Рейтинг фильма | |
![]() |
5.5 |
![]() |
5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звездный инспектор |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Марк Ковалев, Владимир Полин |
сценаристы: | Марк Ковалев, Владимир Смирнов, Борис Травкин |
видеооператор: | Владимир Фастенко |
композитор: | Борис Рычков |
художник: | Виталий Гладников |
монтаж: | Л. Князева |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
10 сентября 1982 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 21 мин |
На мой взгляд «Звёздный инспектор» нужно рассматривать даже не как телефильм (ни в коем случае не кинофильм), а в первую очередь как телеспектакль, которых в Союзе было очень много. Абсолютно все действия снимались внутри помещений или внутри павильона, минимальный бюджет картины не позволил воссоздать более масштабные космические (и не только) конструкции в натуральную величину, которые например присутствуют в том же Солярисе или Через тернии к звёздам. Из собственно космического антуража здесь практически ничего нет, кроме как помещений звездолёта инспекции, декоративных скафандров и такого же декоративного пилотируемого спускаемого аппарата. Во время спецэффектов лично я намерено прикрывал глаза, чтобы изображение было немного в тумане, тогда на это можно ещё как-то смотреть, воображая в уме, что-то более натуралистичное. С другой стороны в данном фильме есть достаточно хороший сюжет и интрига, которая остаётся до самого конца. Отдельно нужно сказать, что достаточно хорошо проработаны характеры действующих лиц, у некоторых явно чувствуется театральный опыт, актёры выглядят иногда слишком академично, их эмоции и действия выглядят слишком артикулировано, театрально. Поэтому для меня эта постановка безусловно является телеспектаклем, тем она и хороша, в своём отзыве я намеренно неоднократно подчёркиваю о «театральности» данной постановки. Замысел режиссёров вполне понятен — они постарались компенсировать бедность антуража выпуклостью персонажей, в общем-то им это удалось. Кстати говоря виды благоустроенного и ухоженного подземного жилья, а так же одежда «учёных-вредителей» очень сильно напоминают по эстетике бондиану, того же Dr. No. Я ожидал совкового псевдокосмического трэша, над убогостью которого можно «тупо поржать», а в итоге получил вполне серьёзную и крепкую постановку. Хотя в самом начале фильма после сцены космических боёв внутри возникает вопрос «что это за жесть?!». Особенно хороший эффект будет, если вы недавно посмотрели/пересмотрели Интерстеллар. Остаётся только пофантазировать на тему, что бы было, если бы сейчас какой-то благодетель (да хоть «Фонд Кино»), взял бы и переснял все космические сцены, а так же наложил 3D-эффекты на существующие сцены. На мой взгляд фильм этого достоит, возможно даже больше, чем более амбициозная Лунная радуга, где половину диалогов можно смело вырезать.
7 из 10
16 августа 2016
1980 год выдался в СССР весьма урожайным на фантастические фильмы: «Петля Ориона» Василия Левина, «Через тернии к звёздам» Ричарда Викторова и «Звёздный инспектор» Марка Ковалёва и Владимира Полина. Если первые два фильма сняли известные и признанные режиссёры, то с лентой «Звёздный инспектор» не всё так просто. Марк Ковалёв снял всего два фильма, Владимир Полин — лишь один. Это, что касается режиссуры. Сценаристов заявлено трое, но у каждого из них — по одному фильму. Получается, что «Инспектор» — своеобразный дебют нескольких творческих личностей. Именно из этого соображения и следует оценивать и анализировать фильм.
Сюжет интересный и для тех лет совсем не заезженный, тем более что анонсные кадры демонстрируют появление в зоне ответственности Международной космической инспекции враждебного корабля с недвусмысленными намерениями. Правда, макеты выглядят уж слишком по-детски, зато режиссёры изо всех сил стараются показать красоту Космоса путём смешивания (видимо) жидкостей разных цветов. Приём не новый, но иногда он даёт очень красивые и даже завораживающие картинки. Интерьер «Вайгача» если и не особенно будоражит воображение, то доставляет несколько приятных минут, когда вслушиваешься в «электронный» голос «мозга» корабля. Позабавил аппарат, при помощи которого инспекторы путешествовали с оставшегося на орбите «Вайгача» на планету, где оказалась секретная лаборатория пропавших 5 лет назад учёных. Смешнее его, пожалуй, только «летающее кресло» в «Гостье из будущего». И всё же, несмотря на откровенную наивность происходящего, фильм производит приятное впечатление.
Костюмы — отдельный разговор. Герои их меняют часто и каждый раз удивляют ими. Некоторые из них выглядят излишне нарядно, другие — не слишком функциональны. (Например, «комбинезоны» десантной группы. Меня терзают смутные сомненья, что Люк Бессон в «Пятом элементе» «слизал» «подтяжки» для Милы Йовович из нашего фильма!) Впрочем, мы смотрим фантастику, а не репортаж со стройки, поэтому чем красивее, оригинальнее и даже экстравагантнее одеты герои — тем лучше.
Эммануил Виторган (Дуглас Кобер) не самый мой любимый актёр, но роль главного злодея, я считаю, ему удалась. Единственный женский персонаж Марджори Хьюм (Валентина Титова) некими невидимыми нитями соединила потерянное прошлое своего экипажа с возможным будущим звёздных инспекторов. И в этом ей очень помогла, может быть, и не совсем музыка, но по-своему интересные «космические» звуки. Финал — целиком в духе советского кино. Порой только из-за таких вот кадров и можно посмотреть фильм…
28 ноября 2013