Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Красавица и чудовище |
английское название: |
Panna a netvor |
год: | 1978 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Юрай Герц |
сценаристы: | Юрай Герц, Ота Хофман, Франтишек Грубин, Жанна-Мари Лепренс де Бомон |
видеооператор: | Иржи Махане |
композитор: | Петр Гапка |
художники: | Джозеф Павлик, Владислав Рада, Владимир Лабски, Ирена Грейфова |
монтаж: | Яромир Яначек |
жанры: | ужасы, фэнтези, мелодрама, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 января 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Так уж получилось, что я посмотрела эту сказку. Если передать впечатление в двух словах — просто жесть. Непонятно кто придумал назвать ЭТОТ фильм- детской сказкой.
В этом фильме ужасная режиссура и своя подача материала, которая весьма своеобразна. Складывается впечатление, что режиссер перепутал жанры и решил воплотить свои ночные кошмары а может просто нездоровые фантазии на экран — через тотально перекроенный сценарий прекрасной сказки о торжестве любви над злыми чарами.
И совершенно непонятно откуда столько диких восторгов по поводу данной экранизации? Во всем фильме — ни одного светлого, радостного кадра.
Обилие кровавых эпизодов для детской психики — зашкаливает.
Начиная с разделывания свиных туш в городе и резни в лесу, разорванной груди несчастной заблудившейся в лесу девушки, убийства чудовищем олененка, кровавых отпечатков лап на зеркале… — всего не перечесть. Зачем это надо было вставлять в сказку? Это и так есть в каждом малобюджетном современном фильме. Все это под очень унылую тягомотную музыку. Воплощенный кошмар на экране да и только. И Это фильм для детей? Точно? Вы ничего не перепутали? Возможно кто то находит обилие крови прелестным, кому то нравится грязь, а кто то получает удовольствие от насилия — это их глубоко личное право.
Понимаю, что у нас современное толерантное общество, и рамки между добром и злом стали сильно затерты, но считаю подобного рода действа абсолютно излишними в детском кинематографе.
Тем более странно становится когда видишь год выпуска ленты.
Открытая пропаганда насилия в ДЕТСКОЙ СКАЗКЕ это перебор.
Что же мы имеем: само действие ужасно затянуто, нудно и мрачно.
Бездарная игра актеров и топорные диалоги которых немного. Страшный, злобный, агрессивный принц без единой реплики не вызывает абсолютно никакого сочувствия. Единственное как бы «доброе» дело которое он совершает — то что он все таки решает НЕ убивать свою гостью… Как-то маловато мотиваций для превращения чудовища в человека. К тому же, малоизвестный актер Властимил Харапес не может похвастаться даже самой малостью красотой внешности. Так что чуда в финале не произошло и любоваться прекрасным принцем не пришлось. Здена Студенкова смотрится просто колхозно в образе красавицы. Её «красавица» — это тетя не от мира сего, с двумя деревянными эмоциями и рассеянной улыбкой на лице. Весь фильм было желание встряхнуть ее хорошенько. Актрисы играющие завистливых сестер — были гораздо ярче и эмоциональнее. Любовь, возникающая по сюжету, сыграна крайне неубедительно. «Она его за муки полюбила, а он ее — за состраданье к ним». Ни мук ни состраданья в сюжетной канве даже не угадывается. Есть только злобная тварь, убивающая все что попадется и лунатичная барышня. Зрителю никак не показано что заколдованный принц становится прекрасным прежде всего внутри, и уж потом внутренние качества отражаются во внешнем облике. С чего бы главной героине полюбить монстра? Разве только с тоски да еще с неоформившихся девичьих фантазий во снах. Это уже прямой отсыл к взрослым мотивациям дедушки Зигмунда Фрейда.
Пожалуй стоит отметить и странные костюмы — невесть откуда повыдернутые из разных стран и эпох.
Мрачные, убогие декорации вгоняют в беспросветную тоску без надежды на лучшее. Замок в фильме больше похож склеп, и только в болезненных сновидениях главной героини он смутно похож на то, чем должен был бы стать в результате. Но нам этого опять же не покажут. Не будет ни расколдованных придворных, ни пышных нарядов ни веселой свадьбы.
Краткое резюме выглядит так: маразм под прикрытием «сказочки для малышей».
У кого есть дети — не показывайте им эту дичь, если не хотите потом тратиться на хороших психологов, работающих с детскими травмами. Не рекомендую никому. Не тратьте свое время — разочарование от фильма гарантированно.
3 марта 2019
Сколько я себя помню, с самого раннего детства, я просто обожала смотреть чешские вариации всем известных сказок. Особенно они запоминаются тем, что очень яркие, добрые, да детям приятно смотреть. К сожалению, до этого фильма я добралась только в свои шестнадцать лет и нисколько об этом не пожалела.
