Рейтинг фильма | |
![]() |
5.6 |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Люди в океане |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Павел Чухрай |
сценаристы: | Эдуард Володарский, Павел Чухрай |
видеооператоры: | Михаил Ардабьевский, Владимир Шевцик |
композитор: | Марк Минков |
художник: | Александр Кузнецов |
жанры: | боевик, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
10 сентября 1980 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
6+ |
![]() |
1 ч 38 мин |
Непростое кино сняли Павел Чухрай и Эдуард Володарский. Токое кино «с наскока» не возьмёшь. Чтобы понять всю глубину конфликта персонажей, нужно вспомнить советско-китайские отношения того периода. СССР и КНР — два могущественных государства. СССР первым в мире признаёт Китайскую народную республику. В декабре 1949 года Мао Цзэдун посещает Советский союз. Советское правительство оказывает Китаю немалую помощь. Взаимные заверения в «вечной дружбе», которая продлилась всего 10 лет. Смерть Сталина, заявление Хрущева об осуждении культа личности дали трещину в отношениях двух когда-то дружественных государств. Мао Цзэдун хотел стать мировым вождем пролетариата, поэтому культ личности Сталина был воспринят им как провокация Советского союза и предательство нового правительства идеям марксизма. Открытый раскол, официальное прекращение сотрудничества произошло в 1960 году, когда Хрущев, обозлённый усилившимися критическими заявлениями китайцев в свой адрес, приказал за три дня вызвать из КНР всех технических специалистов. Китайское производство остановилось на неопределенный срок. Стена непонимания, нежелание идти на компромиссы стала крепче Китайской стены. Начинается двадцатилетняя вражда между социалистическими державами. Перейдя из статуса друзей в статус врагов, пик вражеских нападок произошёл во время Культурной революции в Китае (1966—1976). Посольство СССР в Китае подвергалось настоящей осаде демонстрантов. Самым масштабным стал конфликт в 1969 году на острове Даманский, унёсший жизни десятков людей. Обе страны начали готовиться к войне: Китай строит бомбоубежища, склады продовольствия, массово закупает вооружение на Западе. СССР укрепляет свои позиции на границе с Поднебесной, существенно увеличивает военные расходы.
Действие фильма происходит в 1976 году, сама картина снималась в 1980. А в феврале 1979 года началась первая в истории война между социалистическими государствами — Китайско-вьетнамская война. Закончилась она в марте того же года, унеся около 40 000 жизней с обоих сторон, но вооружённые столкновения продолжались до 1990 года. Это «военно — политический» фон, на котором Чухрай снимал свою картину. Снималась она на самом крупном острове Малой гряды Курильских островов — Шикотане. Из заявленных жанров слово «боевик» я бы убрал — в фильме не прозвучало ни одного выстрела. А вот «драма» написал бы самыми большими буквами, потому что драма здесь во всём: в ничтожности человека в сравнении с бездной океана, в хрупкости деревянных построек перед гигантской волной цунами, в трагедии людей, которые боятся возвращаться на родину, потому что их спасли «враги». Совершенно не понимаю крайне низкой оценки фильма. Актёрский состав отличный: Вадим Спиридонов, Борис Галкин, Владимир Заманский, Лариса Удовиченко, Светлана Тома. Их персонажи «живые», «не ходульные». Интересный сюжет от большого мастера социальной, военной и криминальной тематики — Эдуарда Володарского. Довольно приличные макетные съёмки разрушительной войны. Конечно, по яркости и зрелищности они явно уступают вышедшему ранее «Экипажу» (1979), но у «Людей в океане» цель была совершенно другая — не развлекательная. Тем не менее картину посмотрело более 20 млн. зрителей. Сегодня модно искать во всех советских фильмах пропаганду. Можно найти её и здесь — пропаганду искреннего участия в судьбе человека, нуждающегося в помощи. Так поступили советские моряки, спасая китайских рыбаков. Совсем иначе ведёт себя молодой китаец-хунвейбин. Хунвейбины — одни из наиболее активных участников Культурной революции, унёсшей в Китае миллионы жизней. Чем они лучше «жерновов» НКВД, «перемоловших» миллионы советских граждан? Да ни чем. Просто к середине 80-х в СССР граждане только-только «отошли» от всего этого репрессивного мракобесия, а в Китае оно было в самом разгаре. Тогда в чём же заключается «идеология» картины? Всего лишь в предостережении - война не нужна никому: ни нам, ни китайцам. Именно об этом говорят последние, самые эмоциональные кадры фильма.
7 февраля 2018