Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек, которому везло |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Ершов |
сценаристы: | Глеб Панфилов, Константин Ершов |
продюсер: | Дмитрий Коптев |
видеооператор: | Дмитрий Месхиев |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Марина Азизян, Л. Дудко |
монтаж: | Изольда Головко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
5 февраля 1979 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 24 мин |
- Владимир Алексеевич, возьмите меня в поле
- Я с женщинами в поле не хожу...
Авторы этой картины сумели совместить в картине три достаточно разрозненные линии. Это и производственная история о поиске бокситов, и историческая сага, повествующая о непростой жизни человека в трудную эпоху, и, что неожиданно, поэтическое восхищение Уралом и Жизнью. За счет этого фильм получился изящным и в то же самое время понятным.
Перед зрителем проносится жизнь человека. Его работа. Его семейная жизнь. Личные трагедии. Одиночество и отцовство. Вот Георгий Бурков - Ишутин стоит вместе со своей будущей супругой. Вот он уже с гитарой в компании товарищей. Эти бытовые моменты перемежаются с настоящим артхаусом - обнаженный отец вместе с двумя сыновьями восторженно глядит вдаль и погружается в реку. Не менее запоминающимся вышел и волейбольный матч: пожилой мужчина прилег отдохнуть на лужайке зачарованно глядя за игрой молодых атлетичных спортсменок. Наслаждаясь красотой в движениях одной из них он прощается со своей жизнью...
Но авторы ленты сумели выдержать баланс. Фильм не перегружен метафорами. Тут есть и вполне житейские заметки. Среди них и описание рутины, и комические моменты. Так, наш Ишутин, когда оказывается в помещении, в котором моются незнакомые ему женщины - находчиво снимает все стеснение: 'Здравствуйте, товарищи женщины'. И бабы ему дружно отвечают: 'Здравствуйте, Владимир Алексеевич!'.
Но будут в фильме и трагические моменты. Они уничтожают своим бесстрастным реализмом. Щелк... и среди невнятной рутины женщина попадает в болото. Она прощается с детьми, ставшими свидетелями трагедии. Это отрезвляет и ставит все на свои места, приближая ленту к 'Сибириаде' Кончаловского.
И это ее далеко не все. Благодаря взаимодействию Буркова и Пороховщикова мы получаем и замечательные моменты, связанные с поиском ископаемых. Поэтичный герой Буркова стремится во всем найти вдохновение. Он - одиночка, погружен в себя и будто бы совсем не годится для трудовых подвигов. Однако как внимателен к нему строгий внешне Торкин - Пороховщиков. Номинальный руководитель тут вынужден спрятать все свои амбиции и лишь изредка напоминать о них. Он бережен к своему подчиненному и никогда не забывает об их общей цели.
Этот фильм бы быть шедевром. Не хватило постановочной уверенности и стройности изложения. Все было сделано с размахом, но небрежный монтаж сводил на нет многие достоинства картины. Бурков и Пороховщиков выдали замечательные актерские работы. Да и еще может быть все дело в современниках. Они похоже в полной мере и не оценили того, что об Урале и романтичном геологе можно сделать нечто столь значимое. Не поверили...
- Владимир Алексеевич, возьмите меня, пожалуйста, в поле.
- В поле не возьму. В жены — пожалуйста...
- Я согласна.
7 из 10
6 февраля 2025
«Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе. Значит, что-то не раскрыли мы, что следовало нам бы! Значит, слабенькие крылья — наши сладенькие ямбы, и в пегасовом полете не взлетают наши кони… То-то физики в почете, то-то лирики в загоне…» Борис Слуцкий. «Физики и лирики» (1959)
Прототипом Ишутина является известный на Урале человек — Николай Акимович Каржавин. Написано о нём много. Есть отдельные издания, есть очерки и статьи в журналах и газетах. Сняты два фильма, один из которых — «Человек, которому везло» режиссёр Константин Ершов подарил советским зрителям более 35-ти лет назад. Фильм замечательный и проникновенный, потому что о судьбе необыкновенного человека рассказали талантливейшие актёры.
Своеобразная антитеза «физики-лирики» проходит красной нитью сквозь всю ленты, помогая раскрыть характеры людей. Ишутин — неподражаемый в своей почти детской открытости Георгий Бурков, «лирик» «чистой воды», жизненное предназначение которого — «жечь глаголом правды». Но вот встречается ему вдова военспеца «Красная Шапочка» и широкая дорога на Парнас мгновенно превращается в узкую извилистую геологическую тропу. В определённом смысле «Красная Шапочка» для Ишутина — это настоящая Муза, позвавшая его в дорогу длиною в целую жизнь.
Если Ишутин «лиричен» во всём, что касается его жизни, его работы, его поступков, то Торкин (Александр Пороховщиков) — прагматичный «физик» до мозга костей. Как номенклатурный работник он аскетичен во всём, что касается проявления чувств, но при этом по-дружески благоволит Ишутину даже в такой непростой период времени, когда за срыв оборонного госзаказа можно было надолго угодит в лагерь. Но Ишутин — это человек, которому действительно везло. Везло с друзьями, везло со спутницей жизни, везло в поисках стратегического сырья для страны.
Фильм, не в ущерб основной канве повествования, буквально пропитан лирикой. И пусть режиссёр позволил себе немного пофантазировать в сцене, где два друга решают, как назвать будущее месторождение. («В штабеле я увидел типичные шаровые образования красного боксита. И тут невольно возникла мысль назвать месторождение Красная шапочка». Н. А. Каржавин Красная шапочка, 1975г. издательство «Советская Россия») Но режиссёрская версия поэтичнее — пусть такой и остаётся. «Главное любить то, чем занимаешься — тогда тебя просто невозможно будет не любить!..»
Памяти двух великих актёров, подаривших нам бесценное богатство своего таланта: Георгий Иванович Бурков (1990), Александр Шалвович Пороховщиков (2012).
12 января 2014