Сюжет достаточно прост: жил-был купец с тремя дочерьми, Габинкой, Малинкой и Юлией, и только собирался выдать двух старших замуж, как его обоз терпит крушение. Делать нечего, пришлось ему продавать портрет покойной матери дочерей, только вот попадает он в усадьбу к монстру, у которого захотел взять цветок для младшей дочки, но тот возмущается и приказывает, что купец должен вернуться к нему либо сам, либо должна явиться Юлия, младшенькая. Дальше всё и так понятно.
Данная экранизация всемирно известной истории далеко не такая красочная и яркая, как мы привыкли видеть. Тут даже нет чисто разноцветных тонов — всё выполнено в довольно-таки мрачных оттенках. Атмосфера нагнетающая и вовсе не сказочная, как, например, в том же известном мультфильме Диснея. И этим-то данный фильм и запоминается. Всё довольно натуралистично, и, несмотря на то, что монстр предстаёт нам в виде птицы, он здорово так пугает. Да, да, именно монстр, не чудовище. Почему-то во многих экранизациях режиссёры опускают его зверские качества, и главный герой достаточно резко меняется. Тут же его преображение показано постепенно, как и в переносном смысле, так и в буквальном. Плюс замечательная актёрская игра главного героя не может не оставить зрителя равнодушным.
Про что хочется сказать отдельно — декорации. Перед просмотром фильма я прочитала в Википедии, что он получил приз, как «Лучшая режиссёрская работа». И я с этим согласна. Зачарованный облезлый лес, словно мёртвый, гнетущая атмосфера готической полуразрушенной усадьбы, реалистичность жития купца и его дочерей — всё это вызвало у меня восторг, потому что прежде всего я за то, чтобы всё было показано так, как оно есть. Конечно, фильм довольно затянут, но этого даже не замечаешь, следя за развитием отношений зверя и Юлии, красавицы. Кстати, она действительно красива и чем-то напомнила мне Анжелику. Вот это как раз таки тот самый случай, когда доброта, очарование, некая наивность вкупе с красотой поражают. Невольно понимаешь монстра, которого эта девушка очаровала.
Ну и какой же фильм может обойтись без музыки? Правильно, никакой, потому что музыка — неизменный атрибут для создания нужной атмосферы и общего настроя. В данной экранизации чудеснейшая музыка, которая очень ярко характеризует многие моменты фильма — первое появление главного героя, его знакомство с Юлией, и их тема любви, которую я в последнее время буквально заслушала до дыр. Сама картинка плюс хорошая музыка создают общую эстетику экранизации бессмертной истории любви.
Итак, это достаточно милое и одновременно пугающее кино с элементами ужаса стоит посмотреть каждому, кто давно, так же как и я, интересуется различными вариациями сказки «Красавица и Чудовище». Правда, я бы не назвала этот фильм сказочным, скорее, приближённым к реалиям Средневековья, но от этого он не утрачивает своего очарования. Определённо, он стоит просмотра хотя бы ради каноничности, прекрасного музыкального сопровождения и достойных декораций. Итого, моя оценка этому замечательному творению, выполненному в лучших традициях чешских сказок:
9 из 10
29 мая 2018
«Красавица и чудовище» Жана Кокто, творца со сложными, но очень тесными отношениями с сюрреализмом, обычно характеризуется как сновидческое, построенное на логике бессознательного кино, и обоснованно, но версия той же сказки от Юрая Герца намного намного больше напоминает запечатлённый на плёнке сон. Это объясняет и сильные, и слабые стороны фильма.
Образность в фильме Герца на высоте. Его чудовище — самое страшное и запоминающееся из всех киноверсий этой сказки, несомненно, подлинно чудовищное и инаковое. Уже в оригинале сказки заключалась также идея инаковости всех его владений, не принадлежащих обычному миру; в своей экранизации Кокто, верный орфическому мифу, усилил эти тенденции. И всё-таки именно у Герца замок чудовища оказался подлинно потусторонним и сюрреалистическим, наполненным странными и необъяснимыми деталями. Ясно, что над декорациями была проделана огромная работа.
Но речь не только о дизайне. Чудовище разработано совершенно своеобразно как образ. Почти всегда мы видим этого персонажа страдающим от проклятия, о несовпадения самоощущения и внешности, отчасти ещё от противных ему потребностей, приходящих с этим обликом. Но в фильме Герца нет, в общем-то, прямых указаний на то, что чудовище вообще было когда-либо человеком; некоторые пассажи можно понять так, но это совсем не обязательно. Его место обитания совершенно, повторюсь, не-человеческое во всех аспектах, да и обликом своим чудовище не тяготится, даже напротив. Но какая-то его часть жаждет любви, а любовь чревата превращением в человека. Именно об этом Герц и снимает — не о возвращении человеческого облика, не об опознании прекрасного человека под покрывшей его коростой, а об очеловечивании под воздействием любви.
