Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звездные воспоминания |
английское название: |
Stardust Memories |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
режиссер: | Вуди Аллен |
сценарий: | Вуди Аллен |
продюсеры: | Роберт Гринхат, Чарльз Х. Джофф, Джек Роллинз |
видеооператор: | Гордон Уиллис |
художники: | Майкл Молли, Санто Локосто, Стивен Дж. Джордан, Мэл Борн |
монтаж: | Сьюзэн Е. Морс |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 10000000 |
Сборы в США: | $10 389 003 |
Мировые сборы: | $10 389 003 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Четвертая после «Энни Холл», «Интерьеров» и «Манхэттена» относительно серьезная картина Вуди Аллена когда-то произвела на меня колоссальное впечатление. Сейчас же, спустя десять лет после первого просмотра «Воспоминания о звездной пыли» (или «Звездные воспоминания») кажутся почти провалом: несмешной, многословной (тем труднее ее смотреть в одноголосой озвучке), наполненной к месту и не к месту подражаниями «8 1/2» картиной. Вуди Аллен здесь по-прежнему смешит, но гораздо больше хочет выглядеть серьезным человеком, обуреваемым вечными вопросами. Когда-то в советском кинословаре прочитал такую фразу о творчестве Аллена, что в его фильмах «интеллектуалы тратят время на бессмысленное выяснение отношений». В данном случае это более чем уместно.
Худоба Шарлотты Рэмплинг, переходящая в анорексию, уж никак не может убедить нас в ее сексуальности, хотя режиссер и главный герой всячески утверждают обратное. Что же касается главного героя Сэнди Бэйтса – почти автобиографического слепка с самого Аллена, то он получился как всегда невротичным и неуверенным в себе (хотя проблем с женщинами у него нет). Он запутывается в отношениях сразу с тремя женщинами, одну из которых играет Джессика Харпер – звезда «Суспирии» Ардженто, но эта блуждание в поисках Музы и идеала кажется таким заунывным и далеким от фееричности похождений Гвидо Ансельми в «8 1/2», что одолевает зевота.
Сейчас мне уже не представляется странным, что «Звездные воспоминания» провалились в прокате и снимались долго и муторно: Аллен по ходу съемок заставлял своего оператора Гордона Уиллиса копировать манеру Джузеппе Ротунно у Феллини, отсюда – множество крупных планов фриков, многословие словесного ряда и трагикомичность ситуации творческого кризиса. Однако, это копирование вместе с начальной сценой – прямой калькой из начала «8 1/2 » не пошло фильму на пользу. Единственное его достоинство, что он короткий и смотрится легко, диалоги спрессованы так плотно, что кажется, что фильм проносится перед глазами за считанные минуты.
В то же время такой эффект получился у Вуди Аллена не из каких-то особых художественных достоинств ленты, а из-за копировнаия манеры Феллини, которая, как известно, не дает скучать. В результате – мало, как комизма, так и драматизма, хотя прием, когда зрителю непонятно, смотрит ли он фильм Аллена, или его героя, до некоторой степени делает повествования интересным. В отличие от Феллини Аллен не смешивает реальное и воображаемое, прошлое и настоящее, а только фильм и реальность. В результате получается две реальности – реальность фильма Бэйтса и реальность фильма Аллена. Искусство, как всегда спасает героя от депрессии, однако, никаких глубоких ответов на вопросы о смысле бытия он так и не получит (даже от инопланетян, появляющихся в одной из сцен, довольно смешной, надо признать).
