| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Обочина |
| год: | 1978 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Вячеслав Никифоров |
| сценаристы: | Федор Конев, Николай Круговых |
| видеооператор: | Эдуард Садриев |
| художники: | Владимир Дементьев, Алевтина Кавецкая |
| монтаж: | Валентина Хантеева |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 30 мин |
Сразу после знакомства с персонажами, особенно отрицательным - Самойлова, становится ясным моральное наставление фильма: Так жить, как он, нельзя. Нельзя скатываться в мещанство и жить ради вещей. Нельзя быть поглощённым лишь заработком: видеть и искать везде выгоду. А надо... А надо... А вот что надо, у автора не случилось показать. Как, впрочем, и у всех творческих работников того времени. Да, в эпоху развитого социализма или застоя, как хотите этот период называйте, когда у каждого жителя страны есть и сервант с хрусталём, и большой шкаф с книгами, тяжело показать на экране даже отдельного персонажа со стремлениями, отличными от идей стяжательства, охвативших общество. В отличие от ранних фильмов 'Дело было в Пенькове', или 'Чужая родня', где мещанство чётко противопоставлялось обществу, нанося прямой вред ему своим существованием.Всё, что авторы могут воспроизвести в противовес вполне понятной любому зрителю и ярко сыгранной материальной и ощущаемой целью персонажа Самойлова, - это туманное 'Мы не за это воевали' от Шутова и ещё более туманное 'Мы так жить не будем' от Дребнёвой. Понятно, что имеются в виду цели в жизни, но какие им в противовес? Причём под осуждающую интонацию попадает не только цель, но и способы её достижения. Все, включая честный и тяжёлый труд. Что в корне не верно, и следовало бы авторам чётче разделить смыслы.
Грустно, когда формирование смыслов социума было отдано на откуп творческим работникам. Да, тонко-чувствующим и огранённо рефлексирующим чему пример данный фильм, но абсолютно путающихся в следствиях и причинах отрефлексированного. К сожалению, общественные науки в пост-Сталинское время были задвинуты на периферию внимания общества и совсем ушли из искусства. В последнем осталось лишь мнение каждого из творца, по своему трактующего происходящее вокруг него.
Опять лишь зарисовка с натуры, без вмешательства наблюдателя творца. Когда отрицательное ярко и детально запечатлено, а прогрессивные смыслы лишь витают в реакциях персонажей. Причём аргументация и действия должного стать негативным персонажа понятны и созвучны зрителям. Но отчего-то негативны. Это что-то продолжает витать в головах авторов, никак не отражаясь на экране, в персонаже или действии, способном показать пример зрителю. Ах, искусство, оно такое искусство!
4 из 10
Знаете ли вы, что: 'Гомельский автовокзал' в кадре - это Ялтинский автовокзал. Примечательно, что в этом же году он сыграл ещё и Ленинградский автовокзал в ленте 'Двое в новом доме'.
29 июля 2025
Кино такое, что до середины фильма вообще не понятно к чему они ведут.. И самое главное сложно определить делают ли создатели намеренно кино «обо всём и ни о чем», или это так случайно выходит..
В данном произведении нет явно выраженных сюжетных линий. Сначала кажется, что фильм будет о молодом советском труженике автотранспорта, затем кажется что будет раскрыта история любви к разведенной женщине, в конце же становится ясно, что это чуть ли не социальная драма о разном отношении к работе и деньгам среди населения.. Найти бы режиссёра и узнать, что же он до нас бедных всё-таки хотел донести. Может то, что «спекулянтом» быть не хорошо, так спекулянт показан не сволочью, а вполне себе живым человеком с небольшими изъянами…
Об этом отдельно стоит сказать. Что явного негативного героя здесь нет, — ну один и тот эпизодический. Все люди разные, каждый со своим монастырем, — это интересно. И даже когда Демьяныч ругает свою семью, гневается, и вроде как он виноват, но он ведь по сути прав! Он воспитал кучу лентяев на своей шее, которые уже и «за червонцем нагнуться не хотят».
И ему веришь. Вообще многим актерам веришь. Настоящие, живые, понятные. Ну, кроме молодых, пожалуй. Дурной, вечно смеющийся без повода главный герой и не обаятельная, холодная, постоянно траурная разведёнка, — не вызывают сопереживания.
Вообще в этом фильме многие люди ведут себя странно. Вот один герой говорит, а его мать в это время поёт. И поет так громко, в голос. Ну она же мешает ему общаться с дядей? Может я не понимаю чего в культуре белорусской деревни, но странно это всё. Или тётка за столом сначала пила с мужиком, кокетничала, потом потрогала грудь и сказала, что пойдет воздухом подышать. Казалось бы заманивает мужика, соблазняет, он должен пойти за ней. Но только не понятно пошёл он не пошёл, было что или нет, тётка возвращается когда уже светло, а мужика нет.
Вообще в этом фильме с пространством и временем не всё в порядке. Всё время приходится только догадываться сколько времени прошло, час или год например. Всё время один свет и один пейзаж. В общем режиссёр не пользовался никакими средствами, чтобы передать ощущение времени.
Резюмируя. Кому интересны произведения Беларусьфильма, посмотрите, может вам в университете задали или ещё что… А так, кино мягко говоря не о чем, хоть там и есть хорошие актеры и можно разглядеть одну мысль.
31 марта 2015