И в этом отношении особенно интересно, как решены отношения чудовища с красавицей Юлией. В отличие от других экранизаций, оно не показывается ей до самой кульминации, беседуя с девушкой из-за спины и из теней. А когда показывается… Словом, это история не о том, как девушка перестаёт замечать уродство возлюбленного, а о том, как чувства преображают понемногу (буквально так!) его самого. Причём преображению этому он сам (ну, во всяком случае ясно, что чёрта на люстре, с которым беседует чудовище, Юлия увидеть и услышать не способна) противится, но не хочет отказаться от любви.
К сожалению, всё, что не относится к этой сновидческой теме перерождения, то есть всё, кроме декораций, музыки, да диалогов чудовища и чёрта, скорее разочаровывает. Герцу явно интереснее строить атмосферные немые сцены в замке и его окрестностях, чем выстраивать сюжет или раскрывать Юлию как персонажа, не говоря уж о её сёстрах, которые занимают часть хронометража, но ни для чего в фильме не нужны. Все сцены в доме Юлии поданы очень поспешно и оттого ненатурально и невнятно (особенно её отъезд к чудовищу). Весьма сумбурный местами монтаж и необоснованно резкие переходы между сценами ещё добавляют сумятицы.
Да и финал наступает очень резко, и, хотя я и хвалил выше Герца за недосказанность относительно природы чудовища и замка, в конце он оставляет всё же слишком много вопросов. Наконец, чисто эмоционально финал слаб: после яркой внутренней борьбы чудовища мы не видим его решительной победы или его реакции на новую самость. Остаётся внутреннее ощущение, схожее с тем, когда тебя отвлекли от экрана в последние минуты фильма и ты его просто не досмотрел.
Всё это, надо признать, тоже вполне соответствует ощущению скорее сна, чем рационально рассказанной истории — у наших сновидений тоже редко бывает продуманный темпортим, многие сцены куда-то проваливаются, а логичный финал редко наступает раньше звонка будильника, — но стоило ли настолько тщательно воспроизводить эти ощущения в кино?
Лента Герца, несомненно, запоминается, и по многим статьям явно превосходит другие версии «Красавицы и чудовища», но как фильм страдает всё же от слишком многочисленных недостатков.
6 из 10
8 октября 2017
Две избалованные дочки купца Габинка и Малинка собираются замуж, да с размахом. Но у бати случаются непредвиденные неприятности — дичайше ценный обоз купца по дороге домой досадным образом пропадает. Оставшись с голым задом, тупые дочки посылаются женихами нафиг, а купец отправляется продавать последнее ценное, портрет покойной жены от ставшего популярным художника. Забрёл с этим портретом купец известно куда — в заброшенный замок, где у него некто щедро выкупил портрет. Но позарилась загребущая рука купца ненароком на росшую в замке розу, обещанную для третьей доброй и скромной дочки Юлии. Тут-то и огрёб папаша, получив в наказание смертный приговор, но и возможность попрощаться с близкими. А там уж Юлия решает взять сию участь на себя.
Если массовый зритель кое-что и знает о чешском кино, то конечно же добрые, остроумные и увлекательные сказки: «Три орешка для Золушки», «Арабела», «Румбурак», «Беляночка и розочка» и прочие. Хотя были и не очень добрые, даже дикие, вроде «Алисы» Яна Шванкмайера и «Валерии и страны чудес» Яромила Иреша. Вот «Красавица и чудовище» зиждется где-то между. Взяв за основу мрачную сказку Жанны Мари-Лепренс де Бомон, режиссёр Юрай Герц выжимает из неё весь возможный мрак, перенося большую часть своей преимущественно камерной постановки в готические грязные развалины, напоминающие больше пещеру, нежели замок, окружённые бурлящими говном болотами, облезлым мёртвым лесом и заправляемые измазанными смолой чертями. Сам же владелец замка по традиции страшён, но ужаса не вселяет — видок проклятого принца напоминает общипанную ворону с большим клювом и когтепальцами, да в сальном плаще, — зато плотно сидит на паранойе, часто разговаривая с шепчущим (в голове) голосом. В такой вот едрит-мадрит, напоминающий квартиры позабытых бабушек, живущих на российскую пенсию, попадает красавица Юлия, здесь же и разворачивается основной лямур — вполне годный и проникновенный, ибо как-то обходятся без всяких тупых песен и плясок кружек, подсвечников, поварёшек. Заметной же особенностью Герца выявляется недосказанность (покажись — не покажусь), и играет он в эту игру прилично долго (увидит Юлия своего пленителя лишь за 20 минут до финала), строя взаимную привязанность на оральном взаимодействии. Но добирает своё за счёт правильного решения: добротный, соответствующий локациям барочный органно-струнный саундтрек играет у Юрая большую роль, нежели слова, и частенько выдаёт замысел чуть ли не балета по мотивам, заставляя глубже проникнуться происходящим. Не скажу, что меня когда-либо грела эта сказка, но если и выбирать, то Диснею бы железно предпочёл версию Герца.
