Кафе «Титаник»
Bife «Titanik»
6.7
6
1980, драма, военный, история
Югославия, 1 ч 1 мин
16+

В ролях: Боро Степанович, Богдан Диклич, Нада Дьюревска, Анте Викан, Зиях Соколович
и другие
Степан — аутичный юноша из бедной семьи, на которого тяжело пьющий отец возлагает огромные надежды и регулярно обрушивает кулаки. Не наделённый никакими дарованиями, Степан не может поверить в собственную посредственность и после смерти родителя еще глубже уходит в мир своих фантазий. Так, работая скромным фотографом, он пытается выглядеть перед соседями великим скрипачом. В результате же становится посмешищем всего Сараево и объектом жестоких издевательств. Менто — щуплый еврей, подкаблучник и владелец кафе «Титаник». Своё заведение он привык видеть всегда полным народу, а себя мнит капитаном знаменитого лайнера. В 1941 году Боснию оккупирует гитлеровская армия, и двое этих маленьких униженных людей, Менто и Степан, предстают друг перед другом в совершенно новых амплуа.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кафе «Титаник»

английское название:

Bife «Titanik»

год: 1980
страна:
Югославия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Вилко Филач
композитор:
художники: Кемаль Хрустанович, Озренка Муйезинович
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 февраля 1980 г.
на DVD: 5 апреля 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 1 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Отзывы критиков о фильме «Кафе «Титаник»», 1980

Неприкаянные души

« — Что евреям «чёрная пятница», когда они почитают субботу!» (с)

Вторая режиссёрская работа знаменитого сербского постановщика Эмира Кустурицы «Кафе Титаник» — была так же как и первая снята для сараевского телевидения. Но несмотря на ограниченный зрительский контингент, эту скромную и малобюджетную ленту заметили профессиональные критики. Картина участвовала в фестивале телевизионного кино в Портороже, где была удостоена главной награды. Замысел о создании этой киноленты у Кустурицы возник после прочтения одноимённого рассказа сербского писателя Иво Андрича — знаменитого присуждением ему Нобелевской премии. На основе этого произведения, Жаном Бераном и самим Кустурицей был написан сценарий, который лаконично и просто пересказывал этот простой, но в то же время грустный сюжет. Оператором картины выступил в последствии не раз сотрудничавший с режиссёром Вилко Филач — умеющий и на скупом материале творить чудеса. Бюджетная ограниченность постановки конечно же чувствуется буквально во всём: от игры неизвестных артистов, отсутствия массовки, предметов интерьера минувшей эпохи, автомобилей и прочего — до низкого качества киноплёнки, на которую снималась картина. Хорошо понятно, что снимая этот же сюжет позже, Эмир Кустурица привнёс бы в картину больше свойственного ему сербского колорита: появились бы собаки, кошки и гуси на улицах Сараево, в кафе «Титаник» заиграл бы небольшой но яркий оркестр — который своими мелодиями хоть ненадолго, но разогнал бы царившую в повествовании тоску. Всё таки сам режиссёр не раз говорил о том, что в нашей жизни и без того слишком много грязи и боль, что бы это ещё тащить на экран. Видно, что снимал вчерашний студент киношколы, который наконец то дорвался до работы, не нащупав свой индивидуальный стиль — лишь делает первые ходы в профессии. Но от этого «Буфет Титаник» ещё более ценен!

В картине рассказывается о довоенной жизни в любимом автором городе Сараево. Несмотря на то, что основному действию отводится период в несколько месяцев после прихода нацистов к власти в Югославии — бегло повествуется биография двух главных героев сюжета. Один из них — молодой паренёк по имени Степан — выросший в нищей семье рабочего — пьяницы. Следуя завету родича он начинал обучаться в гимназии, но после его смерти мать не смогла оплачивать образование сына и тому пришлось прекратить обучение. Поскольку мать не могла содержать семью, парню пришлось идти трудится на ремесленном поприще. Став подмастерьем мелкого фабриканта, Степан начал понимать, что его мечтам о безбедной жизни никогда не суждено воплотиться. Не желая больше работать на хозяина, молодой человек захотел уехать из городка в котором провёл всю жизнь. Но денег у него на путешествие не было, поэтому однажды герой попытался ограбить хозяина. Но был уличён и с позором изгнан с работы. Этот досадный эпизод испортил репутацию Степана и навсегда отворотил от него соседей и знакомых. Собрав все свои жалкие сбережения, молодой человек уезжает в странствие по стране. Спустя несколько лет он женится на состоятельной старой деве, взяв солидное приданное и решает вернуться домой. Мать его к тому времени уже померла, и возвратившись он остался один — поскольку супруга вслед за мужем в Сараево ехать отказалась. В родном городе Степан на свои деньги открыл небольшое фотоателье, решив к жене не возвращаться проводя свободные вечера в компании молодых проституток…

