Тайна Обервальда
Il mistero di Oberwald
6.5
6.2
1980, мелодрама, драма
Италия, Германия (ФРГ), 2 ч 9 мин
16+

В ролях: Моника Витти, Паоло Боначелли, Франко Бранчароли, Луиджи Диберти, Элизабетта Поцци
и другие
Молодая королева становится свидетелем убийства своего мужа сразу после свадьбы. Преследуемая судом, она совершает побег, тайно переезжает из одного своего замка в другой. В годовщину гибели мужа она приезжает в замок в Обервальде. Враги королевы нанимают для ее убийства молодого поэта Себастьяна. Но вместо воплощения задуманного плана поэт влюбляется в королеву. И она отвечает ему взаимностью.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тайна Обервальда

английское название:

Il mistero di Oberwald

год: 1980
страны:
Италия, Германия (ФРГ)
слоган: «If you don't kill me, I'll kill you.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Лучано Товоли
композитор:
художники: Миша Сканделла, Виттория Гуаита, Стефания Конти
монтаж: ,
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 1980 г.
на DVD: 28 октября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Тайна Обервальда», 1980

Видео: Трейлер (Тайна Обервальда, 1980) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Тайна Обервальда», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тайна Обервальда», 1980

«Тайна Обервальда» (1980) — первый фильм знаменитого итальянского экзистенциалиста Микеланджело Антониони после гениальной «англоязычной трилогии»; единственный фильм маэстро, уходящий так далеко от канонов, что большой риск заплутать среди перипетий чужого материала не мог не сбыться. Антониони словно впал в какой-то глубокий опустошающий сон; его творение лишено образности, метафоричности, многозначительной витиеватости, выстроено по тривиальной конструкции стандартной костюмной «пустышки».

Сценарий написан самим режиссером и его постоянным соавтором Тонино Гуэрра по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орёл». Королева, сыгранная Моникой Витти (сотрудничество которой с Антониони завершилось именно на этом фильме), оказывается свидетелем убийства собственного мужа. Она начинает вести жизнь затворника: скрывается от внешнего мира, переезжает из одного замка в другой; а власть оказывается в руках свекрови и шефа полиции Фена. В годовщину смерти мужа королева приезжает в Обервальд. Враги вычисляют ее и нанимают для убийства радикального поэта Себастьяна, который подозрительно похож на ее покойного мужа (особенно в сцене, где он прячется за портретом короля). Но он не сразу решается исполнить заветную мечту королевы — погибнуть, как муж, от чужих рук; он влюбляется в нее, а она влюбляется в него, чтобы в конце драматически погибнуть вместе: он — от яда, она — от выстрела. Все их откровения друг перед другом отдают высокой концентрацией патетики: монологи Себастьяна о судьбе бедных и богатых, о социальной разобщенности, монологи королевы о душевном омертвлении, о тяготах власти.

Камерность не идет фильму на пользу: малое количество декораций и элементов их оформления создает ощущение театральности (пусть и были применены экспериментальные компьютерные технологии), а готическая выразительность проскальзывает очень редко. Все заявочные планы — грозовое небо, величественный замок, окруженный затуманенными лесами, разноцветные закаты (оператор Лучиано Товоли, уже сотрудничавший с Антониони на съемках фильма «Профессия: Репортер» (1975), вдоволь поразвлекался с цветовыми фильтрами и освещением) — размыты, как и весь фильм, уникальность которого заключается в том, что он был снят не на кинопленку, а на видеокамеру.

Содержание же сводится даже не к традиционному захвату власти в духе шекспировского «Гамлета», что могло бы смотреться удобоваримо даже при такой подаче, а к притяжению противоположностей, которым все же не суждено стать единым целым. Но патетика и театральность превращают фильм в декларативную клоунаду. Спасает ситуацию лишь Моника Витти, которую природа наградила действительно королевской внешностью и грациозностью; здесь она полностью раскрывает свой актерский потенциал.

21 мая 2017

Тайна Обервальда

«Тайна Обервальда» — своеобразная ответная дань уважения Антониони своему коллеге Висконти, который за пятнадцать лет до этого сделал то же самое в «Постороннем». Экранизация пьесы Жана Кокто «Двуглавый орел», посвященная роковой любви королевы к своему потенциальному убийце, завершающаяся трагической гибелью обоих, была поставлена Антониони для итальянского телевидения.

Картина, являясь откровенно проходной в творчестве мастера, стоит несколько в стороне от его ключевых тем и стилистических предпочтений и может быть интересная как минимум по двум причинам: из-за выдающегося исполнения Моники Витти, наконец-то получившей шанс раскрыться как характерная актриса в художественной вселенной Антониони, до этого момента использовавшего ее только как яркий типаж закомплексованной невротички, из-за яркого изобразительного решения, достигнутого посредством использования новых для того времени компьютерных спецэффектов.

Оператор Лучано Таволи, уже работавшей с Антониони над картиной «Профессия-репортер», не устает поражать зрителя своей изобретательностью: например, по-разному освещая персонажей и заставляя освещение перемещаться вместе с ними, как бы вытесняя основное освещение сцены — возникает ощущение, что он располагает перед объективом сразу несколько цветных фильтров.