Когда синефила самого мучает депрессия, он всегда склонен обращаться к фильмам вроде «8 1/2 », однако, эпигонам Феллини, снимающим картины о творческом кризисе, до него далеко. Не стал исключением и Вуди Аллен, который в «Звездных воспоминаниях» действительно впал в нарциссизм, без конца анализируя малейшие движения собственного внутреннего мира. Этот мир при всем его очаровании и трогательности довольно беден экзистенциально, это мир комика, одержимого вечными вопросами, мечтающего снимать серьезные драмы, но вынужденного смешить людей и от этого впадающего в депрессию. Однако, когда он берется совмещать драматическое и смешное, получается нечто вымученное – ни туда, ни сюда. Ведь признаем, наряду с драмами «Интерьеры», «Преступления и проступки», «Сентябрь», «Другая женщина», «Матч-пойнт» и многочисленными непритязательными комедиями вроде «Кое-что еще», Аллен создал и прекрасные образцы интеллектуальной комедии, трогательной и смешной (одной из них стала пьеса «Сыграй этой еще раз, Сэм»), такие как «Энни Холл» и «Манхэттен».
Но даже в них он не забывал о своей обязанности – изощренно, но все же смешить зрителя, пусть и интеллектуального, в «Звездных воспоминаниях» он забыл об этой своей обязанности, пытаясь вызвать у публики сочувствие проблематикой творческого кризиса, почти автобиографического, но это, к сожалению, ему не удалось. Получилось муторно, скучно, нудно, несмешно.
27 августа 2022
Конечно, это не ремейк. Сам Вуди Аллен сказал, что фильм даже не половина «8 с половиной» Феллини. Ещё он сказал, что из всех его киносочинений именно «Звёздные воспоминания» наряду с «Пурпурной розой Каира» ему более всего любимы. А ещё в фильме есть эпизод — дебют в кино Шерон Стоун.
Эта картина — исповедь режиссёра Аллена, превосходящая любой абсурд и хаос. Особенно ближе к финалу, когда прилетят инопланетяне и не ответят на главный вопрос маэстро — «эээ… а в чём, собственно, смысл всего (?)..»
Но алмазней и светлей любого смысла станет долгий план Шарлотты Рэмплинг. Камера просто остановится на её взгляде, и всё вдруг прояснится — и звёзды и воспоминания.
13 сентября 2021
«Я лечил его. Он был сложным пациентом. Он видел реальность слишком ясно. Неисправный механизм отрицания, не сумевший заблокировать ужасные истины существования. В конце концов, его неспособность оттолкнуть ужасные факты «бытия в мире» сделала его жизнь бессмысленной, или, как сказал один великий голливудский продюсер: «Слишком много реальности — это не то, чего хотят люди». Сэнди Бейтс страдал депрессией, характерной для многих художников в среднем возрасте. В моей последней статье для «Психоаналитического журнала» я назвал ее «меланхолия Озимандии»'.
Один из лучших и любимых фильмов, снятым известным режиссером Вуди Алленом. Этот фильм даже глубже, чем кажется на первый взгляд. Черно-белая картина полна загадок, философии, интересных мыслей и хитрости. Особенно всегда выделяю данное кино и с пристальным вниманием прошу к нему относиться.
Когда фильм «Звездные воспоминания» (или «Воспоминания о звездной пыле») вышел на экран в 1980 году, его с нетерпением ждали зрители, и огромное количество людей пошло на него в кино. На тот момент Вуди Аллен был уже ОЧЕНЬ популярным. Его комедии любили и ждали еще и еще выходов новых фильмов.
На тот момент у режиссера уже были сняты легкие и задорные комедии «Бананы», «Спящий», «Все что вы хотели спросить о сексе, но боялись спросить», также культовые фильмы «Энни Холл» и «Манхэттен», и драма в стиле авторского кино «Интерьеры». Все эти фильмы тепло были приняты, как зрителями, так и критиками, и все ждали нечто похожего.
Вуди Аллен сделал же все равно наоборот. Он снял фильм «Звездные воспоминания» как будто только для себя, а не для большой публики. Это кино такое личное, душевное, очень напоминает стиль французского кинематографа. У Вуди сейчас более пятидесяти пяти фильмов, которые он снял, но не один не похож на «Stardust Memories», и это нечто не с чем сравнить.