7 из 10
12 мая 2017
Вот за что я люблю чехословацкие фильмы-сказки, так это за свою трактовку сюжета, который всё равно заканчивается так, как должна закончиться.
Прежде всего хочется сказать о сценарии. Юрай Херц качественно подошёл к каждой детали. Жуткий замок с двигающимися статуями-стражами, готические нотки во всём. Особенно музыка. Пафосно-жутковатый орган прямо-таки создавал настроение.
Всё затемнено, нет никаких ярких оттенков, только серый, тёмно-коричневый, болотный и т. д. Можно сказать, что готический жанр литературы перевоплотился на экран 1978 года весьма доброкачественно. Сказка «Красавица и чудовище» вообще с эпохи средневековья гуляет по свету. А те сказки не всегда были добрыми. Юрай Херц собственно напомнил об этом.
Образ Чудовища. Другой взгляд, более схожий со сказками Пьеро, а не с детской адаптацией. Монстр получился действительно монстром, а не просто заколдованным человеком. Почему-то про «животную», агрессивную, злую часть мало кто вспоминает. Мол, при нескольких разговоров чудовище избавляется от своей «зверимости». Так было во многих фильмах и мультфильмах, но только не в этой экранизации. Факт, что человек прожил в таком облике достаточное количество времени, и от привычек избавиться сложно, забывается и почему-то плавненько уходит на задний план.
А здесь борется внутри монстра идёт борьба человека со зверем, которому надо просто убивать и быть в одиночестве, выживать и ни о чём не переживать. Самодовольничать своим одиночеством, и не тяготиться им. Внутренний голос зверя остаётся голосом. Мысли, преследующие постоянно и не дающие покоя. Ипостась зверя так и не показывается. Голос остаётся голосом, а в конце и вовсе исчезает. Поэтому логичность перехода от зверя к человеку прослеживается очень и очень постепенно.
Всё по средневековой сказке, а не по детской адаптации.
Вся суть фильма заключается в фразе зверя «Прекрасным мужчину делает женщина», так и есть.
и да, влияние экранизации «Красавицы и Чудовища» 1946.
В общем, советую посмотреть обе экранизации.
24 марта 2013
Существуют фильмы, в которые просто влюбляешься. Будучи вообще поклонницей данной истории, я ни капельки не пожалела, что посмотрела эту экранизацию, снятую по мотивам «Аленького цветочка» (жаль, что не довелось посмотреть её в детстве…). Фильм сохранил удивительную сказочную атмосферу, порадовал хорошим музыкальным сопровождением и, как не удивительно, весьма неплохими декорациями. Нет, конечно, кое-где (особенно почему-то в начале) видны минусы декораций, но сам замок со слугами передан почти блестяще (особенно для тех лет!). Костюм чудовища тоже порадовал (честно говоря, я ожидала чего-то совсем другого, особенно, когда чудовище сразу не показали). Может быть, я боялась, что чудовище будет больше похож на манекен, но костюм достаточно неплох (конечно, сейчас с компьютерными возможностями можно сделать гораздо лучше). Кто-то, возможно, скажет, что фильм местами немного затянут, но для сказки в её классическом стиле, я бы сказала, он очень удачен. Хотя некоторые детали в нём опущены. Как мне кажется, немаловажные детали. К примеру: почему чудовище вообще стал чудовищем или он был таким? Имел ли он до встречи с Юлией человеческий облик? И с кем он всё время разговаривает? Кто подбивает его на убийство прекрасной девушки? Внутренний голос? Вообще, предыстория тут явно хромает. А один момент мне, несмотря на самые положительные впечатления от картины, показался смешным: когда отец сорвал цветок для дочери и тем самым разозлил чудовище. Наверное, этот эпизод можно было показать куда эффектнее (я утверждаю это лишь потому, что при дальнейшем просмотре видела неплохие задатки для подобного). Здесь же не показывают чудовище, да и его гнева, который мог бы вполне отразиться на замке (не знаю, ветер… ураган, буря… огонь…), а отец, который должен играть испуг, явно переигрывает. Подобная сцена поселила во мне большой скепсис относительно продолжения.
Жаль, что не смогла найти картину в озвучке и пришлось смотреть с субтитрами, но очарования от этого она не потеряла. Очень хорошо передана кое-где гнетущая атмосфера замка и то, как меняет его Юлия своим появлением. Вообще именно красота многих кадров и съёмок меня тронула. В общем, это чудесная история о любви, талантливо воплощённая в фильме, не смогла оставить меня равнодушной.
26 июня 2012