Поздние свидания
6.9
7
1980, комедия, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 40 мин
12+

В ролях: Лариса Малеванная, Юрий Платонов, Екатерина Васильева, Сергей Никоненко, Алина Ольховская
и другие
Приехав из деревни в Ленинград, героиня добилась всего, о чем только могла мечтать: с отличием окончила институт, аспирантуру, защитила диссертацию, построила и обставила кооперативную квартиру. Только вот в личной жизни ей не везет: почему-то не держатся возле нее мужчины...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Поздние свидания

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Валерий Миронов
композитор:
художник: Алексей Федотов
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 марта 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Постеры фильма «Поздние свидания», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Поздние свидания», 1980

Фильм абсолютно мужской в худшем смысле этого слова. В своём желании 'поставить на место' умных и образованных женщин авторы не гнушаются бессовестной подменой понятий и выдают за самодостаточность обыкновенное... хамство. Не 'горе от ума' - беда нашей героини, а её вздорный, мелочный характер. Не избыток культуры, а её полное отсутствие. Ведь ни диплом о высшем образовании, ни безудержное потребление продуктов искусства, мало чем отличающееся от чревоугодия, не гарантируют наличия подлинной культуры у человека. Истинная культура невозможна без глубокого уважения к достоинству (чужому и своему), такта, терпимости к чужим вкусам. Если человек обладает этой самой внутренней культурой, то ни образование, ни широкий кругозор не мешают ему жить счастливой семейной жизнью, если на то есть его желание. Но авторы прямо-таки не хотят знать, что свободный дух и свободный ум не есть свобода от обязательств и отрицание человечности. 'Стань дурой - или одинокая старость!' - таков посыл фильма. На самом деле, Вера - и есть дура. Вот такая вот дура с дипломом. А сколько интересных, умных, красивых женщин умудряются быть прекрасными жёнами и матерями - но авторы намеренно отрицают эту реальность.

Может, авторы хотят показать, что чрезмерная учёность ведёт к одиночеству через самодостаточность? Но, во-первых, самодостаточность, как и культура, ну никак не связана с образованием. Во-вторых, я не увидела здесь никакой самодостаточности. Даже поверхностное знакомство с психологией учит тому, что человек больше всего старается демонстрировать те качества, которые ему не присущи: жестокий прикидывается альтруистом, скупец - широкой натурой и т.д. Вера столько шуму поднимает вокруг своей свободы и независимости, что это для чуткого уха звучит уже как вопль отчаяния и крик о помощи. Только вот помогать-то ей не хочется, потому что это будет игра в одни ворота - мечта мазохиста.

Вот так, изобразив вздорную, недалёкую, закомплексованную бабёнку, авторы пытаются свалить с ней в одну кучу действительно развитых - интеллектуально и духовно - женщин, приколов к ним один ярлык - 'эмансипэ'. Неубедительно, надуманно. Притянуто за уши.

Вы покажите мне настоящую трагедию самодостаточности. Когда самодостаточность - не жеманная, крикливая поза, а выстраданный результат долгого процесса самопознания, когда человек с удивлением и горечью обнаруживает, что он ну не монтируется с другими людьми! Что 'ад - это другие', даже когда эти другие отнюдь не плохи и ни в чём не виноваты. Покажите трагедию действительно умного и культурного человека, попавшего в ловушку 'отношений' (ведь и самодостаточным свойственны гормональные всплески!) и не знающего, как избавиться от человека, которому с тобой прекрасно живётся! Этого тюфяка Еремеича нужно долго унижать прежде, чем он дозреет, что ему здесь не место. И как тут быть по-настоящему, не напоказ, самодостаточному человеку, который не хочет никого унижать, не хочет ни на ком самоутверждаться, но задыхается и вянет в присутствии Еремеича или кого другого? И как этим еремеичам объяснить, что ваше сосуществование - ошибка, если присутствуют и уважение, и пироги, а всё остальное Еремеичи считают минутной блажью, мол 'ляг-поспи и всё пройдёт'?! Трудно показать трагедию НЕ крикливой, НЕ истеричной особы, но вы же художники - покажите! А когда женщина действительно глупа - ну какая же в том трагедия? И чем виновата эмансипация?

