| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Квартет Гварнери |
| год: | 1978 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Вадим Костроменко |
| сценарий: | Владимир Куксов |
| видеооператор: | Николай Ильчук |
| композитор: | Владислав Кладницкий |
| художники: | Анатолий Овсянкин, Муза Панаева, Татьяна Тарова |
| монтаж: | Е. Серов |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч 23 мин |
Фильм, в котором вроде бы и сюжет интересный, и актёры задействованы талантливые, и музыка прекрасная, и пейзажи хороши, а получился он средненьким.
20-годы прошлого века. Иностранцы хотят вывести из России коллекцию бесценных музыкальных инструментов, среди которых скрипки Гварнери, Амати, Страдивари. Чекист Возницын (Юрий Соломин) должен остановить преступников В помощь он берёт четырёх музыкантов, одним из которых является именитый скрипач и дирижёр Пётр Лактионов (Михаил Кузнецов).
Фильм длится более двух часов, и в нём сплошь о наболевшем, например, о неприятии новой власти со стороны образованных и именитых. Так, Лактионову претят идеи большевиков, но он верит в силу искусства, которому посвятил всю жизнь и не собирается оставлять его только потому, что ему приходится работать почти бесплатно в неотапливаемом помещении. Однако не все такие сознательные. Глава шайки 'белых' Мухортов верит в бога, говорит на разных языках, умён и красив, а выстрелить в упор в живот своему же человеку для него - раз плюнуть.
Буторин, обладатель бесценной коллекции, ненавидя большевиков, отдаёт раритетные инструменты первым попавшимся иностранным жуликам. Для него и многих других его единомышленников Россия - небольшой мирок с заведённым когда-то порядком вещей и примерно одними и теми же лицами вокруг. Когда этот мир рушится, для буторинцев заканчивается и Россия. Чекист Василий Игнатьевич Возницын, по его признанию, профессиональный революционер. Он, что называется, прошел Крым и Рым, но не растерял какой-то врождённой деликатности, тонкости. Тут, конечно, очень хочется засомневаться в том, что такое возможно, но не стану этого делать,
потому что в принципе Юрий Соломин в этой роли весьма убедителен. Возницыну не единожды приходится сталкиваться с сопротивлением со стороны своих же единомышленников. И то правда: люди голодают, шайки недобитых врагов шныряют по всей округе, без разбора грабя и убивая, а тут возись с какими-то скрипками. Но опытный чекист не зря взял с собой четырёх неприспособленных музыкантов. В трудные минуты они достают свои скрипки и играют. Музыка поднимает из глубин человеческой души самое сокровенное, самое светлое и доброе, и тогда даже самоё чёрствое сердце мягчеет.
И всё-таки непонятно, почему же фильм остаётся среди средненьких. Возможно, дело в бестолковом финале, который отмечают многие зрители, или просто Михаилу Кузнецову не очень удалась роль интеллигента. Вроде бы правильные вещи говорит, а звучат они из его уст, как отчёты о покосах и надоях. Но что же, не всем фильмам становится шедеврами.
30 апреля 2025
По формальным признакам — истерн о Гражданской войне. Преследуя иностранных коммерсантов, кои хотят вывезти из страны ценную коллекцию старинных смычковых инструментов Гварнери, чекист в компании с квартетом музыкантов, привлечённых в качестве экспертов, совершает путешествие из Москвы в Одессу в переоборудованном товарном вагоне. В стране ещё смута, недобитые банды, поэтому будут и погоня с перестрелкой, и тайные агенты, и незатейливый быт эпохи Гражданской войны. На первый взгляд, к исторической реальности фильм имеет мало отношения. Причёски у героев уложены по моде 70-х, одеты все — с иголочки, и изяществу и вкусу, с каким подобраны одежды героини актрисы Татьяны Ивановой (агент ЧК Анна Сушко) может позавидовать любая современная модель с показа мод. Работа художника по костюмам, художников-постановщиков, оператора отменны, Фильм красиво снят. Ладно, фильм-фэнтези о Гражданской войне.
Если посмотреть на «Квартет Гварнери» под другим углом, то перед нами культурологический детектив. Отвлечёмся от идеологических пристрастий (кто — за красных, кто — за белых). В фильме формулируется чёткая и актуальная и для наших дней система ценностей. Музыка, культура — это высшая ценность, даже во время Гражданской войны. Интеллигенция, честно выполняя свою работу, служит стране и народу. Музыка, осмысленный звук формируют душу любого человека, и никакие деньги, идеологии, войны и социальные катаклизмы не в состоянии этого факта изменить. Мне кажется, что в западном кинематографе 70-х были только отдельные подходы к такой культурологической проблематике. Как ни странно, ближайший аналог (снятый в совершенно иной эстетике, с иными художественными достоинствами и на ином материале), который вспоминается навскидку — это (не удивляйтесь) французский фильм «Все утра мира».
Хорошо подобран музыкальный ряд. Музыканты из «Квартета Гварнери» исполняют итальянскую барочную музыку XVIII века, и в музыке старых мастеров находят духовную напряжённость, отражающую эпоху революционных перемен. Характерно, что люди-осколки Российской империи показаны в фильме с симпатией. Коллекционер Буторин (в исполнении Вацлава Дворжецкого) бескорыстно передаёт свою коллекцию иностранцам, надеясь спасти её от гибели в Советской России. Отставной царский генерал в Одессе отдаёт свою коллекцию старинных инструментов музыканту из Большого театра, увидев, что музыка в России не умерла и востребована.
Фильм под настроение, со «вторым дном». Можно в нём увидеть всего лишь очередной наивный советский истерн-детектив, ну а можно его смотреть как фильм о музыке и музыкантах — связывающем элементе культуры любого общества.
8 июля 2019