Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В старые добрые времена |
английское название: |
Postriziny |
год: | 1980 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Иржи Менцель |
сценаристы: | Богумил Грабал, Иржи Менцель |
видеооператор: | Яромир Шофр |
композитор: | Иржи Шуст |
художники: | Збынек Глох, Теодор Пиштек, Michal Polednk, Карел Крачик |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Впервые автор этих строк посмотрел «Срезки» лет в двадцать и был потрясен жизнелюбием и визуальной красочностью этой картины. И сейчас отдавая ей предпочтение перед другими лентами Менцеля и считая ее лучшей в его фильмографии, все же не могу не заметить некую идиллическую бесконфликтность сюжета и наивность того гедонистического жизненного идеала, который он транслирует. Жизнерадостность поэтики Грабала как нигде больше на экране достигает в «Срезках» своего пика во многом благодаря актерскому составу, тонко чувствующему художественные задачи режиссера и сценаристов. Несмотря на центральный образ невротика, по непонятным причинам фрустрированного жизнью, в то время как окружающие его люди ей наслаждаются, нужен Менцелю и Грабалу, видимо, затем, чтобы оттенить образ его жены (как очаровательна актриса, однако!) – олицетворение витальности как таковой, чуждой моральным нормам.
Герой Иржи Шмицера вечно недоволен и раздражен, скорее всего, потому, что он слишком правилен и занудлив, чего нельзя сказать о его брате (шумном поставщике веселых анекдотов, всегда орущего и поющего) и жене, сохранившей женскую привлекательность при достаточно раблезианском образе жизни (свинина и пиво в ее рационе регулярны, однако, не приводят к полноте, что вывело из себя одну мою знакомую при просмотре фильма). Для того, чтобы наслаждаться жизнью, по Менцелю и Грабалу, просто не надо быть занудой или фарисеем с обостренным моральным чувством. В «Поездах под пристальным наблюдением» и «Жаворонках на нити» постановщику удалось показать абсурдность идеологической бравурности, как нацизма, так и социализма, инородность жизни всякому возвышенному пафосу. В «Срезках» критика идеологии отсутствует: здесь люди просто живут, не испытывая давления социума. Да, ходячая мораль в лице главного героя, то и дело ставит другим палки в колеса, но от этого худо только ее носителю, обкрадывающему самого себя.
«Срезки» - не просто очень доброе и теплое кино, помогающее полюбить повседневные мелочи, но и содержащее достаточно скромную мудрость, ведь наслаждаться едой, питьем и зовом пола могут и животные. В этом фильме, как впрочем, вообще в карьере Менцеля, нет бытийной глубины, тех терзаний и вечных вопросов, которые возвышают и облагораживают человека. Однако, это осознанная установка на облагораживание быта и игнорирование бытия нужна Менцелю и Грабалу для дистанцирования от идеологических химер, возвышенных в мотивации и чудовищных по результатам. Можно, конечно, упрекать Менцеля, что он – не Бергман и не Висконти. Да, это художник достаточно скромного дарования, не гений, но его и Грабала талант по эстетически-эффектной реабилитации простых радостей жизни бесспорен. Не зря в зрелости Менцеля потянуло к прозе Войновича (в 1990-е он экранизировал первую книгу о Чонкине, о чем мы обязательно еще поговорим): он ощутил в ней чисто грабаловскую антиидеологическую витальность.
«Срезки», как и «Поезда под пристальным наблюдением» или «Жаворонки на нити», мало кого сейчас способны удивить, это неглубокое, поверхностное кино, но в самом лучшем смысле этого слова. Глубина, бездна – это не всегда нечто позитивное, да, она дает толчок творчеству, вдохновляет на жизненные свершения, но хаос распахнутых возможностей бытия скорее ужасает, чем мотивирует просто жить. Иногда от бытия надо просто дистанцироваться, особенно когда хайдеггеровско-сартровское выстаивание перед ним становится источником затяжной депрессии. Тогда надо срочно бежать навстречу мелким радостям повседневности, смотреть и читать то, что тормошит и избавляет от уныния хотя бы на время, то есть читать Грабала и смотреть Менцеля.
11 апреля 2024
Иржи Менцель. Богумил Грабал. Старая добрая Чехия. Воспомнания. Обрывки памяти. Срезки. Маленький городок. Пивоварня. Вокруг нее вращается все. Пока мы не познакомимся с женой управляющего. Вот настоящий центр мира. Собственно, об этом и весь фильм. Мой друг prouste вполне точно описал все это одним словом — олеография.
Центральное место в картине занимает Магда Васариова. Тридцатидвухлетняя актриса в полной мере соответствует признанным стереотипам о чешских женщинах. Ее красота является двигателем фильма, выравнивает все сбои в повествовании, сбивчивость, неровный темп, малособыйтиность. Вокруг нее тут будет все вращаться. Можно предположить, что именно Васариова или девушки похожие на нее и должны рекламировать страну на плакатах «Приезжайте в Чехию». Кстати, актриса прекрасно понимала свои преимущества (равно как и недостатки — актерский талант ведь не всегда можно заменить природной красотой). Так что, ее последующая политическая и дипломатическая карьера представляются очень достойным решением.
Ну а в нашем фильме, Иржи Менцель создает для Магды все условия для бенефиса. Она тут разная — добрая, домашняя, неуступчивая, сексуальная. Ну а когда муж будет шлепать героиню Магды на глазах у всех своих коллег, так Менцель вложит в этот вполне заурядный эпизод столько эмоций и страстности… Магда должна будет передать такую страстную и скучающую жену, которая иногда становится жертвой своей противоречивости, но сохраняет умиротворенный вид.
Впрочем, для фильма в котором ровным счетом практически ничего не происходит — просто описывается жизнь, яркие впечатления и запомнившиеся моменты, aka олеография, сказанного достаточно. Verbum sat.
6 из 10
16 мая 2014
Очередное кино из серии экранизаций Менцелем Грабала не лучше и не хуже предыдущих: в некотором смысле по бесконфликтности, уюту самое пасторальное. Показанный в фильме идеал мирного существования чешского буржуа вполне соответствует представлениям на сей счет и заграницы. Васарьова в расцвете красоты хороша как нигде. Трудно сказать, кому фильм категорически не понравится. И все же это олеография, в определенном смысле не имеющая никакого отношения к искусству кино. Такое ощущение, что фильм Менцеля снят в реальности параллельной той, в которой снимали фильмы Бергман и Герман.
6 из 10
1 мая 2011
Сложно подобрать слова, чтобы описать стиль этого необыкновенного фильма. Добрая ироничная сатира? Зарисовки из жизни маленького городка? Комедия? Наверное, всего понемногу.
Иржи Менцеля, наверное, в чем-то можно сравнить с Гоголем и его описанием, так сказать, народностей — у обоих сочетаются искренняя любовь к героям и одновременное подтрунивание над их чертами характеров и слабостями. Все это сполна можно найти и в этом фильме.
Интересный факт: исполнительница главной роли Магда Васарьова потом активно занялась политикой и даже была кандидатом в президенты Чехии, поэтому отдельные сцены из фильма смотрятся особенно забавно :)
В общем, фильм рекомендуется к просмотру всем любителям старого доброго чешского кино.
Кстати, фильм известен также как «Срезки», что гораздо лучше подходит к его содержанию, чем пресно-сказочное «В старые добрые времена».
9 из 10
26 января 2010