9 февраля 2022

Я тебя люблю. Но не уважаю.

Фильм о том, как можно совмещать в рамках одних и тех же отношений неуважение и влечение. О том, как можно тянуться к человеку, стремиться быть с ним рядом и одновременно исправлять его, переделывать под себя.

И будто авторы нам пытаются донести, что женщине нужно быть именно 'женщиной', мягкой, домашней, хозяйственной, хрупкой и т.д.

А никак не профессионалом своего дела, специалистом по лингвистике, защитившим диссертацию или врачом, которая каждодневно проводит сложнейшие операции на глазах.

Только нет здесь противоречия. Можно и так, и так. И, конечно, такие женщины достойны уважения в не меньшей степени, чем домохозяйки.

Всегда ли независимая женщина одинока? Не факт. А именно Вера осталась бы одинокой с Николаем в любом случае. По той простой причине, что на глубокую любовь с принятием и уважением они оба не способны.

20 декабря 2021

Так много приобрела. Так много растеряла.

Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!

Ленин в Октябре, 1937г., реж. М. Ромм

Конечно же, этот фильм далёк от живописаний мятежных событий 1917 года. Мы не увидим здесь ни легендарного броневика, ни крейсера Авроры, ни чёрных бушлатов воинственных матросов. Но воздух фильма пропитан, пропах «парфюмом» революции. Вот тебе на, — воскликнет неподготовленный зритель, — намеревался посмотреть лирически-сентементальный фильм из «бабушкиного сундука», эдакое советское ностальжи, — а на что попал? Ошибся что ли? Какая такая революция? Что за чушь? Успокойтесь, успокойтесь милейший. Лента о революции сексуальной. Сексуальной. Ею пронизан весь фильм. От самого начала, до самого окончания. Заинтриговал? Не верите? Полагаете, вновь шучу? А вот и нет. Правда.

Как там говорил товарищ Сухов в «Белом солнце пустыни»? Э-э-э, вот так, кажется, — Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы свое проклятое прошлое! Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.

Фильм режиссера В. Н. Григорьева выпущен в 1980году, следовательно, на воплощение лозунгов Ленина-Сухова у страны было что-то около 60 лет. Получилось? Ещё как. Мы и сейчас продолжаем совершенствовать, оттачивать, улучшать…

Вон оказывается, где глубина этих корней…

Итак, СССР, средняя полоса, ранняя осень, круизный тур по Волге. Отдыхающие. Он в отпуске. Она — тоже. Он женат. Она — нет. Ему за пятьдесят. Ей за сорок. Ни к чему не обязывающий флирт. От скуки. Для разнообразия буден. Вместе на экскурсии, каютный чай с сухарями, арбуз на крутом береговом склоне и… всё. На этом ВСЁ. А ещё всё когда то заканчивается. И праздное безделье в прошлом. Пришла пятидневка труда. Но ОН увлёкся. Внешностью, фигуркой, умом, женственностью. И себя теряет. Теряет совершенно. Просто пропадает, сгорая от нетерпения видеть, общаться и, конечно же, … обладать. Чего уж тут «сюсюкать»… Мыслями далеко-далеко от дома, семейного очага. А рядом жена. Верная подруга. Вторая половина. С ней — пуд соли, вместе. И сыну уже 18, у него первые свидания. С девочкой. А тут «папашка» в такой ситуации. Самому стыдно. И наш герой мучительно одёргивает себя.

Вот такое начало полирует кинематографический цех. И актёры со своими партиями справляются блестяще. Естественность обстановки, обстоятельств увлекает, захватывая. Понятная простота. Не утомительно и не приторно.