Цветовая дифференциация кадра достигает своего апогея в эпизоде разговора королевы с графом, заставляя вспомнить операторские хитрости С. Вьерни в картинах П. Гринуэя, делившего внутрикадровое пространство на квадраты, однако лента Антониони снималась за несколько лет до полнометражного дебюта Гринуэя, что делает ее новаторской в художественном отношении для своего времени.

Изменение способа освещения на протяжении эпизода, снимаемого одним планом да к тому же на цветную пленку — задача технически весьма сложная, выполнимая разве что в черно-белом кино (вспомним сцену монолога Брандо о птице в «Из породы беглецов» С. Люмета).

Что касается ракурсов, планов и траекторий съемки фильм ощутимо несет на себе признаки телевизионной эстетики: обилие средних планов, злоупотребление «восьмеркой» в монтаже (чередование крупных планов говорящих при диалоге), перемещение героев в кадре при статичной съемке. Все эти технические особенности обедняют фильм, несмотря на новаторское использование освещения и спецэффектов.

Однако, все недостатки ленты искупает исполнение М. Витти, создающей по-настоящему полнокровный образ, пластически деликатно подчеркивая королевское происхождение героини. Особенно выразительны ее танатофильские монологи, в которых она раскрывает перед своим потенциальным убийцей причины своей духовной опустошенности и влечения к смерти.

По-висконтиевски изящным, с пронзительным музыкальным сопровождением, выглядит их объяснение в лесу — сцена, будто украденная из «Невинного». Некоторая выспренность и патетичность диалогов, обременительность для зрителя многочисленных отсылок к политическому контексту того времени и хитросплетения интриг при королевской дворе заметно отягощают фильм, лишая его типично антониониевской изысканной недоговоренности.

Будучи выдающимся мастером умолчания, на этот раз Антониони изменил себе — в ленте слишком все названо, определенно, однозначно. Если бы не было игры М. Витти, музыкального сопровождения и операторских изысков, поэтически одухотворяющих некоторые эпизоды, картина могла бы быть признана неудачей и как экранизация, слишком театрализованная и художественно зависимая от телевидения и как авторский фильм, почти не несущий на себе явных признаков режиссерского почерка Антониони.

31 декабря 2015

Michelangelo — Il mistero di Oberwald

В «Обервальде» перед нами предстает качественно другой Антониони. Он не стесняется использовать понятные и последовательные прямолинейные сюжетные конструкции. Он не стремится к изысканности в работе с камерой. Разве только немного экспериментирует со светом, но это обусловлено тем, что весь фильм фактически пройдет в помещениях. Он не стремится уже заполнить все происходящее нарочитым молчанием. Нет. Он делает нечто такое понятное, что могло бы быть вполне и снято даже Висконти — костюмную драму по произведению Кокто.

И тут, на совершенно чуждой для него территории Антониони выглядит и вовсе беспомощно. Да и еще с Моникой Витти в главной роли. Философская притча про интриги в государстве, странную королеву и авантюрного странника виляет между просвещенным «кафкианством» и темой душевного очищения посредством искренней любви.

Сразу же всплывает много деталей. Ясное дело, что в вопросах последовательного изложения сюжета Антониони совсем не дока. И у него все как-то сбивчиво происходит, хотя структура произведения проста и линейна. Однако, самое главное — это те невразумительные потуги камеры, которые происходят внутри замка. Антониони помещая все действие в одни и те же интерьеры, совсем забывает о них. Нет ни подчеркнутой клаустрофобии, ни ощущения пространства. Вместо этого нам предлагается бесхитростная эстетика заурядной телепьесы.

Тут самое время напомнить про тривиальный сюжет наполненный шаблонов и метафор. Многозначительные беседы о свободе приправленные открывающейся дверью выглядят совсем слабо. Слабой выглядит и Моника Витти, раз за разом проваливая практически все свои крупные планы и напряженные монологи. Слабой выглядит и развязка действа.

К слову говоря, даже самые преданные поклонники Антониони обычно не упоминают «Тайну Обервальда» в числе успехов. А название очень даже стильное. Жаль.

3 из 10

21 августа 2015

Беги королева!

Антониони — мастер красивого кино. Я бы назвала его творения живописью, ибо фильмы так красивы и четко продуманы, что на них хочется смотреть со всех сторон, долго рассматривая каждую сцену. Они будто объемные и живые.

Вчера посмотрела очередную работу мастера «Тайна Обервальда», фильм понравился очень, он с гордостью займет место в списке любимых фильмов. Идея такова, вот уже 10 лет молодая королева ведет затворнический образ жизни, переезжая из замка в замок. Она замкнута, не показывает свое лицо и полностью отошла от дел. Все потому что 10 лет назад убили ее любимого короля, с которым она только-только обвенчалась. Против королевы готовится заговор, но все меняется в тот момент, когда в ее комнату проникает молодой поэт и мятежник.

Фильм завораживает, оторвать себя от такого яркого зрелища просто невозможно. Концовка трогательная и печальна, в общем-то это было предрешено еще в начале фильма.

