Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Незнакомка |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Белинский |
сценарий: | Н. Крупенский |
видеооператор: | Валерий Смирнов |
композитор: | Никита Богословский |
художник: | Лариса Луконина |
жанр: | фэнтези |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 20 мин |
Гении не годятся в примерные мужья. Это правило почти не знает исключений. И всё же мало кто из знаменитых поэтов так долго (18 лет!) и так преданно любил одну и ту же женщину, к тому же - собственную жену! Александр Блок и Любовь Менделеева сыграли свадьбу в 1903 году. Именно Любови посвящена первая книга поэта - 'Стихи о Прекрасной Даме'. Сразу после свадьбы Блок объяснил своей жене, что физическая сторона любви - это не для них, это разврат. Он рассказал Любе о двух богинях. Древней богине любви, не знающей стыда - Астарте. И о Другой богине - о Душе Мира, Премудрой Софии, вечно непорочной и лучезарной. Он объяснил жене, что свести вместе эти этические полюса нельзя, поэтому физические отношения между мужчиной и женщиной не могут быть длительными. Если Люба станет ему не мистической, а обыкновенной фактической женой, то рано или поздно он разочаруется и уйдёт к другой. 'А я?' - спросила Люба. 'И ты уйдёшь к другому' - ответил Блок.
Поэт даже мысленно не допускал перехода границ чистой, коленопреклонённой любви в отношении своей 22-летней жены. Люба думала иначе. Всё случилось почти так, как говорил Блок. В конце-концов Люба ушла. Идеальный женский образ, придуманный поэтом, в одночасье исчез. И родилось одно из самых знаменитых стихотворений - 'Незнакомка' (1906): 'И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне'. В том же 1906 году поэт пишет пьесу 'Незнакомка'. В первом издании в журнале 'Весы' (1907) пьеса шла со специальным подзаголовком: 'Пьеса в трёх видениях', а в черновиках даже имела название 'Три видения'. Именно видениями а не 'актами', 'действиями' или 'картинами' делил Блок своё произведение. Поэт, всегда мечтавший об Идеальной Женщине, основной мыслью пьесы сделал роковую неизбежность при бесцельности и безнадёжности поисков в жизни недостижимо прекрасного.
Это 'недостижимо прекрасное' принимает в фильме то черты неземной красавицы, то облик 'очеловечившейся' звезды. Противоречивость произведения видна буквально во всём: контраст двух главных персонажей - Поэт и Звездочёт. Контраст окружающей действительности: жалкое убожество кабачка и уродливая банальность светской гостиной. Контраст прозаического первого и третьего видения и поэтического второго. Режиссёр Александр Белинский, имея за плечами богатый сценарный опыт, по-иному расставил акценты в пьесе, добавив в её текст другие произведения Александра Блока: 'Чёрный человек' (1903), 'В бездействии младом' (1901), 'Там дамы щеголяют модами' (1906) и другие. Все эти произведения по-особому оттенили главную тему пьесы - безуспешные поиски Прекрасного Абсолюта, к которому можно лишь стремиться, но никогда не достичь его...
26 февраля 2023