Старше на 10 минут
7.7
7.2
1978, документальный, короткометражка
СССР, 10 мин
Одним планом, без единой склейки, режиссер запечатлел на пленке небольшой по времени и огромный по содержанию отрезок душевных переживаний ребенка. Все наше внимание сосредоточено на лице мальчика, наблюдающего за невидимым нам представлением в кукольном театре. Сколько эмоций в его глазах! Поначалу — равнодушие, потом — любопытство, что-то всерьез его зацепило, сопереживание, радость, затем — тревога, страх, ужас и наконец счастливое облегчение — добро победило… На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Старше на 10 минут

год: 1978
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Юрис Подниекс
художник: Гунар Кондрац
жанры: документальный, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 мая 1978 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 10 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка

Видео к фильму «Старше на 10 минут», 1978

Видео: Фильм (Старше на 10 минут, 1978) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм

Отзывы критиков о фильме «Старше на 10 минут», 1978

Что хотел сказать автор?

Кажется, никто не понял до конца что хотел сказать автор.

Моя версия проста. Сперва Франк создаёт эдакий фрактальный фильм - длина плёнки равна 10 минутам поэтому называем фильм так, затем показываем как эти 10 минут делают человека старше. Именно создание такого многомерного объекта - это одна из идей Франка. Браво мастер!

И через почти буддистское созерцание самого себя как маленького зрителя представления под названием жизнь, автор доносит нам вторую и главную идею.

Вторая мысль Франка заключается в том, от чего мы становимся старше: это пережитые нами эмоции. Не имеет значения какие: плохие или хорошие, мы все их испытываем в большей или меньшей степени.

Опыт эмоций - это то, как мы растём и становимся старше и мудрее.

И любой зритель этого фильма согласится, что те дети, испытав радугу тех эмоций, стали чуть взрослее, то есть Старше На 10 минут.

20 июня 2023

«Старше на 10 минут» — лучше бы моложе, хоть на минуту.

Занавес.

Что осталось? Вопрос?

Малыш смотрит спектакль. Зритель смотрит на маленького зрителя.

Занавес.

Что осталось? Воспоминание?

Малыш смотрит спектакль. Зритель смотрит на маленького зрителя. Малыш улыбается.

Занавес.

Осталась улыбка?

Малыш смотрит спектакль. Зритель смотрит на маленького зрителя. Малыш улыбается. Зритель улыбается.

Занавес.

?

Опыт.

И вот и зритель, и малыш уже не маленькие.

На кого я смотрел? На Малыша.

А кого видел? Себя.

Не будь этот вопрос в контексте фильма «Старше на 10 минут», ответ был бы заурядным.

Но какого себя я вижу в этом Малыше?

Во время просмотра я и сотой части эмоционального диапазона на своём лице не выдал, сколько выдал этот Малыш.

Я уже умер. А вы живы?

В этом и есть чёрная магия документального фильма «Старше на 10 минут».

Кстати, о документальности.

Герц Франк, режиссер фильма, в интервью журналу «Искусство Кино»: «Это цельный кусок жизни, душевной жизни, увиденный в ее потоке и снятый репортажно, одним кадром!».

Чтобы запечатлеть доказательство моей смерти Герц проводил полноценный поиск натуры и изучение темы. Идея фильма варилась в его голове на протяжении 4 лет. На протяжении не одного спектакля Герц изучал поведение детей. И в итоге — 10 минут отражения в глазах ребенка жизни на сцене, запечатленных на пленке. 10 минут документальной хроники.

И в этой 10 минутной жизни есть то, что свойственно любой хорошей истории — интерес.

«Старше на 10 минут» рассказывает свою историю не действиями героя, а его реакциями. Чистыми реакциями Малыша. На его личике, как в чистом озере, отражается абсолютно всё, что он видит.

А что же такое Малыш видит? Ответ был бы заурядным… И именно поэтому Герц не даёт ответ в фильме.

А Ридли Скотт дал в интервью: «Лучший в мире кинозал — мозг». И мой внутричерепной кинопроектор сам проецирует всю эмоциональную гамму, которую испытывает Малыш. Невероятно, но теперь это — факт: в кино не обязательно показывать действие. Для зрителя важнее реакция на действие.

Вот и весь секрет популярности видео с смешными малышами и котиками.