Параллельно с его историей, рассказывается история жизни никудышного и жалкого человека — Менто. Это еврей доживший лет до пятидесяти, но так же не наживший ни богатства ни доброго имени. Его народ — сараевские евреи считают Менто непутёвым, поскольку тот ни разу не посетил синагогу и вообще ведёт беспутную жизнь старого холостяка и содержателя питейного заведения, где частенько собирается разный сброд, что бы поиграть в карты и как следует надраться дешёвой выпивкой. В мире начинается Вторая Мировая, Европа в огне — а Менто хоть бы хны. Он не верит, что его жизнь может измениться — всё всегда идёт по старому — бывалому. На все предостережения и боязливые шушуканья посетителей, толкующих о приходе Гитлера — отвечает, что у Гитлера свои дела и заботы а у него — Менто свои… Но вот фашистская Германия нападает на Советский Союз и покоряет Югославию. Немецкая армия входит в город, развернувшаяся пропаганда вербует в ряды усташей добровольцев. Одним из них становится разочаровавшийся добиться признания и успеха Степан. Менто тем временем обязывают носить повязку со звездой — позволяющую легко распознать в нём еврея. Его заведение несёт убытки, так как многие посетители опасаются показываться в кафе у еврея. Вскоре «Титаник» совсем закрывается… Судьбе было угодно свести этих двух неудачников вместе, и в один из дней это происходит. Солдаты разбирают списки сараевских евреев, распределяя кому кого из них можно будет грабить. Степану достаётся безденежный и вконец запуганный всем происходящим в городе Менто. Однажды вечером вооружённый Степан является в «Титаник», стуча в заколоченные окна — требуя хозяина впустить его для досмотра. Но вся трагедия в том, что у того нечего нет и при всём желании избежать нацистской пули — жалкий трактирщик не может нечего предложить своему отчаявшемуся, даже в рядах однополчан сносящему насмешки — везде и всюду лишнему Степану…

Очень трогательная и гнетущая своей безысходностью картина, которая могла бы иметь в себе хотя бы толику надежды, снимай её не начинающий, а уже состоявшийся Кустурица… Не делая нравоучений и не деля героев на «хороших» и «плохих» — режиссёр просто пытается показать, как несчастные люди, отчасти сами повинные в собственном несчастье — пытаются разными путями приспособится к приходящему в стране режиму. Оба героя похожи, оба они живут в одной стране в одном городе, оба спят с одной и той же женщиной. Но только один не может пойти на службу к фашистам — а другой этот шанс использует. Что было бы, не будь в то время войны и гитлеровского режима? Встретились бы Степан и Менто? Возможно — молодой фотограф однажды зашёл бы в его «Титаник», что бы с горя осушить пару стаканчиков раке. А охмелев разговорился бы и пожаловавшись на жизнь — просто вышел бы на улицу…

15 января 2017

Bife «Titanik»

Второй фильм молодого балканского режиссера Эмира Кустурицы после «Невесты приходят», снятый для сараевского телевидения в далеком 1979 году, основанный на рассказе сербского писателя и нобелевского лауреата Иво Андрича.

Действие картины разворачивается в 30 — 40 гг. двадцатого века. Степан — молодой юноша из бедной семьи, который не оправдывает возложенные на него надежды в учебе, из-за чего получает нагоняи от постоянно пьющего отца. После смерти отца Степан пробует подработать в подмастерье, помощником фотографа в Загребе, а потом и в Белграде, открывает свое собственно фотоателье, но остается таким же наивным юношей, витающим в своих собственных фантазиях, представляя себя в глазах людей великим скрипачом. Менто — еврей — подкаблучник и трус, сын мелкого торговца, весельчак и пьяница, владелец кафе «Титаник». Свое заведение он привык видеть полным народу с музыкой, весельем и игрой в карты. Мировая история переворачивает судьбы двух людей после того, как Боснию оккупируют гитлеровские войска и двое этих униженных жизнью человечка предстают друг перед другом в совершенно новых образах…

Жизнь двух персонажей на фоне трагедии всего народа, — Кустурица создает мир тусклого, невзрачного и безнадежного, мир теней, шаг за шагом, постепенно от кадра к кадру нагнетая обстановку, приводящую к трагической развязке. Нет тут никакой трагикомедии, смешанной с фарсом и подчас безбашенностью и казалось бы абсурдом, скрывающим всю порочность и изуродованность как отдельных людей, так и всего общества, — характерных черт Кустурицы — будущего, обладателя всевозможных наград крупнейших мировых кинофестивалей и любимчика жюри. Это все придет чуть позже, а пока Кустурица скурпулезно прописывает судьбы двух киногероев: Степана, — с его многочисленными «жизненными маскарадными масками» и Менто — капитана трансантлантического лайнера «Титаник», идущих параллельными курсами для того, чтобы пересечься в один из страшных черных дней.

