Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Незаконченный ужин |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Янис Стрейч |
сценаристы: | Алвис Лапиньш, Май Шёвалль, Пер Валё |
видеооператор: | Харийс Кукелс |
композитор: | Раймонд Паулс |
художники: | Василий Масс, Вечелла Варславане |
монтаж: | Маргарита Сурдеко |
жанры: | комедия, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
27 марта 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч 10 мин |
Янису Стрэйчу удавались экранизации западных авторов. Сначала он взлетел на вершину с «Театром» Моэма. Через год попробовал повторить успех с романом «Полиция, полиция, картофельное пюре!» Шеваль и Вале. В обоих случаях фильмы украсил закадровый текст.
«Незаконченный ужин» — облегченный вариант шведского первоисточника. Убраны подробности, тормозящие развитие сюжета. Социальный аспект романа заметен лишь в финале киношной истории. Пришлось проредить и героев. Но осталось главное — юмор! Чего только стоит парочка из радио-патруля, которая и послужила поводом для дразнилки «Полиция, полиция, картофельное пюре!». В золотой фонд персонажей вошли датский сыщик-сквернослов и инициативный дурак инспектор Баклюнд с классическим вопросом «Где и когда вы родились?»
«Начало такое, что хуже некуда», — подумал в начале истории инспектор уголовной полиции Монссон. И был прав: за ужином в ресторане убит глава крупного концерта, а среди подозреваемых — все, кто сидел с ним за столом, и у каждого — железное алиби.
Янис Стрейч смешал социальную драму, сатиру, комедию и детектив, не перебрав ни с одним из ингредиентов.
8 из 10
13 января 2014
Как не парадоксально это прозвучит, а в СССР сняли комедию по мотивам романа Пера Вале и Май Шевель, хуже от этого фильм не стал. Были отброшены многие герои и связанные с ними сюжетные линии, иные были объединены — для меня обиднее всего было исключение из числа персонажей Гунвальда Ларссона и передача его линии Мартину Беку, но это не в упрек создателям — получилось то не хуже. Книга носила явно социальную направленность против буржуазного правительства Швеции, и отечественные кинематографисты сумели за завесой юмора этот социальный момент отразить. Сюжет фильма базируется на убийстве шведского бизнесмена за ужином, убийца скрылся и теперь полиция должна его найти. Какую версию отрабатывать? Конкуренты ли это, политический ли подтекст, а может любовник жены устранил его? Полицейскому инспектору Мальмё Перу Монссону очень трудно разобраться и ему в помощь высылают «самого» Мартина Бека — специалиста по запутанным делам, только вот помощники у них не то, чтобы совсем идиоты, но очень недотепистые — один племянник начальника полиции Баклюнд, способен уничтожить любого дурацкими расспросами, а пара патрульных Кристинссон и Квант способны загубить любое порученное им дело, так что Монссон и Бек вынуждены сами отрабатывать версии.
Для 1979 года советскому зрителю были явлены все прелести буржуазного государства — коррумпированные полицейские, проститутки, продажа оружия в обход закона, всесилие спецслужб, бытовое пьянство и безработица, все то, что спустя 10 лет станет присуще и СССР, но тогда рижские кинематографисты, показывая такое, проявляли изрядную смелость. Но главное не это — главное диалоги! Это просто фантастика — все диалоги взяты из книги и как они были великолепно обыграны и произнесены, Мартин Бек неподражаемо общается с недотепистыми полицейскими, и полон сарказма в общении с сестрой, его реакция на начальство это сатира и на отечественных бюрократов. А как Монссон скрывает свое пренебрежение к власть имущим может объяснить только закадровый комментарий. Прибалтийские актеры на совесть потрудились в фильме, они наполнили свою игру западным колоритом и неповторимой иронией, и это помноженное на юмор, содержащийся в исходном тексте, дало отличный результат.
Годы спустя кино не теряет своей актуальности при просмотре, а грустные выводы фильма стали актуальны и для нашей страны.
10 из 10
16 января 2012