Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мужские игры на свежем воздухе |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Роланд Калныньш, Гунар Пиесис |
сценарий: | Герман Климов |
видеооператор: | Гвидо Скулте |
композитор: | Игорь Вигнер |
художник: | Константин Форостенко |
монтаж: | Зигрида Гейстарте |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 июля 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
В основе сюжета — история противоборства двух спортсменов, опытного, заслуженного десятиборца Андрея Бурова и его молодого соперника, недавнего победителя юниорского первенства Виктора Асеева. Причем авторов интересовали не только чисто спортивные перипетии этого противостояния, сколько его психологическое содержание. Где грань между дозволенными и недопустимыми средствами борьбы для достижения цели?
Уже в самом начале фильма Андрей проявляет раздраженно-ревнивое отношение к молодому удачливому сопернику. Узнав, что документалисты собираются сделать Виктора героем будущего фильма, он презрительно замечает: «Ишь ты — из грязи, да в князи!» Андрей некорректно ведет себя и во время забега на три тысячи метров, намеренно «придерживая» Виктора перед барьерами. Однако спустя некоторое время совершенно неожиданно предлагает свою «дружбу». Настроенный крайне агрессивно Виктор недвусмысленно пресекает эту попытку сближения: «Ты ко мне в душу не лезь! Дни твои сочтены… Никакой передачи эстафеты. Я просто… вышибу тебя из седла». В этой эпатирующей грубости явный расчет на психологическое травмирование соперника. Расчет оказывается верным. Проигрывая Виктору один вид десятиборья за другим, Андрей все больше нервничает, раздражается и в конце концов во время метания диска с яростью швыряет свой диск в сторону соперника. В разговоре с женой, шокированной этим, мягко говоря, неспортивным поступком, Андрей называет Виктора «сопляком» и «развязным хамом». Тем более удивительно, что тут же, спустившись с Таней в кафе и встретив там Виктора соперники становятся дружелюбно-ласковыми и Виктор, которого мы успели узнать как человека грубого и озлобленного, очаровательно улыбаясь, предлагает «устроить вечер открытых сердец». И затем Виктор «открывает сердце» перед Таней, доверительно поведав ей о том, что его оставила любимая девушка, поскольку он ее просто-напросто поколачивал. Поэтому-то, объясняет Виктор, он и «зол на весь мир, особенно на женщин». И пускается в умильные рассуждения о «первой любви»… Столь же необъяснимо порой и поведение Тани. К примеру, в первой сцене фильма она исступленно умоляет тренера: «Надо спасать Андрея! Пусть он проиграет, но пусть все кончится скорее… Ну, помогите же ему уйти!» Однако уже при следующей встрече Таня с горделивой уверенностью говорит тренеру: «Он сдаваться не думает. Ни за что!» Почему Таня обрела вдруг столь твердую уверенность в способность Андрея не только продолжать участвовать в соревнованиях, но и победить, остается неясным.
Эти неожиданные душевные метаморфозы, эти резкие перемены позиций и настроений свидетельствуют, увы, не о сложной противоречивости внутреннего мира героев, но лишь о недостатках сценария. Диалоги тоже явно подкачали, например Таня во время откровенного разговора с мужем выдаёт следующую тираду: «Ты забываешь, что Я твоя жена — жена спортсмена! Жена бойца! Всегда с тобой! По гостиницам, по столовым… Ты поднимаешься на подмостки славы — и я с тобой! Ты сваливаешься — и я с тобой!»
Очевидно сознавая изъяны сценария, режиссер и оператор изобретательно обыгрывают «фактуру» спортивных состязаний. Создавая на экране темпераментное, динамическое, яркое зрелище с неожиданными ракурсами. Также фильм интересен тем что в главных ролях снялись реальные советские легкоатлеты, в роли беспардонного здоровяка-блондина Виктора — Анатолий Грачев, курчавого усатого Андрея сыграл Михаил Барибан, а смешного, неуверенного в себе очкарика Костю — Виктор Грузенкин. Все они весьма неплохо держатся для непрофессионалов и придают истории чуть больше органичности, всё-таки настоящие спортсмены. В женских ролях прибалтийские актрисы; жена Андрея Татьяна — «стальная магнолия» Аквелина Ливмане, молоденькая киношница — прелестная щекастая Инесса Саулите, в небольших ролях режиссера и его помощника популярные красавцы Гунар Цилинский и Ивар Калныньш. Нельзя не отметить яркий саундтрек Иварса Вигнерса, то драйвовый и шейковый, но лаунджево расслабленный.
11 февраля 2021