Интересной особенностью фильма является атмосфера, созданная, благодаря небольшой потертости кинопленки и вставки в виде интерпретированной черно — белой финальной сцены в начало фильма. Важно также отметить, что несмотря на параллельно развивающиеся сюжетные линии двух главных персонажей фильма, какая — то связь, может быть мистическая, все время между ними прослеживается: к примеру, общая женщина, бегающая от одного к другому, ищущая легкой забавы и денег или, как эхо, отзывающееся на протяжении всего фильма, слова о том, что Степан — это сын какого — то загадочного капитана. Случаем не «спившегося и опустившегося еврея» Менто? Этот вопрос Кустурица оставялет без ответа.

P.S. «Все, что у вас сейчас есть, — это Голливуд, который сам по себе — чистый яд. Он был ключевым местом в истории искусства двадцатого века: он сохранял и защищал человеческие идеалы. А потом, как любой великий город, он пришел в упадок и переродился в самое гадкое промышленное предприятие на свете. Думаете, почему сегодня у нас нет Фрэнка Капры? Нынешним зрителям он не нравится? Ерунда! За последние шестьдесят лет люди ничуть не изменились!» (Эмир Кустурица)

3 февраля 2011

Столкновение

«Мы ли — пляшущие тени?

Или мы бросаем тень?

Снов, обманов и видений

Догоревший полон день.»

А. Блок

Мне близки фильмы, в которых есть два начала: трагическое и комическое одновременно. И Кафе «Титаник», в котором комическое лишь едва угадывается, а на передний план выходит дух трагедии и драма души человеческой, нашёл отклик в моём сердце, первоначально глухой стук усилился и пробудил странную гамму чувств и ассоциаций.

Что-то куприновское чудится мне в этой истории о поиске своего «пьедестала» и тщетной попытке возвыситься над окружающими людьми, сложившимися обстоятельствами, и самим собой прежде всего, истории о судьбоносном столкновении, благодарить за которую стоит Иво Андрича и Эмира Кустурицу, перенёсшего её на кинематографическое полотно.

Мир, наблюдаемый в фильме, тускл и безнадежен, это мир теней и отражений. Изначальная человеческая несвобода как будто высекается буквально в каждом кадре и множит всё разрастающуюся, архитектурно-точно выстроенную, мраморно-холодную и облупившуюся скульптуру обречённости. Степан не может убежать от ощущения собственной ущербности, которое также неизбежно как та самая злополучная историческая встреча «Титаника» с айсбергом, ныне ставшая притчей во языцах. В его голове звучит голос, увязшего во хмелю отца, чьё отцовство возможно мнимо, и слова о никчёмности и бесполезности вместе с звонко раздаваемыми пощёчинами глубоко застревают в голове подростка, так глубоко, что вспыхивают яркими пятнами воспоминаний всю жизнь. Его попытки создания иллюзии успешной жизни и значимости собственной фигуры терпят крах, окружающие видят искусственность, и сам Степан разочаровывается в «маскараде», обнаружив его нецелесообразность.

История, происходящая в экранном пространстве, лаконична, но эта «скупость» необходима, нет лишних действий, надуманных сюжетных зигзагов. С самого начала внимание зрителя акцентируется на одной из ключевых сцен фильма, и сделано это изящно, мастерски, при помощи одной единственной сюжетной петли.

Интересно отмечать как ход собственных мыслей совпадает с кинематографическим приёмом, использованном ещё в далёком 1979 году. А ведь была у меня и есть до сих пор точно такая же сценарная задумка о элегантном возвращении к первой чёрно-белой сцене фильма, о её дублировании, но уже в цветной вариации с дальнейшим развитием сюжета. С одной стороны приятная параллель, с другой понимаешь как все мы не одиноки в своих замыслах, и что всё повторимо и воспроизводимо в жизни и во всех её сферах, включая кинематограф.

Не менее интересен, чем образа Степана, образ его возможного отца, владельца сомнительного заведения с убогой, усиливающей уныние и без того хандрящих посетителей обстановкой, но гордым наименованием, в котором слышатся зловещие нотки, «Титаник». Первый пытался отыскать себя, но, наоборот, всё больше терялся в этих поисках, примыкая к рядам сегодняшних победителей, «королей военного положения», он по-прежнему оставался марионеткой, не особенно нужной и востребованной. Второй потерял себя уже давно, но в то же время нашёл на воображаемом корабле, (но и образы, мелькающие в нашем сознании, эти полуфантастичные проблески, не менее важны самой реальности), в роли капитана. И он, также как и Степан, терпящий унижения, одинокий отщепенец, нашедший единственное прибежище в злачной атмосфере кафе, тем не менее может сказать, или хотя бы подумать об этой своей роли с гордостью. И как истинный капитан, Менто до последнего момента не покидает свой «корабль».