Но условное видео с котиком разве сравнится с классикой документального кино?! Ах, если бы все, кто снимает своих домашних питомцев, владели искусством киноязыка так, как им владеет Герц Франк.

Герц предчувствует бурю на лице Малыша и вступает с ним в операторский танец. А ритмичность танцу задаёт грандиозная музыка. Она же, великая нота, создаёт контраст между героем и его впечатлением. Музыка выделяет контур смысла фильма, как светом по пленке.

И Малыш уже никогда не забудет спектакль.

Спектакль отпечатался на пленке его подкорки.

10 минут уже не вернуть.

И вот и зритель, и малыш уже не маленькие.

Занавес.

22 июля 2020

Пантомима по Станиславскому

Перед нами один из самых великолепных этюдов кинематографа. Из десяти минут хронометража минут, эдак, восемь, — лицо маленького мальчика. Этот мальчишка смотрит с группой своих сверстников спектакль. По всей видимости, ребят привела воспитатель на их первый выход в свет. Но не в этом дело. А дело в том, что автор фильма Герц Франк крайне досконально и занимательно описал реакцию трех ребятишек на то, что происходит на сцене. Интересно, что нам не показывают происходящее на подмостках сцены. Но дети отображают это происходящее. Милый кудрявый парнишка — вот настоящий прирожденный актер! Бой барабанов, настороженная музыка — он в испуге (хватается за щеки ручонками, приоткрыв рот). Плавная, тихая мелодия — он плачет. Веселье, шум — он смеется. Нам не нужно смотреть спектакль. Все представление отображено на малыше. Антиподом кудряша является угрюмый мальчонка с правой стороны ряда. Оператор мастерски переводит объектив камеры с эмоционального кудряша на «мистера-угрюмку». Да! И сказать нечего. А может он и переживает за сценических героев, но только не показывает это на виду?

Так или иначе, автор фильма показывает зрителю всю сущность детской души. Дети умеют и переживать, и радоваться, прокручивая информацию не хуже взрослого человека. Посему, после таких истинных душевных «передряг» наш кудряш повзрослел… аж на 10 минут!

15 мая 2013

Фильм совсем не о детях

Конец 70-х, на экраны выходит фильм латышского (на тот момент еще советского) режиссера Герца Франка «Старше на десять минут». Из названия можно догадаться — перед нами короткий метр. Скажу сразу: гениальность этой картины считаю слегка преувеличенной, но ни в коем случае не умаляю ее значения.

Говорить о драматической арке этой короткометражки не приходится: здесь нет ни начала, ни кульминации, ни развязки. На протяжении короткого времени зритель видит мальчика. Кроме него режиссер показывает еще несколько детских лиц, но акцентирует внимание только на мальчике. Все, что мы видим — это лицо в темном помещении кукольного театра (так говорит история, мы же не видим никаких кукол), направленный свет на это лицо и, самое главное, эмоции на этом лице. Эмоции самые разнообразные: от гримасы ужаса до самой лучезарной улыбки. За несколько минут сменялось множество чувств, с каждым новым — ребенок менялся, становился старше еще на одну минуту. Но эта лента совсем не о детском взрослении.

Фильм презентуют как документальный. Лица — обычные люди, обычные детки. Кроме этого, фильм был снят скрытой камерой, что может говорить о «ненаигранности», о том, что это фиксация реальности.

«Старше на десять минут» снят одним кадром, без единой монтажной склейки. Десять минут беспрерывной съемки заставляют зрителя напрягаться, ждать, что вот-вот и что-то произойдет.

Бесспорно, картина заняла свою нишу в истории мирового кинематографа и получила должное признание. Однако лично на меня она не оказала неизгладимого впечатления.

21 января 2013

Зритель в главной роли

Чертовски интересная идея снимать не фильм, а эмоции проявляющиеся на лицах юных зрителей. Такого мне доселе наблюдать ещё не приходилось. Казалось бы, что такого в том, что просто смотреть на человека во время спектакля спросите Вы и будете правы, но есть одно но! Режиссёру пришла в голову гениальная мысль сделать ребёнка, объектом своего эксперимента и он не прогадал. Ведь взрослые зрители обычно не передают так живо свои эмоции на лицах, по большей части сдерживая их при себе, они уже многое видели, многие из них перестали мечтать, задавленные бытом и т. д. А ребёнок — он как чистый лист, познаёт этот мир, эти переживания для него новы. Глядя на протяжении спектакля на этого мальчика, мы можем увидеть весь спектр эмоций: страх, удивление, интерес, радость.

