Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подготовка к экзамену |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Конунов |
сценаристы: | Евгений Багиров, Александр Юровский |
продюсер: | Ефим Лехт |
видеооператор: | Валентин Белоногов |
композитор: | Валентин Дынга |
художник: | Антон Матер |
монтаж: | Жанна Дубчак |
жанры: | мелодрама, драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 декабря 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Подготовка к экзамену» — вторая картина Бориса Александровича Конунова. К ней он подошёл «во всеоружии»: С 1969 года являлся режиссёром киностудии «Молдова-фильм», в 1972 году заочно окончил киноведческий факультет ВГИКа. В основе сценария лежит одноимённая повесть русского советского писателя Николая Степановича Дементьева (1927—1992). Сценаристы Евгений Багиров и Александр Юровский по-своему переосмыслили повесть, от которой в фильме остались «отдалённые мотивы». Крайне удивил хронометраж. Он составляет вовсе не 90 минут, а 62! Складывается впечатление, что сценаристы, запутавшись в первоисточнике, поторопились «свернуть» историю. Такая «скорострельность» сильно ухудшает впечатление от фильма.
Тема первой любви — это настоящий кладезь искренних чувств и ярких эмоций. В картине они есть, но проявляются исключительно со стороны Кати (Елена Финогеева). Её образ передан в соответствии с повестью, и выглядит законченным, благодаря последовательности её поступков. Совсем иное впечатление от Виктора Мунтяну (Геннадий Скоморохов). Юности свойственно позёрство, но Виктор в проявлении этого далеко не благородного качества заходит слишком далеко. Юноша ни на секунду не выходит из образа циника и ниспровергателя общечеловеческих ценностей: «Каждый человек в душе — трус». Окружающие ничего для него не значат. В коллективе он видит лишь себя одного, и делает всё, чтобы утвердиться в роли лидера, доказывая это подленькими поступками.
Его отношения с Катей совсем не выглядят романтичными: «Я не знаю, что такое любовь, но ты мне нравишься. Я человек упорный, и цели своей добьюсь. Поняла?» Подобная тирада мало похожа на признание в любви. Скорее — это искренняя самооценка, показывающая всем вокруг, что «Я» для Виктора всегда находится на первом месте, а остальные могут вставать в очередь, чтобы «вкусить» от его брутальности. Непонятная озлобленность Виктора на весь свет находит частичное объяснение в поведении и мировоззрении его родителей, но этих немногочисленных сцен явно недостаточно, чтобы раскрыть причину юношеского нигилизма. Фраза об отце «Он не делает из себя образцового, не маскируется под овечку, поэтому я знаю, что могу от него ждать» нисколько не добавляет понимания внутрисемейных отношений, запутывая зрителя ещё больше.
Для меня остаётся загадкой: почему, имея под рукой весьма объёмную повесть, в которой мотивация поступков героев раскрыта на 110%, сценаристы остановились на такой «куцей» версии? Для зрителей, которых разочарует «скоропалительный» финал, могу лишь посоветовать прочесть повесть — в ней ответы на все вопросы. «Наш десятый «А» мало чем отличался от десятого класса любой другой школы. Все ребята и девушки одного возраста, хорошо все одеты, и здоровье у всех нормальное; мы любим спорт, любим повеселиться. И интересы у нас, конечно, те же, что и у десятиклассников любой школы, и разговоры, и споры, да вся наша жизнь. Как и в каждом коллективе, пусть маленьком, но сжившемся в течение многих лет и объединённом общими интересами, одной целью, в нашем классе была какая-то общая атмосфера, но одновременно было и расслоение на несколько групп, незаметное для постороннего…» («Подготовка к экзамену» Николай Дементьев)
8 февраля 2018