Смотришь и внимание сосредоточено на всей картине и её интереснейших деталях. Здесь нет фарса, здесь есть странные жизненные отрезки, которые неизбежно пересекутся в одной роковой точке.

14 августа 2010

Трагедия смешного человека

Хотя фильм снят не так уж давно (в 1979 году), в нем чувствуется особенная атмосфера, присущая исключительно ретро-фильмам: возможно, это из-за вставок в цветах сепии или из-за легкой потертости пленки… Так что визуальная сторона фильма просто изумительна, но ей достоинства этого творения Кустурицы не ограничиваются. В нем рассказывается о жизни простого, немного странного молодого человека по имени Степан и еврея Менто, величающего себя капитаном «Титаника», которые не знакомы друг с другом, но в их жизни довольно много общего, и даже существует возможность, что «капитан» на самом деле отец Степана, только не знает об этом.

Мне бы хотелось поподробнее рассказать о первом из героев, молодом Степане. Его отец — аутсайдер в городе, но при этом его гордыня просто поразительна, поэтому он становится объектом многочисленных насмешек, а свое зло срывает на сыне, ибо надеется, что тот сможет «утереть всем нос», но парнишка не проявляет абсолютно никаких талантов, так что исполнить волю отца никак не может. Молодой человек замкнут и не может ничем ответить на придирки отца, но при этом он напрочь отказывается верить в собственную безнадежность и вполне серьезно воспринимает заявления отца вроде «мой сын вам еще всем покажет!». И все попытки Степана выглядеть солидно, типа таскания повсюду с собой футляра из-под скрипки, на которой он никогда не умел играть, выглядят совершенно беспомощно. Неудивительно, что юноша становится объектом всеобщих насмешек. К тому же сказывается и дурная репутация отца, хоть тот уже умер, да и многие полагают, что отец Степана тот самый «капитан». И все же герой постоянно становится объектом придирок и насмешек окружающих. В сочетании с его определенной психической неполноценностью все эти испытания дают далеко не самые лучшие последствия, что показано фильме.

А в общем-то, у таких людей, как Степан, есть только два выхода: или совсем сойти с ума и тихо умереть или взбунтоваться. Потому что невозможно нормально жить при таком постоянном давлении на психику со стороны общества. К тому же Степан сам не считает себя нелепым и неудачником, поэтому не может понять, отчего над ним все потешаются. И у него остается только одно чувство. Страх. Страх снова оказаться в глупой ситуации. А ведь по натуре он довольно терпеливый и спокойный человек, но у любого терпения имеются пределы, и достаточно уже одного грубого слова или неуместного хихиканья, чтобы спровоцировать загнанного человека, наподобие Степана, на непреодолимую агрессию и на действия, которые невозможно предугадать.

А не легче ли просто быть более терпимыми к людям, не похожим на остальных, тем более, если они никому не мешают и сами не провоцируют конфликт?

16 июля 2009

Маленькие люди жертвы больших дел.

В одном из своих самы х ранних фильмов, снятым для телевидения Кустурица не использует в качестве актера ни одного животного, ни в одном месте не заставляет зрителя весело хохотать. Это очень мрачное, пессимистичное творение, которое привлекает наличием аллюзий, метафор и своеобразных операторских приемов. Два главных персонажа, молодой серб и немолодой еврей присутствуют в фильме параллельно, независимо друг от друга и встречаются только в финальной сцене. Но тем не менее, связь между ними постоянно прослеживается: общая женщина, например. И в какой то момент вообще у зрителя возникает предположение, что связь у них может быть родственная. Тогда сюжет приобретает уже совсем другую окраску, но нам так до конца и не раскрывается эта тайна.

По сути два ничтожных человека, являющиеся тенями самих себя попадают под силу обстоятельств, ну а дальше смотрите сами.

21 мая 2009

Драма Кафе «Титаник» появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Эмир Кустурица. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Боро Степанович, Богдан Диклич, Нада Дьюревска, Анте Викан, Зиях Соколович, Фадил Каруп, Бахра Сапович, Шеса Вукосавльевич, Muris Orucevic, Zlatko Martincevic, Vasja Stankovic, Миро Матовик, Раде Маркович, Заим Музаферия, Ранко Гучевац.

Страна производства - Югославия. Кафе «Титаник» — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.