Многие думают, что «Звездные воспоминания» биографическое кино, и взятое из жизни режиссера, но как известно Аллен это категорически отрицает. Сам режиссер говорит, что это один из его любимых фильмов.
В свое время этот фильм холодно приняли и зрители, и критики. Но почему? Только спустя десятилетия данная картина была понята и принята, как глубокий и замечательный фильм. Дело в том, что режиссер здесь смеется над поклонниками, выставляет их в не лучшим свете. На тот момент это и задело многих зрителей. Фильм тогда остался недооцененным.
Мы видим историю одного режиссера. Он снял пару комедий, и они стали чрезвычайно популярны. Фанаты ждали еще от него чего-то похожего, но режиссер хотел снимать драмы, глубокие фильмы. Помимо неразберихи на работе, главного героя ждали и трудности в личной жизни. У него было две женщины, и с обеими были особенные отношения. История творческой личности и необычных путей выходов из сложившихся ситуаций, а также необходимого вдохновения, которое обязательно должно придти к такому человеку…
Я смотрел этот фильм два раза, и каждый раз получал удовольствие от просмотра. Здесь Вуди превзошел себя, и здесь полная свобода творчества. В этой картине он творил, что хотел и не под кого не подстраивался, нет прилизанности в сюжете, поэтому и кино такое особенное.
Некоторые сцены из этой картины остались самыми любимыми из всех фильмов Вуди. Что касается актерской стороны, то и здесь фильм особенный. Женская роль досталась неординарной, талантливой актрисе Шарлотте Рэмплинг. Люблю ее с детства, и особенно приятно ее было видеть у Аллена.
Рэмплинг глубочайшая и очень интересная актриса, и хоть в одном фильме, но она ярко сыграла у Вуди. Что-то есть в ней гипнотическое, что-то есть в ней притягательное.
Сам Вуди играет всегда так и смешно, и с глубокомыслием. Видно, что он получал огромное удовольствие от процесса фильма, и счастье же в самм процессе для творца.
Также эта картина стала примечательна тем, что в ней появилась первый раз на экране молодая Шэрон Стоун. Сцена с ней здесь так и стоит перед глазами.
Этот фильм интеллектуальный, особенный, он как спрятанное сердце режиссера в закрытой шкатулке — не для большой публике, для тех, кто чувствует…
«Звездные воспоминания» — американская, черно-белая трагикомедия 1980 года. Итог, необычный фильм Вуди Аллена специфическое откровение души наизнанку режиссера. А музыка… Какая здесь прекрасная музыка. Отношусь положительно к данному меланхоличному, непростому фильму.
8 из 10
29 сентября 2020
Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией.
Вуди Аллен
Беспокойная суета заполняет собой пространство, поезд несётся в никуда, а мир становится чёрно-белым. Депрессия вообще штука странная, проявляется по-разному, вроде прострации, а то и бросает в некий хаос мыслей — сюрреалистический мир грёз и безнадёжного мрака. Что и случилось с Вуди Алленом, точнее — изображаемым им же героем — известным комедиографом Сэнди Бэйтсом, который устал смешить публику и хотел снимать более серьёзные фильмы. Но многочисленные зрители ждали от него только одного — абсурдных комедий, с чего и начинал сам Аллен, лишь позднее перейдя к психологическим драмам. Вдохновившись magnum opus итальянского модерниста, режиссёр стремился создать свои «Восемь с половиной», имея столько же снятых тогда картин, хотя считал себя недостойным и половины от ленты Феллини. И, наверно, отчасти так оно и было, ведь «Звёздные воспоминания» не оказались на пике фильмографии Аллена, как и кинематографа в целом, но тем не менее картина стала одной из его любимых в творчестве, и, что главное, это был немаловажный этап для постановщика, вопреки опровержению им автобиографичности фильма.