Советую этот фильм всем любителям красивого и загадочного кино, старые замки, молодой поэт с поразительными глазами, несчастная королева и под коверные интриги делают фильм незабываемым.

14 сентября 2011

Радужная готика

Творчество Микеланджело Антониони — редкий подарок для любителей красивого и таинственного. Я не считаю себя главной поклонницей режиссера, но видела несколько его фильмов, и все они мне понравились. Фильм «Тайна Обервальда» — не исключение, но он стал для меня особенным. Этот фильм, на мой взгляд, также нетипичен для своего создателя, как «Дюна» для Дэвида Линча.

В основу сценария легла пьеса Жана Кокто «Двуглавый орел», написанная, якобы, по реальным событиям. Первое, чем я занялась после просмотра — поиск в интернете какой-либо информации о пьесе и ее прототипах. В аннотациях к одноименному фильму Кокто 1948-го года говорится о некой «трагедии замка Кранц» и судьбе последней королевы Баварии. Несмотря на упорные поиски, я не смогла найти какой-либо информации об этих событиях и задействованных в них лицах. В то же время погибший король наделен некоторыми чертами «сказочного» баварского короля Людовика II (1864—1886), прославившегося безумием и расточительством, а молодая вдова отчасти напоминает его кузину императрицу Елизавету Австрийскую (1854 — 1898), одну из красивейших женщин Европы, известную больше как королева Сисси. Вдохновившись образами и судьбами реальных людей, Кокто создал красивую историческую мелодраму, которая в руках волшебника Антониони превратилась в классическое произведение жанра фэнтези.

Первые кадры фильма — гроза, погоня в лесу, очертания далекого замка, зловещий красный свет — нереально и жутко, как в книгах Мервина Пика. Пользуясь новейшими на тот момент телевизионными технологиями съемки, режиссер играет с цветом и освещением, создавая причудливые, иногда мрачные, а иногда и забавные картины. Я вспомнила одну из глав «Горменгаста» — «В мучнисто-зеленом свете», где под покровом ночи, в свете лампы с зеленым абажуром один из героев книги — Свелтер — точил свой ужасный топор. В фильме злодей граф Фион появляется в фиолетовом свете, изобличающем его коварство, а моменты счастья и свободы королевы окрашены нежно-бирюзовым. Сейчас такие эффекты кажутся нам убогими, но поверьте, режиссер прекрасно их использовал, добившись большего, чем удается многим его современным коллегам, вооруженным 3D- технологиями.

Мне надо бы рассказать больше о сюжете самого фильма, но это вряд ли возможно. О фильмах Антониони сложно писать, потому что толком не знаешь, о чем они. Он, в общем, несложен, но не поддается внятному пересказу. Начавшись с загадки, фильм заканчивается неизвестностью. Во всяком случае, мои глаза изрядно округлились, когда я увидела его окончание.

Фильмы Дэвида Линча, и в частности, «Дюна», также упомянуты мною не зря. Хотя, на мой взгляд, этот фильм должен понравиться поклонникам «Дюны» Линча, он ближе к оригинальной книжной серии Ф. Герберта. Фильм камерный, все действие происходит в стенах замка или в парке, вы здесь не найдете стрельбы и погонь. Он посвящен трагедии власти, дворцовым интригам, конфликте личности и ритуала.

Главные герои прекрасны и выразительны. Суровая и нежная рыжеволосая королева, ее юный возлюбленный — сероглазый брюнет. Вам это ничего не напоминает? Сколько похожих образов встречаем мы в классических произведениях. В характере королевы можно увидеть черты леди Джессики, Алии и графини Гроан. Поэт Себастьян одновременно похож на Пола Атридеса, Титуса и оригинального, книжного Фарамира. Если вам знакомы эти имена, вы не останетесь равнодушными к судьбе героев этого фильма.

Чудесный образец романтического фэнтези. Для мечтательных особ и лиц с обостренным чувством юмора.

10 из 10

12 сентября 2010

Нeнастнoй ночью в пoкои к корoлeве, вынужденной из-за покушений на eё жизнь всё время пeреезжать с места на мeсто, чeрез тайную дверь вваливается раненый молодой человек, ужасно похожий на её погибшего ровно десять лет назад от руки убийцы мужа.

По пьесе Жана Кокто «Двуглавый орёл», экранизированной им же в 1948 году. Странно, но почти семидесятилетний Микеланджело Антониони снял весьма своеобразный, интересный и в общем-то крепкий фильм, который насквозь пропитан каким-то восторженным дилетантизмом, радостью режиссёра-первооткрывателя и почти детской наивностью. С почти осязаемой увлечённостью…

Отличный фильм, смотреть стоит, все как всегда у Микеланджело, все в его стиле

5 мая 2007

Мелодрама Тайна Обервальда появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Микеланджело Антониони. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Моника Витти, Паоло Боначелли, Франко Бранчароли, Луиджи Диберти, Элизабетта Поцци, Амад Саа Алан, Карла Будзанка, Франко Москон.

Производство стран Италия и Германия (ФРГ). Тайна Обервальда — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.