Потратьте 10 минут своего времени на эту удивительную короткометражку.

10 из 10

21 октября 2012

Фильм в отражении

Этот фильм я, пожалуй, рекомендовал бы к просмотру студентам первых курсов факультета психологии. Дело в том, что в данной короткометражке просто потрясающе, с необычайной ясностью и простотой раскрыта тема человеческих эмоций. Мы видим здесь лица детей, в которых отражается кукольный спектакль и мы, будучи как-бы зрителями того-же спектакля, смотрим не на то, что происходит непосредственно на сцене а на то, как всё это отражается в меняющимся выражении лиц детей. Нам представлен незамутненный поток отражений, выраженный в мимике и жестах, которые говорят нам о реальности даже больше, чем то, что они, собственно, отражают.

И особенно ценен этот фильм тем, что в нём мы можем наблюдать так называемые «базовые эмоции», что свойственны нам, как виду и из которых, в последствии, развиваются всё более и более сложные и тонкие переживания и чувства. Герои этого фильма — дети, как нельзя лучше подходят в качестве наглядного примера всех базовых эмоций. Их непосредственность и живость, с которой они реагируют на происходящее на сцене, не искажена ещё теми наслоениями жизненного опыта, культурных «поводков» и ограничений супер-эго, что свойственны людям взрослым. Постоянно меняющиеся, под действием эмоциональных переживаний, узоры детских лиц рисуют нам иероглифы радости, печали, гнева, удивления, горя, страдания, отвращения, интереса и смущения. Нет, разве что, двух базовых эмоций из списка Кэролла Изарда. И вы, я думаю, поняли, каких именно.

Просто, ясно, оригинально. Гениальная идея в гениальном исполнении.

20 октября 2012

Подсмотренная жизнь

Это короткометражка, но не вполне обычная, хотя бы тем, что это единый дубль без склейки, и представляет собой 10 минут из жизни обычного советского малыша, который очень обильно эмоционирует по поводу того, что он видит.

Читая отзывы, я понял, что многие сходятся в мысли о том, что он смотрит кукольный театр. Эта версия имеет право на существование, поскольку вряд ли какое другое искусство способно вызвать такой широкий диапазон эмоций в маленьком ребенке за столь короткий промежуток времени, но я не согласен с ней. Как мне думается, это был некий психологический эксперимент, и его суть заключалась в том, что бы выявить склонности детей в их реакции на сеансе одновременного показа видеорядов с различной психологической нагрузкой. Почему я так подумал? Обратите внимание на отражение в зрачках ребенка, там отчетливо видно нескольких светящихся, стоящих рядом, телевизоров. Их, по крайней мере, пять или шесть. И ребенок сам выбирает, что именно ему смотреть — ужасное, грустное, смешное, милое, нейтральное, от этого он постоянно обращает свой взгляд то в одну, то в другую сторону, от одного телевизора к другому.

Не даром это короткое кино потрясло весть современный кинематографический мир, оно делает ювелирный срез нашей жизни, раскрывает смысл ее течения, роста, значение и суть взросления человека, личности. С этой точки зрения фильм гениален без преувеличения, но что на самом деле делали взрослые дяди с маленькими детьми, осталось за кадром, и быть может, к лучшему.

2 июня 2012

Концентрированная искренность

Дети уже давно стали находкой для кинематографистов, ведь они еще не научились фальшивить как взрослые, зато с рождения умеют одним только взглядом и улыбкой вызвать те самые настоящие эмоции, ради которых мы любим кино. Они часто заставляют удивляться тому, как в столь юном возрасте можно играть наравне или даже превосходить в убедительности своих старших коллег. А когда им дают полную свободу действий, не навязывая реплики и даже не предупреждая о камере, то дети показывают лишь то, что чувствуют, проживая эти эмоции для себя, а не для зрителя.

Малоизвестный рижский режиссер Герц Франк в конце 70-х годов провел документальный эксперимент, который впоследствии вдохновил многих режиссеров со всего мира создать нечто подобное. Для создания этой короткометражки ему понадобилась одна камера, несколько помощников и дети, внимательно наблюдающие за театральным представлением.

