Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 8.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кто там поет |
английское название: |
Ko to tamo peva |
год: | 1980 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Слободан Шиян |
сценарий: | Душан Ковачевич |
продюсер: | Milan Zmukic |
видеооператор: | Божидар «Бота» Николич |
композитор: | Водзислав Костик |
художники: | Неманья Петрович, Мира Кохадзич, Велько Деспотович |
монтаж: | Лилиана-Лана Выкобратович |
жанры: | комедия, драма, приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июня 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
'Кто-то там поёт' (1980) - один из самых известных фильмов ныне несуществующей Югославии, который признан лучшим сербскими фильмом с 1947 по 1995 годы. Режиссёром был Слободан Шиян, а сценаристом Душан Ковачевич. В ролях Павле Вуисич, Драган Николич, Данило Стойкович и так далее. Жанр: трагифарс, драма и притча.
Действия фильма происходят за несколько дней до оккупации королевства Югославия странами Оси. Он начинается с исполнения заглавной песни произведения 'Свиче зора у суботу' двумя парнями цыганского происхождения. После музыкального выступления в деревню приезжает автобус Крстича-старшего (Павле Вуисич) под управлением его сына Мишко Крстича (Александар Берчек), он забирает музыкантов и нескольких желающих добраться до Белграда. На протяжении пути к героям присоединяются самые разные попутчики: от ветерана Первой мировой войны до актёра театра и молодожёнов. Всем им предстоит через множество препятствий таки добраться до столицы Югославии и начать новую жизнь.
Начнём, пожалуй, с минусов, так как их стоит обсудить в первую очередь. Фильм целиком состоит из специфического балканского юмора, от которого многие зрители сейчас будут чувствовать лишь недоумение. Однако этот самый юмор высмеивает самые разные пороки человечества от ревности и похоти до национальной ненависти. Фильм снят за примерно 430 тысяч долларов (по курсу на начало 2024 года), поэтому декорации весьма скудные, а локации однотипные. Оттолкнуть могут и сами персонажи, так как все они полны различных грехов; в этом фильме нет отдельных протагонистов и антагонистов - все герои этого фильма и те, и другие. Особняком стоят лишь двое парней-цыган, исполняющие заглавную песню и почти не разговаривающие с другими персонажами этого фильма.
Теперь поговорим о плюсах. Одно из главных достоинств - заглавная песня 'Свиче зора у суботу', которая стала, пожалуй, известнее самого фильма. Она многократно перепевалась, в ней заменяли текст, но запоминающийся мотив все равно оставался неизменен. Другим плюсом являются актёры. Несмотря на то, что за пределами Балканского полуострова о них почти никто не слышал, с ролями они справляются отлично. Своей игрой они притягивают интерес зрителя к совершенно неприметным персонажам и делают фильм гораздо привлекательнее. Хочется похвалить и самого Слободана Шияна за съёмку такого сложного фильма. Он вместе со сценаристом Душаном Ковачевичем выстривает максимально сюрреалистичные и абсурдные сцены, высмеивающие разные пороки человека.
Стоит сказать и об исторической значимости этого фильма. Он был снят всего за 28 дней, но в течение этих дней умер Иосип Броз Тито - архитектор социалистической Югославии и руководитель Коммунистической партии этой страны. Фактически, для самой страны это было начало конца. Через несколько лет некогда стабильная и процветающая Югославия стала местом кровопролитных войн, многочисленных смертей и роста национальной ненависти. Иронично, что именно эти пороки высмеивает данная картина.
Что можно сказать в заключении? Несмотря на всю возведенную в абсолют сюрреалистичность ситуаций фильм наполнен различными смыслами, некоторые понятны при самом первом просмотре, а другие остаются неразгадаными даже после нескольких. Своей идеей произведение очень напоминает культовые сатиры Н.В.Гоголя и Д.И. Фонвизина, поэтому рекомендуется к просмотру для поклонников этих писателей. Остальным фильм также советую, так как показанные в нём пороки человека, к сожалению, никогда не исчезнут. Благодарю за внимание, да пребудут с вами взаимопонимание и мир.
9 из 10
28 января 2024
Когда в кадре появился древний автобус с торчащей на крыше трубой, то я решила, что обязательно досмотрю этот фильм до конца. Досмотрела и не пожалела. Очень мне понравились и сюжет, и персонажи, особенно водитель Мишко. И песня в исполнении бродячих цыган.
