Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Супруги Орловы |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Марк Донской |
сценаристы: | Марк Азов, Марк Донской, Валерий Михайловский |
продюсер: | Марк Айзенберг |
видеооператор: | Вячеслав Егоров |
композитор: | Рафаил Хозак |
художник: | Ольга Кравченя |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 18 марта 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
В основе этого печального и довольно тяжёлого фильма лежит рассказ Максима Горького «Супруги Орловы» 1897г., неоднократно подвергавшийся значительной авторской правке. Повествует он о печальной и позорной практике российской жизни, которую в наши дни называют «домашним насилием», а 100 лет назад именовали несколько иначе: «Бьёт, — значит, любит».
Проследить историю этого нелицеприятного для российского мужика высказывания, довольно непросто, потому что поиски истоков всегда упираются в Послание св. ап. Павла к Ефесянам:'… да убоится жена мужа своего…». При этом подавляющее большинство даже не знает, что переводчик текста имел в виду нечто иное под славянским глаголом «боятися» — чтить, уважать, заботиться. В этом легко убедиться, если дочитать текст до конца: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5,33) Но как это часто бывает, человек с радостью принимает лишь то, что его интересует прежде всего. И вот из Божьей заповеди»… люби свою жену, как самого себя…» вырастает деспот под лозунгом»… да убоится жена мужа своего»!
Я остановился на этом вопросе столь подробно именно по причине того, что фильм — отражение самого распространённого и варварского представления о «любви» между супругами. Весь ужас положения Матрёны Орловой, которую исключительно правдоподобно сыграла замечательная актриса Нина Русланова, заключается в том, что она искренне верит в справедливость этой дикой поговорки «Бьёт, — значит, любит». Поэтому после побоев безропотно дожидается мужа-изверга из кабака.
А что же сам «глава семьи» Григорий Орлов? После очередной драки он вдохновенно рассуждает о чём-то несбыточном, а на законное предложение жены перестать пьянствовать и начать откладывать заработанное, лишь отмахивается: «Не о том ты!.. Понимаешь, хочется мне отличиться!..» И когда в городе вспыхивает эпидемия холеры, у Григория, действительно, появляется возможность отличиться. И это сразу поднимает его в глазах зрителя, особенно, когда он предлагает Матрёне работать вместе с ним.
Как это ни удивительно, но тяжёлая работа в холерном бараке, оказывается самым счастливым временем для них обоих. Смотришь на эту пару и радуешься. А тут ещё и доктор образованный, и студент-медик, который так вдохновенно рассказывает о человеческой свободе… К сожалению, идиллия быстро заканчивается. Опять — пьянство. Опять — побои. Но недолгая жизнь бок-о-бок со смертью уже изменила Матрёну, поэтому она, наконец-то, противостоит мужу-тирану. И финальные кадры, (которые не совсем по рассказу) очень ярко показывают, что даже из зловонного подвала, где жила Матрёна, даже из адова круга, которым была почти вся её семейная жизнь, — есть выход! Эту сцену оператор Вячеслав Егоров показал очень красиво.
И в заключении. Жизнь — она у всех разная. Но у неё есть одно объединяющее всех людей свойство — она даётся лишь однажды. Поэтому не нужно её тратить на таких, как Григорий Орлов. Не стоят они того.
НЕ СТОЯТ!..
14 декабря 2013