Леди Оскар
Lady Oscar
5.8
1979, мелодрама, драма, история
Япония, Франция, 2 ч 4 мин
В ролях: Катриона МакКолл, Кристин Бом, Йонас Бергштром, Николас Амер, Пэтси Кензит
и другие
Оскар — молодая девушка, отец которой мечтал о мальчике. После рождения дочери он начал одевать её в мужские костюмы и вырастил как сына. Оскар достигает больших успехов в военной карьере и попадает в королевскую гвардию Марии-Антуанетты. В юности Оскар полюбила Андре, сына эконома в их с отцом доме. И теперь, годы спустя, когда начинается Великая французская революция, пути Оскара и Андре снова пересекаются: они сражаются по разные стороны баррикад.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Леди Оскар

английское название:

Lady Oscar

год: 1979
страны:
Япония, Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Жан Пензер
композитор:
художники: Бернард Эвейн, Жаклин Моро
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 марта 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 4 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Постер фильма «Леди Оскар», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Леди Оскар», 1979

Манга по-европейски

Экранизация японской манги в формате полнометражного игрового фильма — дело весьма специфическое. А если при этом сюжет графической новеллы опирается на события европейской истории, как это происходит в случае с «Розой Версаля» Риоко Икеды, то справиться собственными силами японцы не стали даже пытаться. Все-таки одно дело анимэ снимать, а отправиться в настоящий Версаль — совсем другое. Так что съездить в этот знаменитый на весь мир музей японские продюсеры предложили автору культовых «Шербурских зонтиков» Жаку Деми, поставив его во главе целой армии европейских и американских актеров. Посчитав, видимо, что настоящий француз уж как-нибудь да сможет вписать японский комикс в европейский исторический контекст.

Получилось — не очень. Нет, месье Деми очень старался, пытаясь снять не банальную мелодраму на историческом материале, à la «Анжелики» от Голонов. Он в самом деле хотел подогнать своеобразную эстетику манги под сюжет из истории Великой Французской революции. Отсюда и нестареющие герои, внешность которых не изменяется на протяжении тридцати с лишним лет, и огромная доля условности в действии, и словно бы заимствованная из школьных учебников истории дидактичность повествования (порой, кажется, что в конце фильма вас ждет группа вопросов для домашнего задания). Но чтобы понять и принять мангу такой, как она есть, нужно быть японцем. Поэтому, кстати, мне остается чуждым повальное увлечение анимэ… Впрочем, это вопрос несколько другого уровня, непосредственно к «Леди Оскар» имеющий лишь частичное отношение. А именно — европеец никогда не сможет нарисовать мангу такой, какой ее нарисует японец.

Конечно, задумывая постановку «Розы Версаля» и приглашая в режиссерское кресло француза, японцы рассчитывали на то, что волшебным образом произойдет некий синтез, и на выходе получится произведение искусства какого-то иного порядка. Но не вышло. Может быть, если бы фильм с европейскими актерами снимал японец, или Жак Деми отбросил условности и ограничился лишь внешней канвой, не пытаясь перенести японский менталитет на европейскую почву, то «Леди Оскар» оставила бы более значительный след в истории мирового кино. Но это все — пресловутое сослагательное наклонение, которого муза Клио не принимает. Так что картина о судьбе женщины-гвардейца королевы Марии-Антуанетты остается примером забавного сочетания несочетаемого, поучительным экспонатом в кунсткамере, любопытным курьезом. И не более того.

Экранизируя мангу, Жак Деми не счел нужным оживить ее главных героев. И Оскар и ее друг детства Андре, тайно влюбленный в неприступную красавицу, остаются рисованными персонажами, разве что лишенными фирменных огромных глаз. Их характеры намечены пунктиром, актеры (и Катриона МакКолл, и Бэрри Стокс) изображают всего лишь внешнюю оболочку, не имея понятия (вслед за режиссером) о ее внутреннем наполнении. Второстепенные персонажи, которые могли бы оживить картину, так и остаются на периферии, появляясь и исчезая на горизонте в соответствии с перипетиями графического сюжета. При этом, порой для человека, не знакомого с оригинальной мангой, судьба некоторых действующих лиц остается загадкой. Например, что произошло с Розали Валуа, пробравшейся в Версаль, чтобы обвинить графиню де Полиньяк в смерти своей матери? Зачем вообще этот персонаж, никак на сюжет не влияющий и к реальной истории отношения не имеющий, появлялся в кадре — метраж увеличить? Или причины Французской революции (пресловутое «низы не хотят») проиллюстрировать? И таких примеров можно привести множество — сюжетные линии, непосредственно не связанные с Оскар, обрываются без всяких объяснений. Подобная небрежность сценаристов и режиссера опавдывается только тем, что фильм являлся своеобразным дополнением к многосерийному анимэ и предназначался в первую очередь японскому зрителю. А Жак Деми был нужен исключительно для придания всему действу толики аутентичности. Которая для европейца нужна была во всем этом безобразии — как корове пятая нога.

В общем итоге, «Леди Оскар» стал очередным подтверждением киплинговского изречения: «Запад есть Запад, Восток есть Восток…», — констатируя, что пропасть культурных различий невозможно преодолеть простым арифметическим сложением. Для этого необходимы совершенно иные, куда более сложные процессы. Сам же фильм останется в истории интересным феноменом — не более того.

3 января 2012

Мелодрама Леди Оскар появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Жак Деми. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Катриона МакКолл, Кристин Бом, Йонас Бергштром, Николас Амер, Пэтси Кензит, Эндрю Бэгли, Cadine Constan, Анушка Хемпель, Шела Маклауд, Патрик Аллан, Армель Бонно, Франсуа Бринкур, Теренс Бадд, Michèle Cahier, Джефри Кэри.

Производство стран Япония и Франция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.