La dolce vita героя проходила бурно: в нескончаемых мероприятиях и в окружении восторженных поклонников, не дающих прохода, что усиливало и без того его напряжённое состояние. Сэнди одолевала меланхолия, подталкивающая к размышлениям о жизни — какой она была и какой он хотел её видеть. Кроме того, он разрывался между двумя женщинами, путаясь в собственных страстях, где зарождались беспокойство и сомнения, и кружились воспоминания о прежней любви. Аллен изобразил невозможность одиночества, и режиссёра, преследующего новые творческие пути, но вместе с тем и его неспособность осознавать в полной мере, что он живёт в настоящем мире, в котором безысходность и фрустрация бывают не только в психологических драмах, и где комедия легко может обернуться в трагедию. Хаотичный поток сознания порождает внутренний конфликт, две женщины преображаются в одну, появляются сверхинтеллектуальные инопланетные существа, и даже умирает прежний он, — усталый автор в своей фантасмагории жизни отчаянно ищет смысл, которого давным-давно не нашёл Сократ.
Похоже, Аллен так же часто давал себе письменное напоминание о том, что он снимает комедию, как это делал Феллини. Подобно герою Мастроянни, его персонаж не видит ни в чём былых радостей и одновременно находит их во всём. Убеждённый пессимист Вуди Аллен парадоксальным образом обнаруживает во многом смешную сторону, как и в депрессии — некий положительный аспект, что располагает к самоанализу и нередко помогает найти лазейку из творческой стагнации. Хотя сам он в начале 80-х вряд ли ещё испытывал какое-либо расстройство, а скорее нуждался в некотором переосмыслении творчества и жизни, сделав парафраз феллиниевской киноленты в своём лирично-меланхоличном настроении. И получилось в хорошем смысле странное, местами абсурдное и немного грустное кино, но необходимое режиссёру для понимания себя и поисков нового вдохновения. Слишком много реальности — не то, чего хочет зритель, и Аллен, понимая это, проецирует драму под оболочкой юмора, тонко ощущая эту грань. Ведь и жизнь зачастую — не что иное, как сплошная трагикомедия.
24 июля 2017
Фильм остро и навязчиво похож на «Восемь с половиной». грубо говоря это тот же фильм, переснятый с юмором, качественной иронией и с незаменимым Вуди Алленом. Странное дело, мы видим огромное количество лиц, мерзких, отвратительных лиц, которые лезут главному герою в лицо, в глаза, в нос, и в голову, они, или смотрят на него осуждающе и с презрением, или восхищаются его фильмами и шутками. Семья великого режиссера то и дело напоминает ему о своем существовании, очень грубо и предвзято. Сам комик находится в глубокой депрессии, потому что не хочет больше снимать смешные фильмы, и жаждет найти смысл жизни, ну или смысл в своей деятельности. Его кухарка ни на что не годиться, в сотый раз сжигая духовку. Его шофера арестовывают за аферы, тем более, что он еще самый безобидный и порядочный шофер, из тех, что работали у Сенди. Интересное дело, человек, имевший безумную популярность и славу, не может иметь приличного шофера. Он потерялся между двумя женщинами, которые завладели им, он пытается совместить в одной все хорошее и идеальное, но в итоге понимает, что все его усилия бесполезны и нужно менять что-то, в первую очередь в своей жизни. Его идеи про демократию, или атеизм бесподобны и сквозь идеи мы рассматриваем самого Вуди, ведь этот фильм именно о нем. На самом деле самые смешные люди — самые сентиментальные и через чур ранимые. Это как в жизни, так и на сцене. Пример Джима Керри, думаю, всех убедит в данном наблюдении. Однако, все равно присутствует в фильме нечто оптимистичное, что как бы одергивает наши грустные размышления, и придает нам новых сил для полноценного смеха.
Тонкий, суховатый юмор действительно заслуживает уважения и даже улыбки.
