиня Виктория, смотрелось не то слово, как современно.
Но если бедность съёмки объясняется, что фильм нашли где-то в подполье (как запрещённого, например, «Носферату»), то картине лишние за это бонусы за тайны и загадки. Даже, наверное, понятно, чьи это завистливые проделки были.
Виктория местами очень не нравилась по характеру. Не разделяла мнение любимого человека пойти своей дорогой, вздыхая, что он уходит к другой женщине. Демонстрировала явный пример того, как умеют задирать нос звёзды после того, как эта звёздность у них в кармане.
Но в сцене, когда один из обозлённых музыкантов обрывает фонограмму, и Виктория, надрывая здоровье, начала петь а капелла, я её зауважал. Ведь после этого она не стала на него кричать, грозить увольнением или ещё чем-то. Просто стала спрашивать «Почему?»
«За тех, кто в море», «Еще не всё предрешено…» — их можно слушать вечно. И в исполнении Софии, и «Машины времени». Но для меня были тут и песни-открытия. Которые стоили того, чтобы выйти в массы шире за пределы фильма.
Почему-то понравилось и запомнилось, как героиня Софии Ротару спародировала жест Баярского, когда он почесал нос (на лестничной площадке). Хорошо, что эту мелочь не вырезали при монтаже.
Название фильма, вроде, не слишком броское и запоминающееся. Но подходит ему идеально. Если бы картину назвали не «Душой», после просмотра разговора Виктории со стареньким дедушкой в пансионате, я бы подумал, что можно было так и фильм назвать.
3 ноября 2012
Начав смотреть этот фильм, я переношусь на тридцать лет назад, словно на машине времени, окунаясь в советское прошлое, в ту часть его, которая зовется шоу-бизнесом. Можно предположить, как цинично он представал перед зрителем той эпохи. Через десятилетия доносится до нас голос молодой Софии Ротару, сыгравшей практически себя в роли певицы Виктории. Ее открытость и доверчивость делают талант заложником коньюнктурных интересов среды, в которую окунулась певица. Порой мы видим ее разочарование и усталость от всего этого, но даже при попытке врагов сорвать выступление — к зрителям доносится как крик души — «Когда пою я, тогда живу!»
Знаковым предстает в судьбе Виктории Свободиной мимолетный диалог с мудрым старцем, подсказавшей ей нечто важное. А за границей кольцевой дороги мир музыкальных талантов дарит перспективы к творчеству, к новым открытиям звездной героини фильма. Но главным испытанием для нее предстоит осознание приносимой жертвы в финале. Голос Софии Ротару пронизывает фильм, как основной стержень, наряду с музыкой Андрея Макаревича, что явилось удачным сочетанием этих талантов.
7 из 10
10 октября 2011
Смотрела из интереса — так ли хорошо Ротару играет, как поет.
Да, в полном смысле фильмом я бы это не назвала, но смотреть интересно и бонусы в виде Макаревича и Боярского тоже идут к ленте плюсами.
Интересно было посмотреть и послушать репертуар знакомый по голосу Макаревича из всех динамиков в середине 90х — из уст Ротару. Необычно, и, черт возьми, здорово!
Ну и в целом все песни, вошедшие в фильм, умиляют, трогают и прочее, прочее. Даже захотелось послушать чего-нибудь из старенького.
В общем, фильм неплохой, добрый, по-хорошему рассиропливает.
Естественно, были попытки сравнить с пугачевской «Женщина, которая поет». То ли песни те уже приелись, то ли Пугачевой много на экранах сейчас — не суть — «Душа» мне понравилась все-таки хоть на каплю — но больше.
27 января 2010
У фильма интересная судьба — выйдя в прокат самым широким экраном он, спустя примерно год, исчез бесследно. Ни по ТВ, ни вторым экраном, по клубам и домам культуры его никогда не показывали. Ни при СССР, ни в перестройку и даже позже, когда сняли с полок практически все фильмы. И только совсем недавно в интернете появилась копия фильма неизвестного происхождения (во всяком случае — не рип с ТВ), урезанная с широкого формата до 4:3.
Сам фильм не шедевр, но и не так плох, как писали о нем критики — достаточно стандартная по сюжету музыкальная мелодрама «под голливуд».
Молодая София Ротару чудо как хороша, да и песни «Машины Времени» в ее исполнении звучат достаточно интересно. Воспринимать фильм как нечто большее нет смысла — право же, нельзя требовать тот прекрасной певицы еще и игры на уровне профессиональной актрисы. Такие фильмы снимают совсем для другого.
Читать же про гонения на «Машину Времени» просто смешно — с 1980 года эту группу активно раскручивали во всех советских СМИ, что, кстати, пошло во вред ее популярности как рок-группы. Если использовать современные термины — считалось, что «Машина» к 1981 опопсилась до предела, а пределом — то как раз и была «Душа». После 1981 слушать «машину» в студенческой среде стало как бы и не очень прилично.
8 декабря 2009
Фильм потрясающий! Конечно, как музыкант, я заметил некоторые неточности, так сказать «киноляпы», но сюжет заставил меня забыть обо всём этом.
Фильм наполнен реализмом: администраторы исполнителей до сих пор пекутся только о деньгах, звукорежиссёры до сих пор издеваются над артистами во время концертов, публика до сих пор никого не замечает кроме вокалистов…
Но даже не это главное: «Петь — это дар судьбы. И вы не можете им распорядиться по своему усмотрению.» Тот кто способен что-либо делать хорошо и любит это делать, тот должен не смотря ни на что идти своей дорогой.
Ты должен пройти намеченный путь,
Ты железно уверен в своей правоте
С неровной дороги нельзя свернуть
Эта дорога — к твоей мечте!
Garikgam
24 июля 2009