Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Панельная история, или Как рождается поселок |
английское название: |
Panelstory aneb Jak se rodí sídliste |
год: | 1980 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Вера Хитилова |
сценаристы: | Ева Качиркова, Вера Хитилова |
продюсер: | Miroslav Smrcek |
видеооператор: | Яромир Шофр |
композитор: | Иржи Шуст |
художники: | Алес Волеман, Яна Брежкова |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанр: | комедия |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 декабря 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 36 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
За счет острого монтажа и умелого чередования связанных между собой эпизодов постановщице удается вытроить почти олтменовкую по охвату мозаику, масштабную фарсовую комедию о человеческих страстях на фоне социалистического строительства. Да, «История панельного дома» - почти платоновский «Котлован», правда, лишенный трагизма, обширная метафора построения коммунизма в отдельно взятой стране. В фильме строят ни много ни мало целый микрорайон, видимо, прекрасный в будущем, но на деле – непролазная грязь, отсутствие дорог и минимального социального обслуживания. Как феминистка, Хитилова делает здесь своими героями преимущественно женщин, обремененных домашними заботами, уходом за детьми и непрерывным стрессом. В «Истории панельного дома» никто не счастлив, все сходят с ума в будничном хороводе абсурда: здесь мать учит дочь добродетели, сама развлекаясь со стареющим донжуаном, всюду лезущий любопытный беззубый дед учит жизни молодое поколение, а маленький ребенок, брошенный на произвол судьбы, шкодит не по-детски.
Удивительно, как Хитилова не путается в многочисленных историях и персонажах, по-олтменовски виртуозно их сопоставляя и по-муратовски едко насмехаясь над людскими недостатками. Фильм был снят почти сразу после «Заноса» и также вышел в прокат лишь спустя какое-то время: слишком остро режиссер поставил здесь проблему экзистенциального неблагополучия, расхлябанности и бесхозяйственности позднего «совка» (поразительно, как теперь показанные ей реалии угнездились на территории бывшего СССР: вроде бы экономическая формация иная, а проблемы все те же). В «Истории панельного дома» (или «Панельной истории») Хитилова сочетает кромешный реализм, сгущенный до натурализма, с изощренным формализмом своих ранних работ (сюжетосодержащие планы чередуются не только между собой, но и с документальными съемками строительства жилых домов, проходящих в немыслимой грязи и беспорядке).
Подобно Муратовой, взяв за основу неуправляемый хаос неоформленной материи, Хитилова преображает его силой своего искусства, так что хаос становится порядком: выходит, что в жизни, особенно социалистической, порядка нет (он, как и покой, только снится), а средством его оформления может служить лишь искусство, причем, либо идеологически нейтральное, либо диссидентское, ведь соцреализму не под силу не только преобразить, но даже без лжи зафиксировать сумятицу жизни. По «Истории панельного дома» хорошо видно, что кинематограф Хитиловой сочетал сардонический смех с веселой комедийностью, то, что даже у Киры Георгиевны получалось не всегда. В результате у чехословацкой постановщицы выходит чрезвычайно сложноустроенное кино, сочетающее помимо всего прочего еще и гамму разнонаправленных настроений.
Это действительно кино такого уровня, что не каждый будет к нему готов, прочитав лишь верхний, самый понятный слой социальной критики, хотя Хитилова зашивает символизм и притчевость в саму ткань фильма, подавая его через систему сложных монтажных и сюжетных соответствий. Что же тогда говорить об ее следующем фильме – «Предвечерней резвости фавна», сценарий которого написан в соавторстве с той самой Эстер Крумбаховой, сосценаристки великих «Маргариток»?
4 января 2025
Гениальный фильм, который, несмотря на то, что он снят в Чехословакии, показывает саму суть жизни на постсоветском пространстве.
Сам фильм представляет собой серию эпизодов из жизни людей, живущих в новом строящемся микрорайоне. По идее, жизнь в этих многоэтажках должна быть комфортна, люди должны здесь пользоваться всеми благами цивилизации: звонить по телефону, ездить на лифте, круглосуточно иметь доступ к горячей и холодной воде…
Но это в идеале, а на деле…
На деле мы весь фильм наблюдаем то как что — то ломается и не выполняет своих функций: автомобиль есть, но он не едет; лифт есть, но он постоянно застревает и ломается; краны есть, но в них не течет вода; детский сад есть, но ребенка здать туда нельзя — мест нет;телефоны есть, но по ним никуда невозможно дозвонится и. т. д.
В принципе нечто подобное происходит на просторах бывшего СССР: вроде бы все на местах: есть парламент, правоохранительные органы, правительство, но все работает как — то неправильно. Настолько неисправно, что если где- то кто — то выполнит свои прямые обязанности, то это воспринимается едва ли не как чудо.
Перманентная стройка порождает хаос — лужи на улицах, развороченные ямы в земле, постоянный шум во дворе… То же происходит и в государстве, находящемся во время переходного периода: его жители подобны новоселам из панельных домов в фильме Веры Хитиловой и постоянно испытывают неудобства, живут в постоянном стрессе и суете.
29 апреля 2011
С первых кадров зритель погружается в очень узнаваемую (по методу съемки, специфике монтажа, абсурду ситуаций) и в то же время, совершенно особенную атмосферу, столь присущую фильмам лидера чехословацкой «новой волны» Веры Хитиловой.
История панельного дома — история Чехословакии, находящейся с 62-го года в перманентном кризисе. Многоэтажная новостройка изобилует всевозможными недоделками: лестницы не достроены, провода не изолированы, отсутствуют розетки, перебои с водой, не открываются двери; во дворе дома канавы и траншеи, лужи, грязь и горы не вывезенного мусора. В этой нехитрой метафоре легко можно проследить параллель с социально-экономическим состоянием страны. «Пражская весна», сулившая ослабление цензуры, создание многопартийной системы, полную свободу слова, собраний и передвижений, закончилась вводом в страну более 300 тыс. чел. и около 7 тыс. танков стран Варшавского договора. Либерального А. Дубчека на посту Генерального секретаря ЦК КПЧ сменил Г. Гусак, и в Чехословакии начался период нормализации, который Вера Хитилова в своих фильмах не раз подвергала сомнению и осмеянию.
Провокационно и неоднозначно название картины — с одной стороны панельная история — всего лишь рассказ о жителях панельного дома, с другой — создается впечатление, что это еще один камушек в огород тех, кто довел страну до полнейшей разрухи, а общество до такого состояния, что ему осталось только «выйти на панель».
Критика современного состояния общества облекается Хитиловой в форму саркастической трагикомедии, где документализм гармонично сочетается с почти кафкианским абсурдом, а провокация — с простыми бытовыми историями чехословацких семей.
Блестящая картина мастера авангардного эксперимента!
10 из 10
2 июля 2010