Шарлотта и Джессика сделали свое женское дело и привнесли в фильм легкую грацию, окутанную тем временем, теми, 80-ми годами. Столь молодые и очаровательные, резко отличавшиеся от обычного окружения женщины, совсем перетаскивают свое внимание на себя, и судьба самого Сенди уже не столь важна.
В Общем, фильм весьма спорный, с чертами сильно режущими глаз, и с теми, приятными, которые способны заставить улыбаться и радоваться. Не достаточно он серьезен для уровня шедевра «Восемь с половиной», но на своем уровне он может называться точно таким же шедевром. Это по-сути не так важно. Но если сравнивать, что из этих двух фильмов гениальней, я, конечно, выберу бессмертную картину Феллини. Хоть я люблю Аллена, но он, увы, существенно запоздал с этим фильмом.
6 из 10
2 декабря 2014
На герое воздушнейший налёт Пруста… от Шанель. А в героине есть что-то особенное, наверное оттого, что что-то особенное присутствует в литии, который она принимает. Точнее, больше не принимает, но это, по заверениям ее любимого, очень опрометчиво: нельзя же вот так просто начинать, а потом бросать. Выяснять сие можно ещё очень долго, но полноте, вам уже пора: ведь если не сумеешь вовремя перемонтировать свою жизнь, продюсеры, того и гляди, перемонтируют твой фильм!
Высокоумная учёность, врачи, спорт, французская… романтика, даже ни много ни мало такие святыни, как американская мечта, смерть или даже сам психоанализ? Если вас всех высмеял этот прыткий и вёрткий человечек, то уж верно потому, что вы первые обратились к нему с расспросами. На экзамене по экзистенциальной философии ты уж всяко получишь высший балл, если оставишь пустыми все клеточки для ответов. А если тебе несколько месяцев рекомендовали какой-то шампунь, то скорее всего сегодня скажут, что он вызывает рак кожи. Даже со смертью могут получиться накладки, ведь вместо того, чтобы умереть торжественно и пафосно на пике славы, ты можешь остаться жить и разбираться с ворохом не возвышенно-трагичных, а совсем даже бытовых закавык.
Психоанализ же, по трезвом размышлении, особо и пародировать не надо — он сам себя троллит, вовсе того не замечая. Не менее удачно троллят себя все зрители, у которых наступает благопристойное и респектабельное сезонное обострение синдрома поиска глубинного смысла на тему «Что хотел сказать автор?»
- Что вы пытались сказать этой картиной?
- Я просто пытался быть смешным.
Что уж тут и заикаться об умении проказливого Вуди называть одни и те же вещи разными именами — и причём ни в одном случае это не будет ложью. Магнатам киноиндустрии и акулам журналистики можно правильно, но очень занудно изрекать, что какой-то там очередной фильм является данью уважения фильмам Винсента Прайса. А Сэнди Бэйтсу можно ничтоже сумняшеся выбалтывать, что «мы правильно украли идею». И скажите, во всех ли случаях постыдно такое воровство?
Что ж, если кто в кинематографе и впрямь звезда, то уж он-то точно знает, что хоть его подчас и называют нарциссом, но из всех персонажей древнегреческой мифологии его можно отождествить только с Зевсом. Все проблемы Сэнди же всего-навсего в том, что помочь ему сейчас может только либо раввин, либо психоаналитик, либо межпланетный гений. Но почему бы не мудрствовать лукаво даже о названии фильма, и как тут не отметить, что жизнь незадачливого светила, да и его характер, становятся как-то приемлемее ровно в тот момент, в который с него пылью слетает вся звёздность? А уж сумеет ли Вуди выполнить озвученное здесь своим же героем кредо — не отдавать себе в своих фильмах наибольшее количество крупных планов — тут, пожалуй, уже вряд ли кто-то будет проверять.