С чем мы имеем дело? С каким мужским кризисом по счёту? Сколько их всего, по мнению достопочтенных мэтров науки? Это уже не подростковый, ну, и наверное, не среднего возраста. Так какой же? Предзакатный что ли? Предпенсионный? Бес в ребро? Возможно. Впрочем, оставим это. Вернёмся к ленте.

Автор предлагает нам художественное исследование социальных ролей мужчины и женщины в современном обществе. Пардон, оговорился. В обществе конца 70-х, начала 80-х. На этом стоило заострить внимание. Как-никак сейчас 2018год и много воды утекло с тех пор. Итак, рассмотрению подвергается набор ожидаемых образцов поведения, ЕЁ и ЕГО функции в семейной жизни. А с чем же мы сталкиваемся здесь и в реальной действительности? Со смещением граней и изменением ролей — женщина перестала быть хранительницей очага, чутким, тонким, заботливым. «Классовые бои» настолько разволновали её, что и в науку, и в космос, и к станку ОНА проложила дорогу. Но выиграла ли от этого? Приобрела или потеряла для себя самой? А может быть, забрав часть ноши у сильного пола, надорвалась? Трансформировалась? Очерствела, одичав знаниями? Вот таков посыл.

Раскрепощённая, независимая, эмансипированная ОНА нарядна внешне, необычайно волнительна изначально и так страшна при ближайшем знакомстве. Мало, мало женского. Вытравлено всё.

Два мужчины, Николай Еремеевич и Кукушкин в соприкосновении с женщинами — Верой Ивановной и Варварой Семёновной поразительная череда сцен с размышлениями. Смешно, но уже и яичницу не могут поджарить, чтобы не пригорела, а мыслями и делами в высотах светочи… Но это не было бы так смешно, если бы не было так грустно. И накатывает, накатывает волна за волной, грозясь смести сокрушив — непонимание как так можно жить. И вопрошает, вопрошает, уговаривая измениться, не понимая, что это невозможно в принципе. Опыт и возраст порукой. Десятки лет за спинами. Багаж «золота и камней» у каждого свой. Только смирять себя. И только компромиссы. Возможно это? Нет. «Мне страшно с тобой» — едва ли не последняя фраза этой картины

Фильм начинается с реплик о «Домострои» и вожжах — чудит, чудит режиссёр. Но в финале, в череде поступков, этот тезис напрашивается сам собой. Прорастает вновь. И слёзный взгляд в нас, зрителей этой милой, но где то потерявшей себя барышни, размышлением. Так много приобрела. Так много растеряла.

7 из 10

30 августа 2018

Те, кому за 40

Этот фильм из категории остросоциальных драм, и о нём можно дискутировать бесконечно. Причём, дискутировать аргументировано, с привлечением примеров «из кино» и «из жизни». Мы живём «в сфере людей» поэтому крепко связаны межличностными отношениями, без которых не совершается ни один наш поступок. Любой период жизни мужчины и женщины интересен по-своему: молодость — безапелляционной категоричностью, старость — выстраданной мудростью. Зрелость находится как раз посередине. Это самый уязвимый период: молодость отцвела-отшумела, изрядный «кусок жизни» безвозвратно пройден, «громадьё планов» отчасти реализовалось, отчасти нет. Кто-то «проскакивает» этот период на огромной скорости, кто-то начинает «буксовать». Такие «пробуксовки» имеют собственное название — кризис среднего возраста. У мужчин и женщин он протекает по-разному. Нам интересен «мужской вариант», потому что именно его «разложил по полочкам» фильм Владимира Григорьева «Поздние свидания».