Замкнутое пространство автобуса. И почти все действие происходит в нем. Вспомнила фильм Рязанова «Гараж». Интересно наблюдать за раскрытием характеров героев, когда они оказываются в запертом пространстве на протяжении нескольких часов. Вот уж где проявляется подлость человеческой натуры и становится ясно, кто есть кто.
Ах, как не повезло тем, кто добрался до Белграда! И как повезло тому «человеку с ружьем», который всю дорогу бежал за автобусом, но так и не прибыл в столицу вместе со всеми…
Мне интересно все, что связано с бывшей Югославией. Если вам тоже интересно, то обязательно посмотрите эту картину.
10 из 10.
4 января 2018
Душевная дорожная трагикомедия…
Фильм рассказывает об одной непростой поездке в Белград в 1941 году на автобусе, который вот-вот развалится прямо на глазах. В пути случается много всего интересного и любопытного, особенно в такой колоритной компании (пассажиры автобуса) и в такое смутное время…
Картина представляет из себя с одной стороны легкую дорожную драмедию с элементами абсурда и черного юмора, а с другой она в какой-то степени является пророческой, так как отображает то, что тогда творилось в стране и на фоне этой поездке, где автобус для пассажиров, становится чем-то большим, чем просто средство передвижения, авторы нам показывают всю напряженность замкнутого пространства разделенного общества разных сословий и убеждений — это все пассажиры автобуса, постепенно вскрывая существующие подлые стороны человеческой натуры.
Название фильма такое не случайно, так как одними из главных и ключевых персонажей являются двое ребят-цыган, бродячих артистов, зарабатывающими на пропитание своим выступлением — они собственно и поведуют нам эту историю в своих песнях, в которых резюмируют все события фильма и доносят через свои песни до нас на протяжении всей картины, они словно средневековые бродячие артисты, которые через свои песни доносили до народа, что творится в мире. Недаром, что с их песни фильм начинается и заканчивается, мотив все тот же, только слова уже другие…
Это культовый и этапный фильм для своего времени, который можно поставить в один ряд с «Андерграундом» Кустурицы, благо у них один сценарист и они очень похожи, так как рассказывают об одном и том же, о периоде распада страны, только в разное время и каждый по своему…
Рекомендую к просмотру, особенно любителям балканского кино.
28 ноября 2016
Ko to tamo peva — классическая картина Югославской Республики, признанная в 1996 году членами югославского совета Академии киноискусства и науки (AFUN) лучшим сербским фильмом, снятым в период 1947—1995 гг. Не всем может прийтись по вкусу национальное достояние Сербии, но никак нельзя не признать явно имеющие место плюсы. В первую очередь это касается отлично поставленной картинки, операторские ракурсы очень хороши собой. Кроме того действующие лица, собравшиеся в автобусе, отправляющемся в Белград, с их спецификой достоверно отражают суть национального менталитета. Кстати, один из них прямо как будто позаимствован из «Приключений Шурика». Нельзя не отметить неординарный автобус, этакая универсальная «повозка», годная не только для перевозки людей, но и для перевозки свиней и жарки шашлыка.
Вся комичность происходящих событий в фильме выражена скорее в саркастической ноте, особенно это заметно в последних кадрах, из чего следует, что название совершенно точно отражает содержимое.
8 из 10
17 марта 2011
С героями фильма знакомимся на автобусной остановке (или тем, что служит остановкой). Компания незнакомых друг с другом людей собирается в Белград: кому-то надо успеть к 5 на прослушивание, кому-то к сыну в армию. Наконец к нашим, и без того довольно колоритным персонажам подъезжает колоритный автобус с ещё более колоритным водителем и кондуктором-папашей. Тут-то и начинается увлекательной путешествие бравых югославских мужчин и молодой девушки. Дабы не рассказывать весь сюжет фильма, замечу, что путь до стольного города оказался не таким легким, как казалось, но с множеством неожиданностей.
Нельзя сказать, что фильм уж очень смешной. В этом смысле он походит на наши «Приключения Шурика» — не оборжаться, но удовольствие от просмотра несомненное. Так что посмотреть стоит, хотя бы для ознакомления с классикой югославского кино.
8 из 10
5 сентября 2010