24 ноября 2014
Странная фантазия с поездом движущимся никуда, более подходящая на начало очередной истории про Фредди Крюгера оказывается неимоверно стильной. Правда сейчас на первый план выходит появление в окне другого поезда молоденькой Шарон Стоун — в ней столько свежести и непосредственности. Разумеется, этот проект будет неимоверно раскритикован продюсерами и нашему главному герою придется уныло плестись по жизни обрушивая на зрителя поток своего сознания. Страх смерти; интервью с мертвым собою; обезьяна похищающая мать; Эдипов комплекс; неизвестная девушка — фанатка ожидающая в постели; ее муж, спящий в машине; фрустрация; влюбленности; интеллектуальные разговоры. Шарлотта Рэмплинг, которая как в «Персоне» будет изливать нам свои душевные переживания.
Как точен будет Вуди Аллен жалуясь на простоту жизни героев «Похитителей велосипедов». В их жизни, все понятно — постоянная борьба за кусок хлеба. А вот в стабильной жизни его героя понятного мало. Он так и не может окончательно сделать выбор между двумя женщинами, фантазируя о переносе мозга одной в тело другой. Он боится снижения зрительского интереса. Этот страх так велик, что он подумывает сменить карьеру. Вот эти мелкие детали бурным потоком обрушиваются на нас. Их будет так много, что даже общение героя с инопланетянами существенно не удивит. Для него ведь в жизни все просто — главное, чтобы зритель остался доволен. А сам, мистер Бэйтс, неудовлетворенный уйдет из кинозала последним.
Иногда подобные фильмы остаются незамеченными, а иногда их признают шедеврами. Фильм Вуди сравнительно вистов не получил, а Феллини с его «Восьми с половиной» рукоплескали. Никогда не угадаешь. Как по мне, так не лучшее кино Вуди Аллена. Но столько изысканных киноманских отсылок, что в фильме и шедевр можно усмотреть.
6 из 10
11 мая 2014
Сюжет вертится вокруг Сэнди, известного комедийного режиссера, который не может больше снимать комедии. Наблюдая вокруг себя одни только людские страдания, он больше не может веселить зрителей. Сэнди настроен делать серьезное кино, однако, все окружающие его люди, от менеджеров и агентов до офицера полиции и даже инопланетянина, все просят его снимать смешные фильмы. Тут еще, отель «Звездная пыль» устраивает в честь режиссера уик-энд, на который Сэнди отправляется с большой неохотой. Тем не менее, выходные у моря дают ему шанс разобраться в себе, пересмотреть свою жизнь, вспомнить детские мечты, пересмотреть свое отношение к смерти, а главное — любви, прошлой и настоящей.
Комик, который устал делать комедии… Подобная ситуация была с Алленом, который после успешной «Энни Холл» снял свой первый «бергмановский» фильм «Интерьеры». Можно понять негодование зрителей, которые ждали интеллектуальной комедии, а получили камерную драму, наполненную глубоким психологизмом. Подобный опыт режиссер гиперболизирует в сюжете «Звездной пыли» и доводит его до полного абсурда, который некоторые зрители восприняли чересчур буквально.
В период конца семидесятых — начала восьмидесятых заметно проявляется алленовское увлечение европейскими классиками. Он не стесняется наполнять свои фильмы настроением, которое преобладало у режиссеров европейского арт-кино. Не стесняется подражать любимым режиссерам и вслед за психологической атмосферой Бергмана, Аллен дает частичку Феллини. Режиссер умело наполняет картину соответствующей атмосферой (а иногда откровенно пародирует ее), а начальная сцена, в которой герой заперт в вагоне поезда, отсылает к аналогичной сцене из 8 ½. Создание феллиниевской атмосферы было бы невозможным без превосходной операторской работы Гордона Уиллиса (постоянного оператора Аллена вплоть до картины «Ханна и ее сестры»), его средних планов, ракурсов и оригинально выстроенных мизансцен.
