| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Точки соприкосновения |
| английское название: |
Czule miejsca |
| год: | 1980 |
| страна: |
Польша
|
| режиссер: | Пётр Андреев |
| сценаристы: | Пётр Андреев, Анджей Пастушек |
| видеооператоры: | Рышард Ленчевский, Ежи Зелиньский |
| композиторы: | Лех Браньский, Евгениуш Рудник |
| художники: | Агнешка Доманецкая, Магда Друри |
| монтаж: | Алина Фалик |
| жанр: | фантастика |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
28 августа 1981 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 29 мин |
Крайне необычное кино снял Пётр Андреев. В нём много загадок, некоторые из которых я так и не смог разгадать. Итак, 1998 год - не такое далёкое от момента создания картины будущее. Почему именно 1998 год - понятно. В соавторах сценария значится Анджей Пастушек, самая известная работа которого - 'Индекс (1977) Indeks ' - рассказывает о событиях Польского политического кризиса 1968 года. Пастушек 'пролонгирует' свой 'Индекс' на 30 лет вперёд, показывая, каким может быть будущее страны. И будущее это - безрадостное. Планета переживает экологический катаклизм. Не хватает чистой питьевой воды. Окружающая среда загрязнена настолько, что некоторые обитатели мегаполиса годами не выходят на улицу.
Продолжая политические мотивы студенческих волнений в марте 1968 года, Пётр Андреев и Анджей Пастушек рисуют тоталитарное государство, в котором верховная власть принадлежит Центральной Компьютерной Системе. Все люди строго 'пронумерованы'. На каждого заведено личное дело. Главный герой картины Ян Залесский по оценке компьютера имеет интеллект в 96 пунктов, групповая полезность - 13, уравновешенность - 21, эмоциональная характеристика - 'сентиментальный идеалист'. Этот 'сентиментальный идеалист' работает телевизионным мастером на самом 'невыгодном' участке, отчего постоянно испытывает материальные трудности. У Яна, которого чаще называют по учётному номеру 13-13, есть девушка Эва - студентка балетного училища.
'Пан Янек' влюблён по уши, и не мыслит жизни без неё. Но мир, наполненный одними приспособленцами-конформистами, не приемлет человека, оперирующими высокими стандартами межличностных отношений. Эва - из числа конформистов. Рай в шалаше с добрым, наивным, но при этом экзальтированным и эксцентричными Янеком, ей не по душе. Девушка откровенно заявляет Яну: 'Я не воспринимаю тебя всерьёз, потому что ты живёшь в сказочном мире своих механических игрушек'. 'Единственное твоё достоинство находится у тебя между ног!' Ослеплённый любовью юноша пропускает её слова мимо ушей, но ему придётся лицом к лицу столкнуться с человеком, статус которого легко затмил юношескую наивность Яна. Подобных историй неразделённой любви кинематограф знает тысячи, но в случае с 'Точками соприкосновения' в стандартный любовный треугольник вмешиваются... инопланетяне.
Пётр Андреев поступил мудро, превратив пришельцев в 'тайну за семью печатями'. Камера не покажет, ни НЛО, ни 'звёздных странников'. При этом, то тут, то там будут проскальзывать реплики, над которыми стоит задуматься. Оказывается, всёзнающий компьютер зарегистрировал в личном деле 13-13 два случая контакта с НЛО в 1995 и 1996 годах. Кроме того, сам Ян Залесский неоднократно бросает фразы, за которыми стоит какая-то тайна: 'Скоро всё будет зависеть от меня, и я смогу ставить любые условия!' Между тем отношения с Эвой переходят совсем на другой уровень, потому что девушка бросает в лицо бывшему возлюбленному крайне обидные и оскорбительные слова:'...ты типичная серость!', '...ты жалок и омерзителен!' Апофеозом унижения 13-13 становится 'хореография в стиле боди-арт' от нового кавалера Эвы - Аллана Ковальски.
Отлично срежиссированный эпизод, снятый строго по внутренним артхаусным 'ноткам' сюжета, он ставит главного героя перед непростым выбором. И тут на помощь Янеку вновь приходит 'звёздный свет'. Достигнув эмоционального апогея, история неторопливо течёт дальше, подводя мир, который всеми силами пытался отринуть Янека, к закономерным событиям... Что и говорить - отличное кино, заслуженно получившее свои награды: 1983 год - Приз кинокритиков на МКФ в Мадриде, и 1984 год - Специальный приз кинокритиков на МКФ в Порто. Кроме указанного названия у ленты имеется альтернативный вариант: 'Нежные (Чувствительные) места/Tender Spots'. Все три названия находятся в некотором противоречии друг с другом, как и весьма специфический постер на странице фильма.
Смысл его можно разгадать, если вспомнить 'обвинительные' слова Эвы, брошенные в адрес Яна. Но это всего лишь предположение, потому что в футуристическом фильме о совсем не радужном будущем символы и знаки играют собственную, независимую от сюжета роль. В завершении хотелось бы сказать, что у этого удивительного фильма очень странная 'прокатная' судьба. Завоевав престижные премии, он надолго исчез из зрительского поля зрения. Сегодня крайне сложно найти достойную копию с переводом, чтобы окунуться в гнетуще-притягательную атмосферу почти агонизирующего мира. И это вдвойне обидно, потому что придуманная Петром Андреевым и Анджеем Пастушеком постапокалиптическая история достойна того, чтобы к ней, время от времени возвращаться, в тщетной надежде докопаться до всех 'подводных камней'...
15 января 2025