Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нескладуха |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Овчаров |
сценаристы: | Сергей Овчаров, Вячеслав Шишков |
видеооператор: | Ростислав Давыдов |
композитор: | Игорь Мациевский |
художник: | Виктор Амельченков |
монтаж: | Зинаида Шейнеман |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 30 мин |
Сергей Михайлович Овчаров и его фильмы — горькая иллюстрация вечной русской темы «нет пророка в своем отечестве». Мощная энергия его творчества, эстетическая изысканность, абсолютный художественный вкус при работе с его излюбленной темой — русской смеховой культурой, народными корнями, погибающими под торжествующее наступление машинерии уродливой цивилизации — проходит обочиной внимания культурной общественности. Сам же народ, о котором с такой любовью и фольклорной виртуозностью рассказывает Овчаров, скорее находит себя в кинематографе Рязанова и Гайдая, нежели в очаровательных фресках петербуржца Овчарова, ибо исходный материал режиссера — русская деревня, наполненная жизнью — факт уже скорее исторический, нежели реальный. Чудаки, изобретающие крылья, мастера, подковывающие блоху, люмпены, живущие в оркестровых барабанах — все еще не узнаются российской современностью как герои подлинные и вечно актуальные.
«Ехала деревня мимо мужика» — так символично была озаглавлена статья замечательного критика Фомина о творчестве Сергея Овчарова. Деревня и сейчас продолжает ехать мимо, а мужик разевает рот уже не на свое, а на заграничное, и яркие рекламные фонарики с улыбающимися чертями отражаются в усталых зрачках.
Любой фильм Овчарова — шедевр. рассказывающий о нас больше, чем мы знаем сами, раксширяющий наше сознание и углубляющий понимание жизни. Этот человек, как подлинный художник, действительно чувствует тоньше, смотрит выше и дальше, и прикосновение к его творчеству для чуть подготовленного зрителя может случится и праздником и открытием.
«Нескладуха» — первый фильм Овчарова, дипломная работа (Овчаров окончил ЛГИТМИК в мастерской Рошаля и Панфилова), фильм легендарный своей многострадальностью. Он категорически не понравился цензорам, попал под приказ об уничтожении, чудом был спасен. (как «Комиссар» Аскольдова вынесен монтажницей под рабочим халатом). Этот небольшой шедевр почти никто не видел, он никогда не выходил в широкий прокат. Похожая судьба постигла и великолепную «Небывальщину», полнометражный дебют режиссера. Овчаров начал съемку (фильм создавался в Новгородской области, среди валдайских полей и возвышенностей — первые роли Булдакова, Усатовой, клоуна Полунина), без разрешения киноначальства, в несколько недель летних отпусков, под риском навсегда потерять разрешение на профессию.
«Небывальщина» была положена на полку, фильм порезали, далее последовал новый приказ о смытии фильма. Однако грянула смерть генсека, далее последовали известные события, и благодаря тому. что система работала медленно, и этот фильм удалось спасти. В поддержку выступил академик Лихачев. Тем не менее в продажу «Небывальщина» поступила лишь в начале нулевых, не выходя в прокат, крайне редко (праздник!) до того появляясь в телепрограммах.
Овчаров снял «Левшу». «Оно» (по Салтыкову-Щедрину), «Барабаниаду»… В 2008 вышел «Сад» (по мотивам чеховского «Вишневого Сада»), вызвавший наконец обсуждения и споры, не в последнюю очередь и благодаря гордоновской телепрограмме «Закрытый показ».
Режиссера переполняют планы и замыслы. «Невидимый град Леденец», «Конек-Горбунок», «Гамлет» — любой из этих сценариев может стать блестящим кинопроизведением, который мы, российские зрители, может быть, наконец оценим и примем в масштабе страны.
Мировая кинообщественность, к слову, давно приняла Овчарова в Пантеон Бессмертных, наградив «Золотым Медведем» Берлинского кинофестиваля.
10 из 10
23 февраля 2009