Воспоминания о «Звездной пыли» стал примером новаторства в области драматургии и одновременно довершил формирование неповторимой режиссерской манеры, начатой в «Энни Холл» и продолженной в «Манхэттене». Вдобавок, эта работа является еще и идеальным симбиозом алленовоского разговорного юмора и тонкого психологического подтекста. Сэнди время от времени отходит от реальности и переносится в воображаемый мир своего подсознания. Сцены, сфантазированные Сэнди в его голове, сталкиваются с его реальными воспоминаниями, вместе образуя конфликт личности. Воспоминания Сэнди показывают разные стороны его жизни. Востребованного и популярного режиссера, но усталого и грустного человека, обеспокоенного поиском смысла в своей жизни.
28 июля 2011
Перед нами фактически одиннадцатый фильм Вуди Аллена. Но если разобраться, то его можно назвать его восьмым с половиной (как сделал однажды один небезызвестный режиссер, но о нем чуть позже), убрав «Что случилось, тигровая лилия?» (которая на самом деле всего лишь перемонтированная версия одного никому не известного японского фильма) и снятую для телевидения короткометражку «Люди в кризисе: История Харви Уоллингера». Выходит несколько странно, но для творчества Аллена это вообще крайне нестандартный фильм.
В первую очередь о связи с самым известным (и возможно, лучшим) фильмом Федерико Феллини «8½», и дело совсем не в цифрах. Во-первых, оба режиссера на момент съемок находились в состоянии творческого поиска (читай: кризиса), Феллини просто не знал что снимать, а Аллен не понимал, чего ждет от него публика и что хочет делать он сам. Но они нашли выход, сняв фильмы о том самом поиске смысла жизни и, конечно же, кино.
Раз уж фильм о поиске, то естественно вышел он весьма неровным и колеблющимся от крайности к крайности. Перед нами не драма в чистом виде, уж точно не мелодрама и даже трагикомедией назвать ее крайне трудно, уровень меланхоличности просто зашкаливает, но и сарказма ему тоже не занимать. Чувствуется, что Аллена уже достало все, и главным образом — зрители (уж над поклонниками его пародий проехались сильно). Сюжет местами страшно провисает, а порой вовсе отсутствует, о драматургии и говорить нечего, хотя не сказать что фильм совсем уж скучный, подчас даже интересный.
Несмотря на общую нервозность картины, режиссура довольно хороша. Аллен явно вырос в этом плане. Есть несколько мастерски выполненных и изобретательных в художественном плане сцен, отличная атмосфера и весьма приятный видеоряд (черно-белое изображение идет ему только на пользу), а вдобавок еще и прекрасный саундтрек (жаль, что его нигде не найти). И порадовали актерские работы, про Вуди и говорить не стоит, наверное, это лучшая его роль, хотя он сыграл самого себя. Просто прекрасна Шарлотта Рэмплинг, великолепная роль. А особо внимательные зрители смогут увидеть еще и самое первое появление на экране Шэрон Стоун.
Вывод: меланхоличный и в то же время очень саркастичный фильм о поиске смысла в жизни. Очень удачная перекличка с Феллини. На любителя, но советую.
Оценка:
8½ из 10
25 января 2011
Одиннадцатый фильм Вуди Аллена. Черно-белый. Залитый джазом. Меня всегда радовало отношение Аллена к музыке, для своих лент он использует композиции Луи Армстронга и Чарли Паркера, Дюка Эллингтона и Диззи Гилеспи. Как и Тарантино, он понимает, что для создания настроения важен не только свет или реплика, но и нотка ностальгии, ведь музыка — своеобразная палитра, усиление эмоции, когда в кадре замирает призывный взгляд актрисы. Хотя кто-то из великих режиссеров считал музыку «костылем» для фильма.
После успеха лент «Энни Холл» и «Манхэттен» Аллен, видимо, решил, что пришло время его собственного «Восемь с половиной», и «Воспоминания…» полны аллюзий, рваного монтажа, фокусов, полуяви-полуснов, морзянки диалогов и странного юмора, словно шутки произносит усталый человек. Тем, кто восторгается лишь последними картинами Аллена, эта картина покажется невменяемой.