Большую часть времени режиссер уделил запечатлению эмоций одного мальчика, который с интересом наблюдает за происходящим на сцене. В его больших глазах отражается то ужас, то удивление, то грусть, то чистая радость. Сам того не желая, он заставляет сопереживать и зрителя, ведь видя эту улыбку очень сложно не улыбнутся в ответ, а когда его глаза наполняются слезами, то также сложно не сочувствовать происходящему на сцене (хотя мы так никогда и не узнаем за чем же он так восхищенно наблюдал). Не меньше успел поразить еще один мальчик, попавший в кадр всего на несколько секунд — настолько невозмутимо и серьезно он наблюдал за происходящим.

Кинокартина еще раз доказала, что короткометражка — это особый жанр, требующий не хитроумного сюжета, а лишь оригинальной идеи. И режиссер Герц Франк не прогадал, всецело положившись на судьбу и непосредственность детей. Его скрытой камере удалось запечатлеть самые настоящие эмоции, а потом показать нам, зрителям, настоящее чудо. Эти десять минут — вершина документального кинематографа.

Только искренность и никакой фальши.

4 июля 2011

Сценка, выхваченная из жизни

Камера одним планом без склейки в течении 10 минут показывает лицо маленького мальчика, наблюдающего за неким представлением — скорее всего, в кукольном театре. На лице мальчика последовательно проплывает целая гамма чувств: любопытство, интерес, улыбка и сопереживание, тревога, страх, слёзы, облегчение, улыбка… (Очевидно, на сцене добро, как всегда, победило зло.)

Вот она, прямо перед нами, живая и настоящая детская непосредственность, чистота и искренность выражения эмоций, лишённая какой-либо фальши. Да, в это трудно сегодня поверить, но на экране фактически каждый из нас с вами, читатель — мы были точно такими же, как этот мальчик, когда нам было по 3—5 лет!

P.S. Короткометражку целиком можно посмотреть в теме фильма.

9 из 10

13 марта 2011

Эх, вернуться бы в детство!

Много писать не буду, потому что особых мыслей после просмотра не осталось. В этой 10-минутной короткометражке Герца Франка мы наблюдаем за эмоциями мальчугана, наблюдавшего за кукольным спектаклем. Забавно видеть, как быстро сменяются зачастую совершенно противоположные выражения лица. То мальчугана что-то позабавило, и он улыбнулся, то он чего-то испугался и заплакал. Поистине наблюдать за этим можно долго и совершенно не уставая.

Как жаль, что уже вряд ли что-нибудь вызовет у меня столько эмоций. С годами мы теряем свою восприимчивость к чувствам и загрубеваем, но это естественный процесс, как и само старение… Потому я и назвал так мою рецензию.

14 февраля 2010

Старше на десять минут, лучше на целую жизнь…

Я много слышала об этом фильме, но мне никак не удавалось его найти. Меня выручила моя подруга, которая дала мне ссылку на него, за что ей огромное спасибо!

Оценивать эту картину очень тяжело… Наверное, все дело в том, что сразу после просмотра мыслей нет, одни эмоции. Возможно, через некоторое время будет легче, а сейчас попробую описать то, что твориться у меня на душе.

На протяжении 10 минут камера следит за маленьким мальчиком в кукольном театре. Что переживал этот мальчик, когда смотрел представление, мы можем только гадать. Но мы можем постараться понять, что переживаем мы, глядя на восторг этого ребенка, который через секунду сменяется ужасом, а потом снова восторгом. На протяжении 10 минут я буквально прилипла к экрану, вокруг ничего не происходило, вернее я перестала воспринимать то, что происходит. Я видела только этого ребенка, его слезы, его улыбку, его переживания… попутно ловя себя на том, что сама улыбаюсь и плачу вместе с ним, будто в отражении его глаз я могу видеть то, что видит он.

В этом фильме, на мой взгляд, важно не то, что нам показывает режиссер, важно то-как он нам это показывает. Глазами маленького человека, который не ведает что такое притворство. Когда смотришь в честные глаза этого мальчугана, а потом и других детей, начинаешь осознавать то, что ты (взрослый человек) теряешь, и возможно уже никогда не обретешь-чистый взгляд на мир и искренность.

Говорить можно много, но вот вопрос-нужно ли? Правильней будет просто взять, да посмотреть фильм… Мне кажется, каждый найдет в нем что-то для себя.

10 из 10

4 сентября 2008

Документальный фильм Старше на 10 минут появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Герц Франк.

Страна производства - СССР. Старше на 10 минут — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.