Николай Еремеевич (Юрий Платонов) человек «уютный» — не конфликтует на работе («Изобретение само себя протолкнёт»), спокоен и уравновешен в семейной жизни («Вот покушаем и будем смотреть третью серию»). Он вполне доволен собой и ничего не хочет менять, пока в его жизни не появляется женщина по имени Вера. Вера Ивановна (Лариса Малеванная) — человек совсем других взглядов, нежели Николай. С 17 лет она живёт самостоятельно, сделала успешную карьеру преподавателя английского языка, полностью себя материально обеспечила. Её представления о доме, семье разительно отличаются от взглядов Николая. По мнению «Еремеича» «Женщина просто обязана иметь дом, гнездо. Без дома она ничто, даже если она — Ломоносов». Подобные высказывания вызывают в Вере протест: «Дорогой мой, ты чудный, ты порядочный, но не кажется ли тебе, что ты — одноклеточный?» Палитра жизни для Веры много ярче, нежели для Николая, живущего по старым «канонам» семейных ценностей.

Вера — это женщина, тип которой в конце 70-х годов только-только начинал формироваться. Их было немного, и это выделяло их из общей массы. Дом для неё был всего лишь местом, где можно отдохнуть после работы. Её совсем не впечатляют «подвиги у плиты», поэтому и холодильник всегда пустой. Для неё гораздо важнее работа, встречи с интересными людьми. Она с радостью принимает жизнь во всём её многообразии. Она живёт широко, весело. Наверное, именно контраст с законной супругой заставил Николая «ошалеть от любви». Анна Ивановна (Алина Ольховая) — отнюдь не «серая мышка» — красивая, милая, домашняя. К мужу относится с чуткостью, понимая его лучше, чем он сам. Доказательство тому — привезённые им любительские фильмы: «А кто эта женщина, та, что оглянулась? Что это за скамейка, ты её так и этак снимаешь?» Она поняла о влюблённости мужа раньше, чем он сам это для себя «сформулировал». При всём при этом, когда дело дошло до прямого разрыва, она показала себя настоящей волевой женщиной: если решил — уходи.

Варвара Семёновна в бесподобном исполнении Екатерины Васильевой — тоже человек «новой формации». Состоявшаяся в профессии как отличный врач-окулист, она также одинока, как и её подруга. Но почему одинока? Ответ даёт Сергей Никоненко в роли Кукушкина: «Вы слишком умны для меня», на что она отвечает «Кукушкин, я стану дурой». Героиня говорит это с иронией, но за иронией скрывается явная горечь: «Мужики не любят таких, как мы — не варим, не парим, не взбиваем подушки». Этой фразой она постулирует свой тип женщины — волевой, прогрессивной, интеллектуальной, но при этом очень часто — одинокой. Мужчина в семье, как ни крути, — собственник. Горячо любя свою «вторую половинку» он всё же хочет оставаться главой семьи. Хотя бы просто для того, чтобы чувствовать себя настоящим мужчиной. Раньше именно так и было с Николаем. Но теперь всё сильно изменилось. Уйдя из семьи, он попал в совершенно другой мир, который ему чужд, но в котором он как-то должен адаптироваться — слова Веры: «Не рассуждай об искусстве. Ты в нём ровным счётом ничего не понимаешь». Слово за словом, поступок за поступком, и эйфория влюблённости постепенно теряет прежние яркие краски, заставляя героев совершать опрометчивые поступки, исправить которые будет совсем непросто…

Немногие фильмы хочется пересматривать. А этот — хочется. Конечно, не сразу, а лет через пять, чтобы успеть подзабыть яркий, живой, колоритный слог отца и сына Габрилович. А потом снова с головой окунуться в эту историю, у которой финал есть, а вот конца нет. Его нет, потому что и вчера, и сегодня, и завтра мужчины и женщины будут снова и снова совершать те же самые поступки, что и герои фильма. И с этим, к счастью, ничего нельзя поделать…

5 февраля 2018

Комедия Поздние свидания появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Владимир Григорьев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Лариса Малеванная, Юрий Платонов, Екатерина Васильева, Сергей Никоненко, Алина Ольховская, Александр Чебан, Галина Щепетнова, Петр Шелохонов, Владимир Карпенко, Олег Пальмов, Александр Чабан.

Страна производства - СССР. Поздние свидания — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.