Сюжет: Сэнди (Вуди Аллен) сидит в поезде. Утомляющее ожидание раздражает его и прочих пассажиров. В другом поезде очаровательная блондинка (первая роль Шэрон Стоун) заливисто смеется, потом обращает внимание на Сэнди и оставляет на стекле отпечаток поцелуя. Сэнди хочет выйти из поезда, но все двери заперты, стоп-кран не работает, а из чемодана на верхней полке сыплется песок. Кажется, что это — дурной сон. Но нет, это — финал нового фильма Сэнди. Продюсеры в ярости: «Он что о себе возомнил?!» Тем временем реальный Сэнди приезжает в отель «Звездная пыль» на премьерный показ своего нового фильма для прессы.
На рубеже десятилетий, между политизированно-смелыми и мрачными семидесятыми и лилейно-скучно-сумбурными восьмидесятыми, в то время, когда в кинематографе образовалась некая скудость идей, Аллен рискует представить на суд зрителей ленту, похожую на мозаику, которая рассыпалась и была собрана заново, но как-то неряшливо, словом, сплошной бедлам, отсутствие цельности. Сэнди то с одной любовницей, то со второй, он скандалит с сестрой, оказывается на слете фанатов НЛО, вспоминает детство и дает интервью.
Сэнди острит, но так, словно шутки даются с болью. Да и как иначе: хочется понять свое место в мире, а от тебя требуют быть клоуном, шутом. А ведь шутам позволяли говорить все, что им заблагорассудится.
- Сэнди, вы можете признать, что подвержены нарциссизму?
- Ни в коем случае! Если затрагивать древнегреческую мифологию, то я ассоциирую себя с другим персонажем.
- С каким?
- С Зевсом.
- О, боже, это наверняка один из голубей-убийц! Смотри, у него под крыльями свастика!
- Сэнди, сыграв роль бога, отлично справился с ролью, ему даже вручили «Оскар» за убедительное раскрытие образа. Но вот голос не очень подходил, так что роль бога озвучивал другой актер.
Камера пристально всматривается в лицо Дорри (Шарлотта Рэмплинг), она произносит одни и те же фразы по-разному, не отрывая взгляда; течет слеза. На берегу океана стоит слон, Сэнди вручают подарки. Куда бы ни пошел Сэнди, у него постоянно просят автограф, предлагают идеи для сценариев, актеры умоляют о пробах, и все говорят-говорят-говорят. Кажется, это самый болтливый фильм Аллена, один из самых ранимых: Аллену страшно, что эта слава разрушит его жизнь, что он тратит ее на глупости. Да, он кривит душой, но неспроста показывает кадр из «Похитителей велосипедов» — он хотел бы создать что-то такое же вечное.
Не получается: шофера Сэнди арестовывают за почтовые аферы, дети любовницы орут на все кафе, а Сэнди не хотел бы привлекать внимания, безумная сестра постоянно просит о помощи, журналисты задают глупые вопросы, а Дорри твердит, что она толстая. На помощь несчастному герою приходят инопланетяне: они говорят, что смех сильнее всяких истин, продолжай, мы любим твои фильмы, особенно ранние!
Этот фильм — удивительное путешествие. Ведь никогда не узнаешь — о чем режиссер говорил серьезно, а над чем глумился, в чем был открыт, а в чем лукавил. В любом случае, раньше у Вуди были тонкие, чувственные, почти осязаемые ленты, в них находилось место совершеннейшему абсурду, наивным мелочам… Интеллектуалы выискивали скрытые смыслы, а Вуди подначивал:
- Как Вы думаете, какую роль в фильме играл «Роллс-ройс»?
- Полагаю, роль его машины.
8 из 10
14 января 2009